Цели урока истории на тему «Первые русские князья»: дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии; образовательная – способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси; развивающая – способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Тип урока –
Основные методы – частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная и групповая.
Средства обучения – тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник, бортовой журнал, летописные источники с пропущенной информацией.
Структура и содержание занятия
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, настраивает детей на активную деятельность.
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как развивались события после призвания варягов.
Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Давайте прислушаемся к голосу истории… «В лето 6387 (879 г.) умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки сына Игоря, ибо тот был совсем еще мал…».
Интересные сведения о первых русских князьях оставил историк ХIХ века Н.М. Карамзин, писавший в своём труде «История Государства Российского»: «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». Как вы понимаете его фразу? Давайте вспомним, кто такой Рюрик и кем он был? Что представляла собой территория, которой он управлял?
Ответы учеников.
Учитель: Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Первые русские князья».
3. Изучение нового материала. Работа в группах.
Учитель: Свое первое знакомство с русскими князьями мы начнем с князя Олега. Невольно вспоминаются строки А.С. Пушкина :
Запомни же ныне ты имя мое:
Воителю – слава отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда…
Давайте вместе прочитаем летописные отрывки, относящиеся к князю Олегу (см. приложение 1). Что мы скажем о роли князя Олега во внутренней и внешней политике?
Наша дальнейшая работа будет проходить в группах. Вы должны заполнить таблицу, показать роль вашего исторического героя во внутренней и внешней политике. Группа №1 будет работать с летописными источниками о князе Игоре, №2 – о княгине Ольге, №3 – о князе Святославе. На работу вам дается 3 минуты. (см. Приложение 2).
Ученики заполняют бортовой журнал.
Учитель: Итак, настало время познакомится с князем Игорем. Известно, что в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля, а сам он получил прозвище Старый. А какова роль князя Игоря согласно вашим источникам?
Учитель: После Игоря у власти в силу малолетства Святослава оказалась княгиня Ольга – умная и дальновидная правительница, о которой Н.М.Карамзин сказал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – Мудрою». Какую же информацию вы нашли про княгиню Ольгу?
Учитель: Прошли годы… Возмужал Святослав, стал князем Киевским. Прозвали его за стремительность Барсом, за доблесть Александром Македонским Восточной Европы. Оцените и вы роль этого исторического героя.
Учитель: Вернемся еще раз к высказыванию Н.М. Карамзина «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». Что произошло с древнерусским государством за 80 с небольшим лет? Обратим свой взор на карту.
Работа с картой.
Учитель: Какую же роль сыграли первые русские князья в формировании древнерусского государства?
4. Закрепление.
Учитель: Чтобы проверить, как мы разобрались в сегодняшнем материале, предлагаю вам заполнить пропуски в тексте по фактам летописи, определив, о каких правителях идет речь. (См. приложение 3).
Ученики работают в группах, определяют имя правителя.
5. Рефлексия.
Учитель: В завершение урока предлагаю вам продолжить одну из фраз:
Я считаю, что наиболее удачным на занятии было…
Мне хотелось бы порекомендовать…
Я сегодня на занятии открыл для себя…
На занятии меня порадовало…
Я удовлетворён своей работой, потому что…
Ученики выбирают 1-2 предложения для оценки своей работы на уроке.
Домашнее задание.
Прочитать параграф и ответить на вопросы (устно).
Сравнить внутреннюю и внешнюю политику 1-х русских князей.
Составить кроссворд по теме «Первые русские князья».
Приложения
Приложение 1.
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о деятельности князя Олега
В лето 6390 (882). Пошел в поход из Новгорода Олег, набрав с собой многих воинов… Узнал Олег, что княжат в Киеве Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к вратам Киевским, неся малолетнего Игоря. Укрыл он своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Купец я, и идем мы в Царьград от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»…
Попытайтесь дать оценку действиям князя Олега.
Как характеризует полководческий талант Олега летописный рассказ о походе на Константинополь в 907 году?
«Пошел же Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Пошел Олег на конях и кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду, и греки город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались, и передали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
Приложение 2. Бортовой журнал.
Правители
Внутренняя политика
Внешняя политика
1. Олег
(879-912)
2. Игорь
(912-945)
3. Ольга
(945-965)
4. Святослав (965-972)
Источники
О князе Игоре
Дайте оценку действиям и решениям князя Игоря.
Князь Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году русские на 10 тысячах кораблях пошли на греков, много горя принесли византийцам, одолели греческое войско в сухопутном бою, а к вечеру нашли укрытие на кораблях. Греки же стали трубами пускать огонь на русские ладьи. Русские же, увидев пламя, бросались в воду, пытаясь спастись, а возвратившиеся домой говорили: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их».
Игорь собрал большое войско и в 944 году попытался отомстить за неудачу первого похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.
Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».
В чем можно упрекнуть князя Игоря?
О княгине Ольге
На основании отрывка из летописи объясните, что изменилось в Древнерусском государстве после смерти князя Игоря.
«И пошла Ольга по земле древлян, определяя повинности и распорядок. И есть становища ее и ловли до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном Святославом, и пробыла здесь год.
В лето 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани, и по Луге — оброки и дани… И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним…»
Дайте характеристику изменениям, введенным княгиней Ольгой. Выберите характеристики, с которыми вы согласны, из списка или сформулируйте свой собственный вывод:
1. Нововведения княгини Ольги — это месть за смерть любимого мужа.
2. Княгиня Ольга изменила порядок уплаты дани (полюдья).
3. Княгиня Ольга упорядочила уплату дани: точно определила места сбора дани и количество дани.
4. Действия княгини Ольги укрепляли княжескую власть.
5. Действия княгини Ольги укрепляли древнерусское государство.
6. Нововведения княгини Ольги можно оценить как древнейшую реформу налогообложения в государстве.
Киевские князья Олег, Игорь воевали с византийцами. Их пребывание в Константинополе было связано с военными походами. С какой целью отправилась в 957 году в Константинополь (Царьград) княгиня Ольга?
О князе Святославе
Используя летописные отрывки и историческую карту, определите направления деятельности князя Святослава
1. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце.
2. И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу со своим каганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их Белую Вежу взял.
3. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас едва не взяли печенеги». Услышав эти слова, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев, и прогнал печенегов в поле.
4. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
Какая характеристика, по вашему мнению, больше соответствует деятельности князя Святослава: «устроитель государства» или «талантливый полководец»? Докажите свою точку зрения.
Приложение 3.
По фактам летописи определите, о каких правителях идет речь.
Отправилась ____________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
«Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, – от него тебе умереть». ____________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
Отпустил _____дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большого богатства. Древляне же, узнав, что идет _____ снова, держали ответ свой перед князем.
Александр Шибанов, учитель истории и обществознания гимназии №2 города Кирово-Чепецка Кировской области
Иллюстрация с сайта http://songsolo.livejournal.com
Комментарии