– Ой, мама, а зачем тут сено лежит? – громко спрашивает энергичный карапуз, подходя к накрытому столу, из-под скатерти которого выбивается клочок сухой травы. Молодая мама молчит, краснея под детскими взглядами: не знает.- Сено – символ яслей, в которых родился Иисус Христос, – спешит на помощь десятиклассник Слава Халявко. – А под столом у нас бочка лежит, вы угощайтесь да ноги на нее ставьте, чтобы сохранить железное здоровье в новом году.
Борщ с грушамиСлава Халявко из Александровской средней школы Щербакульского района сегодня хозяин праздничного застолья. Вместе с «хозяюшкой», одноклассницей Кариной Эрлих, они угощают гостей в строгом порядке: сначала – жюри, а потом всех зрителей, собравшихся на традиционный фестиваль «Рождественские вечерки», который проводит Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения. Праздник уже в четвертый раз собрал вместе детские фольклорные коллективы региона. Представлять свои образовательные учреждения из 14 районов области приехали 205 школьников – знатоков народных обрядов, бытовавших на территории Омского Прииртышья.Столы в фойе ломятся от аппетитных блюд – сочиво, блины, рыба, студень, заливное, свиная голова с хреном. И конечно, непременный атрибут Рождества – печенье козули, «прообразом» которого служат домашние животные. Особенно коза – она главная героиня колядок. Блюда русской, белорусской, украинской кухонь приготовлены детскими руками по старинным рецептам. Ребята из объединения «Бабушкин сундучок» Тюкалинского дома творчества, например, не только привезли варенье из ревеня, но и рассказали о полезных свойствах растения. Воскресенская школа Калачинского района угощала армянскими блюдами: гатой – слоеным пирогом с орехами, постным суджуком из сока винограда, долмой. Второклассница Астхик Терджанян и ее сестра, ученица 8-го класса Ареват, чтобы поразить жюри фестиваля, готовиться начали еще летом. Вместе с мамой собирали дикий щавель, вымачивали его в воде, потом засолили с грецкими орехами. Получился почти авелук – тоже щавель, только горный. А «Волчанские казачки» из Москаленок потрясли всех сибирским борщом… с дикими грушами. Оказывается, в этом блюде по русским традициям мяса не полагается, зато можно складывать в чугунок, томящийся в печке, все овощи и фрукты, имеющиеся в доме.- По правилам положено стол покрыть сеном, а уже на него постелить скатерть – это как бы наш дар Иисусу. На Рождество принято готовить 12 блюд – по числу Христовых апостолов. А поскольку в любой традиции этому празднику предшествует строгий пост, то застолье начинают с щадящих блюд, которые помогают организму перестроиться с полуголодного на сытый лад. Тот же борщ постный или сочиво – каша из зерен пшеницы, риса или чечевицы с маковым соком и медом. Сочиво еще кутьей называют, это не только праздничное, но и поминальное блюдо: в святые праздники надо не только веселиться, но и поминать ушедших. Но это не омрачает торжества, потому что люди думали не о прошлом, а о будущем – глава семьи набирал ложкой кутью, читал «Отче наш» и… подбрасывал кашу к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай, – рассказывает Слава Халявко. В своей школе он давно уже знаменитость. Много знает, поет народные песни, танцует все что угодно – артист. Слава занимается в студии «Лицедеи» по семейной традиции – создала детский театр его мама, педагог дополнительного образования. Ребята ездят на гастроли по школам Щербакульского района, собирают зрителей-гостей в местный Дом культуры, которым руководит Славина бабушка.Вспомнить всеОт многоцветья белых и синих рубах с кушаками, красных и зеленых сарафанов с кокошниками возникает ощущение веселья и радости. «Костюм» – одна из номинаций фестиваля. Ученики из Рязанской средней школы Муромцевского района, например, восстановили наряды своих предков. Мальчики сплели чуни из веревок – в Рязанской губернии лыка на всех не хватало. Девочки вышили головные уборы, повязки золотистыми завитками, отпугивающими злую силу. Помогала им вся деревня. А как же, в школе всего-то 33 человека, и каждый изучает народную культуру – такой предмет стоит в расписании.Школьники из Красноярки Омского района в поисках исторически достоверных нарядов обошли дома, где есть бабушки-дедушки. Впрочем, все им хорошо знакомы – в программу фольклорного кружка «Ладушки» входят не только занятия по хореографии, вокалу, актерскому мастерству, игре на народных инструментах, но и шефство над стариками. Воды принесли, снег почистили, а за самоваром старшее поколение вспомнит все! В 2005 году дети сами попросили создать такой кружок, после того как учитель русского языка и литературы Лариса Альфредовна Иващенко провела вечер на тему русской культуры. Ребята изучают народное творчество: пословицы и сказки, рецепты и выкройки находят в родной деревне. Почетный работник общего образования РФ Лариса Иващенко за это время стала победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование», призером регионального конкурса «Учитель года-2011» и обладательницей первого места в недавнем Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок», но народное творчество остается ее увлечением. Тем более что главная идея ее учительского опыта – духовно-нравственное воспитание на основе традиций.А вот ребятам из Воскресенской школы, чтобы победить на фестивале с костюмом «Парочка» и женским штапельным платьем середины XIX века, пришлось выехать в этнографическую экспедицию. Впрочем, они это делают с удовольствием – в этом году поездка вместе с Фондом археологического наследия Сибири будет десятой по счету. В клубе «Родники», основанном учителем мировой художественной культуры Елизаветой Петровной Поповой, каждому находится дело по душе независимо от возраста: и поисковикам, и архивариусам, и художникам-оформителям. Экскурсоводы работают вместе с преподавателем в школьном музее «Русская изба», большинство экспонатов которого Елизавета Петровна принесла из дома: свой первый музей она основала еще ребенком в… предбаннике. Школьники принимают участие в краеведческих выставках, научных конференциях. Сейчас Елизавета Петровна и ее кружковцы, кроме научных работ, занимаются двумя масштабными проектами. Один из них – по спасению Воскресенской березовой рощи XIX века. Другой касается ландшафтного дизайна школьного двора. Это тоже история, только современная, и пишут ее дети.Модные песниПока в фойе наслаждаются вкусными и непривычными блюдами, в зале колядуют. Колядовать у нас значит петь под окнами накануне Рождества песни-колядки. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали делать это с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, а те никогда не делили дары – все съедали вместе. Но, оказывается, колядки колядкам рознь. Когда малыши из русско-полянского коллектива «Воробушки» высокими звонкими голосами стали прославлять Христа, зал – взрослые, дети – замер. А после торжественных песнопений «Ладушки» из Красноярской средней школы грянули вдруг колядки да русские плясовые, и народ оживился: не могут ноги стоять на месте!- Есть новогодние колядки с переодеваниями и масками – это отголоски язычества, – рассказывает Антонина Николаевна Коньшунова, педагог дополнительного образования Центра туризма и краеведения. – Песни так называемых посевных посвящены в основном будущему урожаю. А «христославные» ходили шествием с Вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Все это вместе и есть настоящий праздник.Антонина Николаевна не только знаток народной культуры, но и инициатор «Рождественских вечерок». В областном Центре туризма и краеведения на базе средней школы №18 и лицея №143 города Омска она создала фольклорный коллектив «Журавушки». Ребята не просто выступают с представлениями в школах города, что тоже очень неплохо: педагог говорит, что обряды – это маленькие спектакли, где смешиваются все жанры, а значит, дети развиваются всесторонне. Они изучают народную культуру по созданной Коньшуновой авторской программе. Причем чем больше узнают, тем больше хочется. Втягивают в свои занятия взрослых, для которых фольклор – экзотика. Именно «Журавушки» одним из своих ярких представлений подвигли руководство центра организовать фестиваль для сельских детей, чтобы они тоже могли и себя показать, и на других посмотреть. Теперь большинство первого состава ансамбля уже выпустилось и учится в вузах: одни собираются стать артистами, другие – филологами, третьи – историками. Кроме этнографического фестиваля центр проводит и образовательную работу – семинары, конференции – с энтузиастами народного творчества: учителями, педагогами дополнительного образования.- Обряды – это не просто развлечение, это передача исторических знаний из уст в уста, – говорит Коньшунова. – В них заложены научные, психологические, воспитательные функции. Возьмем такую традицию славян – после того как скосят полосу пшеницы, надо покататься по стерне. Говорят, здоровье приносит – спина болеть не будет. И в самом деле, это ведь точечный массаж, как догадались мои дети! Поговорка «Не бей лежачего» возникла из правил кулачного боя. Масленица устанавливает родственные отношения – после Покрова, когда прошли все свадьбы, зять в первый раз попадает к теще на блины. Или, к примеру, 30 сентября, день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, в народе зовется «бабья выть». В этот день полагалось… плакать, слезами смывая все напряжение после уборочной. И даже если у тебя все хорошо, ты обязана порыдать за соседку. Народ сам себя воспитывал, поддерживая друг в друге сострадание. Колядки тоже не просто праздник, они демонстрируют не попрошайничество, как сейчас незнающие люди пытаются представить, а щедрость, доброту, гостеприимство, хлебосольство – традиции нашего народа.«Рождественские вечерки» проходят не в Рождество, выпавшее на каникулы, во время которых его будущие участники активно репетировали. И даже не вечером – многим ребятам надо еще успеть вернуться домой, за 300 верст от города. Но не это главное. Задача фольклорного фестиваля, как считает Антонина Николаевна, не заставить жить по обряду – времена изменились, так что вряд ли это возможно. Важно, что юное поколение сердцем воспринимает обычаи и традиции предков, благодаря которым может гордиться народом, частью которого является, страной, в которой живет.- Однокашники-то не смеются, что вы несовременные, старинные песни поете? – спрашиваю я у старшеклассниц, сестер Христолюбовых. Про них руководитель «Журавушек» говорит: потомственные «народницы» – бабушка организовала свой коллектив, дедушка дирижирует народным оркестром.- Да они самые модные, хоть и старинные. Как раз в тему – Святки же! – смеются погодки Аня и Юля.Омск
Комментарии