Цель: помочь подросткам понять причины и последствия межнациональных конфликтов в современном мире.
Формируемые компетенции:
называть причины межнациональных конфликтов;
приводить примеры межнациональных конфликтов;
оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее;
последствия с точки зрения перспектив развития человечества;
предлагать пути решения межнациональных конфликтов.
Ход урока
Введение в проблему. Задание: сравните две ситуации.
Первая ситуация – притча: встречает как-то человек из одного племени волшебника, и волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что пожелаешь, но у твоего врага, человека из другого племени, будет все то же самое, но в два раза больше». И человек из племени отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».
Вторая ситуация из истории: «Эпизод между запорожцами и крымскими татарами, произошедший в XVII веке: надо ли напоминать, что время было кровавое, и крымские татары не раз обрушивали сокрушительные удары по землям Украины, и запорожские казаки наносили удары по крымцам. Особенно прославился такими ударами атаман запорожского войска Иван Сирко. Немало побед одержал он и над турками. Его именем татары унимали плачущих детей. Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия казаков отводит крымским татарам земли для переселения, свободные от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Сирко возмущенное письмо – зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах чума. Дети, женщины падают в траву и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»
Вопросы для обсуждения:
1) Какая проблема рассматривается в данных ситуациях?
2) Есть ли различия между первой и второй ситуацией, если да, то в чем она проявляется?
3) Сформулируйте основную проблему урока (проблема межнациональных отношений).
Формулируется тема урока и основные вопросы:
Причины межнациональных конфликтов.
Пути преодоления межнациональных конфликтов.
Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.
Третья ситуация: «Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х – начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы – от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..» Предположите дальнейшее развитие событий.
Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону.
Вопросы: 1) О чем говорит данная ситуация? (Народ воевать не хочет.)
2) Тогда почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?
Задание: перечислите межнациональные конфликты с конца 80-х до наших дней (можно отметить на политической карте мира географию межнациональных конфликтов).
Задание: сделайте выводы из полученного результата, которые наглядно представлены на карте. Возможные ответы учащихся: межнациональные конфликты – неизбежный спутник цивилизации, во многих конфликтах проявляется глобальная проблема противостояния стран «Севера» и «Юга».
Задание: мозговой штурм в творческих группах по 4 человека. Предположите, что, на ваш взгляд, является причиной межнациональных конфликтов. Приведите конкретные примеры из истории и современности.
Ущемление прав народа при распределении жизненных благ (власти, денег, ресурсов, привилегий и т. п.). Положение русских в прибалтийских государствах.
Негативная реакция народа на проводимую властями дискриминационную политику в отношении конкретного этноса. Депортация народов в СССР в сталинский период – предпосылка к началу чеченской войны.
Территориальный вопрос. Израиль и Палестина.
Бытовые и расовые предрассудки.
Конфликты, в основе которых лежат религиозные причины. Шииты и сунниты в Ираке.
Конфликты, вызванные действиями отдельных политиков, политических партий и организаций. Война и распад Югославии.
Задание: составьте типичные ситуации, провоцирующие конфликты между народами, представьте их классу. Учащиеся должны определить, о какой причине идет речь.
Причины преодоления межнациональных конфликтов.
Вопрос: В чем опасность межнациональных конфликтов?
Задание: подготовить в группах программу преодоления межнациональных конфликтов, выделив основные пути их преодоления.
Группы представляют свои творческие задания, которые оцениваются другими группами по критериям: реалистичность предложенных вариантов решения проблем; гуманистический характер предложенных мер; логичность, точность, обоснованность предложенных мер.
Задание: слушая выступления групп, каждый в тетради фиксирует принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе отношений между народами в современном мире (избегать насилия в решении межнациональных вопросов, гуманизм, поиск компромиссов, развитие демократии, правовых начал в отношении между народами, уважение к представителям другой национальности, религии, культуре другого народа, милосердие).
Домашнее задание: сравнить свои записи в тетради (выводы) с принципами, изложенными в Конституции РФ и в национальной доктрине России.
Автор уроков Оксана ЦВЕТКОВА, учитель истории и обществознания гимназии №33, Кострома
Комментарии