search
main
0

Победа пополам . В Рыбинском лицее развивают склонности по потребностям

В лицее №2 города Рыбинска наука началась 12 лет назад с… аквариумных рыбок. В холле учебного заведения стоял аквариум, и один ученик настолько увлекся наблюдениями за рыбками, что написал научную работу. С тех пор все учащиеся лицея вовлечены в научно-исследовательскую деятельность.

Подарю дружка платочком

В Рыбинске лицей №2 всегда был лидером. В 1987 году в образовательном учреждении создали первые профильные классы, а в 1998-м перешли на индивидуальные образовательные маршруты.

– Идею мультипрофильной школы индивидуального образовательного маршрута мы позаимствовали у московской школы №1131, – рассказала заместитель директора лицея Людмила Морозова. – У нас профилизация начинается с 8-го класса. В 7-м классе идет подготовительная работа, с детьми работает психолог, который выявляет интересы и способности подростков, учителя советуют, на каких предметах стоит сконцентрироваться. В конце учебного года семиклассники сдают переходные экзамены в профильные классы. И начиная с

8-го класса ученики сами выстраивают учебный план: выбирают то количество предметов и в том наборе, которое их наиболее устраивает, но не ущемляя обязательной части учебного плана. Например, можно изучать математику без привязки к физике, как это традиционно принято в физико-математическом профиле, а соединить ее с историей, обществознанием или биологией. Помимо этого, у нас есть система спецкурсов, дополняющих основой учебный план. Спецкурсы лицеисты выбирают в зависимости от потребностей, чтобы развить те склонности, которые проявляются к старшим классам.

Таким образом, в образовательном учреждении отсутствует классно-урочная система. На уроки лицеисты ходят разными составами. Объединяют их только классные часы и другие совместные мероприятия. По словам педагогов, индивидуальные маршруты хороши не только в плане успеваемости, но и в воспитании: в отличие от своих сверстников учащиеся лицея общительны, их коммуникативные навыки развиты. А это сейчас много значит.

– Людмила Александровна, выходит, у каждого лицеиста отдельное расписание. Как же вы справляетесь?

– Приглашаем преподавателей из высших учебных заведений Рыбинска и Ярославля. С некоторыми факультетами Ярославского госуниверситета им. П.Г.Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского заключили соглашения о том, что их преподаватели работают в лицее, – ответила заместитель директора. – И все-таки от вузовских педагогов хотелось бы побольше активности в плане научной деятельности. По сравнению с ним школьный учитель проигрывает: у него не всегда есть возможности для организации экспериментальной работы, которые могли бы сказаться на результатах. Мы же хотим уйти от лекций и заняться исследованиями работами.

Первый задел на этом пути лицей уже сделал: в 1994 году образовательное учреждение создало научное общество учащихся (НОУ). Сегодня его возглавляет учитель химии лицея №2 Наталья Павлова.

– Сейчас у нас работают 13 секций. Понятно, что их число постоянно варьируется в зависимости от интересов учащихся и, в общем-то, от возможностей педагогов. К 10-летнему юбилею НОУ я проанализировала последние 6 лет работы общества. Выяснилось, что стабильно работали только две секции – языкознания и краеведения.

В научное общество лицеисты вступают с 8-го класса. Для шести-семиклашек работают специальные секции – «Юный краевед» и «Юный математик». Каждому новому члену НОУ в торжественной обстановке вручается членский билет, затем заводится специальная карточка, где фиксируется все: где принимал участие, каких успехов достиг, куда поступил учиться. В прошлом учебном году научное общество насчитывало 74 действительных члена. Их вели 22 научных руководителя. В идеале Наталье Павловой хотелось, чтобы все 65 педагогов лицея вели научную деятельность, однако это не каждому под силу. Учитывая высокий уровень обучения в лицее, нагрузка у педагогов еще та. Так что многих приходится уговаривать вести научную деятельность. И уж если кто взялся за работу, то обязательно доведет своих подопечных до призовых мест на олимпиадах – как муниципальных, так и всероссийских. Например, в 2003-2004 году лицеисты приняли участие в 8 выездных конференциях – в Москве, Санкт-Петербурге и Обнинске, где выступили более чем достойно: со всех мероприятий школьники приехали с дипломами и грамотами. Кроме того, лицей №2 – постоянный лидер научных событий местного масштаба, таких, как Золотаревские чтения или конференции, посвященные памяти академика А.А.Ухтомского.

– Если бы не поддержка директора лицея Бориса Богачева, мы бы вряд ли выезжали на конференции. Администрация находит деньги на поездки ребят в Москву и Санкт-Петербург, – рассказала руководитель НОУ Наталья Павлова. – Также с прошлого учебного года учителя-призеры стали получать премии от директора. Такая возможность появилась после перехода на подушевое финансирование. Если раньше премия для всех была одинаковой – 300-500 рублей, то сейчас педагогам, чьи дети одержали победу на конференциях, полагается вознаграждение в размере оклада. Те учителя, которые подготовили участников, но их воспитанники не получили призового места, получают 1-2 отгула.

Наталья Ивановна надеется, что материальная поддержка станет стимулом для учителей и они займутся научной деятельностью всерьез. Особенно педагоги трудового обучения и физической культуры. Увы, они практически не занимаются научной работой, считая, что их предметы для этого не созданы. И ошибаются. В прошлом году ученица 7-го класса Марина Боровкова с работой «Подарю дружка платочком, гладью шиты уголочки…» на XI муниципальной научной конференции школьников, посвященной памяти академика А.А.Ухтомского, заняла 1-е место. Руководила лицеисткой педагог трудового обучения Галина Васильевна. Так что науке все предметы покорны.

Десятиногие раки

и кетчуп

Отличительная черта научно-исследовательской деятельности лицея №2 города Рыбинска в том, что она действительно научно-исследовательская. То есть школьники не только пишут рефераты, но и сами, опытным путем, доказывают свою работу. Взять хотя бы проекты братьев-восьмиклассников Петра и Павла Акменов «Кровь или кетчуп? (Химия и судебно-медицинская экспертиза)». На эту тему Наталью Павлову подтолкнула заметка в газете о том, что на одном из судебных процессов защита прибегла к неожиданному приему и следы крови объявила следами кетчупа. А так как папа мальчиков работает в судебно-медицинской экспертизе, то они уже знают, что своей будущей профессией выберут криминалистику. Ребята перерыли кучу родительских книг, провели анализы крови и кетчупа и выяснили, что их качественные реакции действительно схожи.

Кроме того, лицей тесно сотрудничает с четырьмя центрами дополнительного образования Рыбинска. Во-первых, у них есть возможность выезжать с детьми в экспедиции (школа себе это редко может позволить), во-вторых, экспериментальная база там побогаче. Если же лицеистам случается сделать научное открытие вне стен родного образовательного учреждения, то победу лицей и центр дополнительного образования делят поровну. Именно так случилось в прошлом году: семиклассник Антон Алексеев в экспедиции кружка «Юный геолог» Центра детского и юношеского творчества экскурсий и туризма, куда он ходит с 11 лет, на реке Черемухе обнаружил кусочки десятиногих раков. До этого в литературе они описаны не были, поэтому для центра, лицея, Рыбинска и всего научного мира находка Антона явилась открытием.

– Дело в том, что для обнажений этого периода – 200-165 миллионов лет назад – десятиногие раки нехарактерны. Они жили позже. Да и вообще в средней полосе России их еще никогда не встречали, – объяснил суть своей находки Антон.

Помимо десятиногих раков в научной копилке мальчика – успешное участие в выездных олимпиадах. В 2004 году в Москве на открытой геологической олимпиаде он занял 3-е место, а в Санкт-Петербурге – 2-е. С Северной столицей у Антона особые отношения: в будущем он собирается поступать в Санкт-Петербургский государственный университет на геологический факультет. Потому что там училась руководитель кружка «Юный геолог» Татьяна Жукова.

То, что учащиеся лицея уже знают, кем хотят стать, заслуга профильных классов и НОУ. Как показывает 10-летняя практика общества, школьники выбирают будущую профессию, связанную с научной работой. И это у них действительно получается: 98% выпускников лицея без труда поступают в московские, питерские и ярославские вузы.

Рыбинск – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте