search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

Победа над сленгом. Заговори, чтоб я тебя увидел

Если уж сленг так волнует общественность, давайте попробуем разобраться в причинах его возникновения. Сленг выразителен, необычен, краток и смешон. Его употребляют тогда, когда надо опознать «своего», когда не хватает слов… Значит, мы должны что-то противопоставить ему. А победить его можно только одним: таким же выразительным, необычным, кратким, иногда смешным, но всегда богатым и правильным языком.

Поэтому на уроках я большое внимание уделяю культуре речи. Например, на уроках по фразеологизмам мы играем в игру «Змейка». Класс заранее готовит и учит большое количество устойчивых выражений. Потом задается тема, близкая детям, например «Конец урока и перемена», «Школьная столовая» и т. д. И каждый по очереди придумывает предложение на заданную тему, включающее в себя фразеологизм, чтобы получился смешной рассказ. Проигрывает тот, на ком «змейка» обрывается. Получается весело, выразительно, динамично. Еще один урок – путешествие в выдуманную страну. Дети рисуют карту сказочной страны и рассказывают о ней: какие там пейзажи, кто там живет и чем занимается, какие характеры у жителей. Одноклассники, прослушав выступление, задают докладчику дополнительные вопросы. Кроме оценки за работу и ее грамотную защиту, можно набрать очки и за интересные, правильно сформулированные вопросы.  Ученики 5-6-х классов очень любят такие уроки.Уже традиционны майские викторины по внеклассному чтению. Темы дети выбирают сами: юмористические произведения, сказки, фантастика, произведения А.Конан-Дойла…  Разбиваются на команды, придумывают вопросы и задания. Готовят сценки, рисуют иллюстрации – это побуждает их больше читать. А что лучше чтения развивает речь?!Я всегда с нетерпением жду наступления золотой осени, чтобы провести мои любимые уроки в школьном дворе. Мы берем с собой бумагу, ручки и идем на улицу «собирать настроение». Ребята разбредаются по двору и творят в одиночестве. На свет появляются черновики замечательных сказок, стихов, зарисовок. По материалам этих уроков мы выпускаем стенгазету «Наше творчество». А где же сленг? Где искаженные слова родного языка? А нет их! Золотая осень и первый снег не предполагают их использования…Хулиган и прогульщик Женька после такого урока впервые показал мне свои стихи:За окном полился дождь,Все домой бегут скорее.Он в своей стихии вождь,Он намного всех сильнее.Он, как страшный кровопийца,Портит людям настроенье.По ночам мне солнце снится – Вот такое, друг, мученье…Кстати, сейчас Женька мой коллега, он преподает в школе музыку.Еще один способ научиться ярко и метко выражать свои мысли – подражать великим, состязаться с ними. После изучения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина я всегда прошу детей сочинить свою – о школе, об одноклассниках – в стиле писателя.   Недавно на уроке мы пытались передать словами запах ландыша. Дети придумывали множество определений, записывали их на доске, а потом стирали по одному, наименее удачному, и в конце оставили три самых лучших и точных, по мнению класса. Затем я открыла доску, и дети увидели строки И.А.Бунина: И навек сроднился  с чистой -Молодой моей душойВлажно-свежий, водянистый,Кисловатый запах твой.Думаю, что именно тогда к ним пришло осознание того, что поэзия только с виду легка и воздушна. Пока Бунин побеждает в поэтическом соревновании. Но постепенно  дети начинают понимать, что коверкать эту красоту недопустимо, что сленг смешон своей убогостью. Возникает и укрепляется общественное мнение  класса, что надо говорить правильно, иначе будет стыдно. Но главную проблему я вижу не в сленге, а в неумении говорить на родном языке. Выразить свою мысль так, чтобы тебя поняли, – трудная задача для сегодняшнего школьника. Я стараюсь не оставлять без исправления ни одной плохо сформулированной фразы. Это дисциплинирует мыслительный процесс, заставляет обдумывать и строить предложения, прежде чем  произносить их. Обратите внимание: разговорная речь повсеместно небрежна, не выстроена, не обдумана. Ученик произносит набор слов «на тему», предполагая, что его и так поймут, так зачем же напрягаться! Лекарство от этой болезни, к сожалению, сейчас в дефиците. Это любовь к чтению. У меня есть несколько проверенных рецептов, и они просты, но это тема другой статьи.                                                                                                                        Еще я раздаю словники прямо в 5-м классе, а к 11-му объем входящих в них слов значительно увеличивается. На собраниях я рассказываю родителям о том, как важно правильно произносить слова, и прошу взрослых заниматься вместе с детьми. Ведь никогда ребенок не начнет правильно произносить слово «щавЕль», если дома говорят «щАвель». Прошу развесить по квартире листки с напечатанными словами, расставить в них ударения. Через некоторое время класс единым вздохом ужаса реагирует на заявление новенького о том, что на «огонек» нужно купить «тортЫ». Дети обретают слух, и этот слух уже режут ошибки в речи дикторов, продавцов, родителей.  Ребята с возмущением пересказывают услышанное, а я тихо радуюсь этому.Наши дети уже хорошо усвоили простую истину: речь человека может рассказать о нем очень много и хорошего, и плохого. Достаточно заговорить, и все поймут, что ты за человек, какова твоя культура, что тебя волнует.  Поэтому давайте говорить красиво, умно и правильно, например, так, как моя ученица Алиса Гроссман:Без конца и без смыслаСочиняю стихи:О закатах и числах,О безумствах стихий,О бессмертных рассветах,О любви, о мечтах,О мгновенности летаИ других чудесах.Сочиняю – и плачу,Улыбаюсь, спешу,Мне не нужно иначе – Только так я дышу!​Марина ВИШНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №167 имени маршала Л.А.Говорова, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте