Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

По законам красоты. Программа элективного курса для учеников 10-11-х классов на тему «Основы декоративно-прикладного искусства»

Учительская газета, №50 от 16 декабря 2014. Читать номер
Автор:

Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты. Гармонично развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Декоративное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его эстетические и нравственные убеждения, влияет на поведение. Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного. За счет интеграции законов декоративного искусства (гармония цвета, композиции и т. д.) глубже и более грамотно воспринимаются другие виды изобразительного искусства – архитектура, графика, живопись, скульптура.

К сожалению, изучение изобразительного искусства в старших классах не предусмотрено, а у школьников, имеющих склонности к изобразительной деятельности,  данный предмет востребован. Более того, навыки, полученные по изобразительному искусству, к моменту обучения в специальных учебных заведениях, связанных с изобразительной деятельностью, за два года утрачиваются. Элективный курс «Основы декоративно-прикладного искусства» для старших классов позволяет учащимся не только закрепить имеющиеся ЗУНы по изобразительному искусству, но приобрести и систематизировать новые. Общие цели курса:- способствовать выбору профиля обучения;- развивать способности к самоопределению;- формировать ответственность за самостоятельный выбор;- развивать мотивацию собственной деятельности.Частные цели курса:- повышение значимости изобразительного искусства как фактор самореализации личности в новых социально-экономических условиях; – связь учебного материала курса с познавательной и преобразовательной творческой  деятельностью учащихся;- профилизация учащихся старшей ступени в области декоративно-прикладного и изобразительного  искусства; – систематизация знаний, умений и навыков в области основ декоративно-прикладного искусства с целью дальнейшего их применения как в жизни, так и в последующем обучении изобразительному искусству.  Актуальность программы заключается в переходе системы образования на предпрофильную и профильную подготовку. Предложенная программа элективного курса по декоративно-прикладному искусству носит практический характер и должна быть использована для профильного обучения в 10-11-х классах как специализированный  курс по выбору.Новизна программы в том, что она предлагает учащимся за короткий промежуток времени  в ходе  практической деятельности систематизировать полученные знания из области основ декоративно-прикладного искусства, полученные на уроках изобразительного искусства.  Апробировать и систематизировать новые знания, умения и навыки, полученные на углубленном курсе этой же области, через специально интегрированный  теоретический материал и комбинаторные практические упражнения. Создает условия для осознанного выбора учащимися профильного обучения  изобразительному искусству.Педагогическая целесообразность отражается в систематизации теоретического и практического материала в процессе выполнения комбинаторных упражнений,  ориентированных на конечный результат. Через активизацию художественно-творческой деятельности учащихся, которая складывается в данном случае из художественно-творческих умений и методического подхода к реализации этих умений, где одним из действенных путей развития творческого начала является овладение приемами художественно-декоративной деятельности. Изобразительно-художественная  деятельность построена на основе принципов повтора, вариации, импровизации, конструирования. Формы работы с учащимися, способствующие решению художественно-изобразительских задач на этапе практической работы, – индивидуальные, групповые и коллективные. Ведущий метод в обучении – учебное сотрудничество, изложение теоретического материала проходит в совместной деятельности учителя и учащихся, когда учащиеся, излагая заранее изученный печатный теоретический материал,   ориентируются на наглядность по каждой конкретной теме, определяют логическое построение материала, находят взаимную связь теории и практики. Большое значение отводится фронтальной и индивидуальной формам беседы, которые должны активизировать учащихся к диалогу.Важным моментом программы является введение ассоциативных рядов, методика которых основывается  на концепции Т.А.Франтенко, преподавателя художественно-графического отделения Тулунского педагогического колледжа. В результате усвоения учебного материала по основам декоративно-прикладного искусства  учащиеся должны:1. Иметь представления:- о декоративно-прикладном искусстве как о виде изобразительной деятельности;- о практическом применении данного курса в сфере жизнедеятельности образованного человека;- о том, как применить на практике полученные знания по данному курсу.2. Знать:- теоретические основы декоративно-прикладного искусства;- общие сведения об истории развития декоративно-прикладного искусства; – приемы стилизации и виды орнаментов;- основные законы, правила и средства декоративной композиции;- основные законы цветоведения; – свойства и технические условия использования основных материалов.3. Уметь:- выполнять орнаментальные и декоративно-тематические композиции;- выполнять стилизацию растительной и животной формы;- применять знания  цветоведения на практике;- систематизировать и интегрировать знания и умения в итоговой творческой работе «Ассоциативный  натюрморт».4. Владеть:- элементарными навыками подбора материалов, инструментов, оборудования для выполнения декоративных работ;- элементарными навыками в постановке задач декоративной работы;- элементарными навыками самообучения декоративно-прикладному искусству с помощью  методической литературы и печатного материала.Содержание программного материала  курса1. Вводное занятие. 1 часТеоретическая часть. Цели и задачи курса для учащихся. Ознакомление с программой курса, способами прохождения курса и формой итоговой работы по теории и практике.  Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве, его роли в профессиональной сфере деятельности человека.Виды бумаги,  красок,  кистей,  их взаимодействие и влияние  на качество декоративных работ. Зрительный ряд: просмотр мультимедийных презентаций по видам декоративно-прикладного искусства, которые будут предлагаться в 10-11-х классах на профильном обучении. «Батик», «Керамика», «Декоративная композиция». Литература для учителя: Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1981. 2. Стилизация как способ выявления декоративных качеств объекта. 2 часаТеоретическая часть. Повторение понятия «стилизация». Роль стилизации в декоративно-прикладном искусстве. Стилизация как средство композиции в орнаменте и декоративном натюрморте. Приемы стилизации: контур, силуэт, деформация, точка, цвет, штрих, ассоциация, декорирование, пластическое изменение. Процесс стилизации. Практическая часть. Выполнение стилизации растения по иллюстрированному материалу в качестве подготовительных работ к последующей орнаментальной теме.По желанию учащихся творческое задание – стилизация животных в цвете.Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка.Литература для учителя: Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. – Тулун, 2008.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. – М.: Владос, 2005.3. Цветоведение.  4 часаТеоретическая часть. Значение цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физическое объяснение цветового спектра. Расположение цветов в цветовом  круге и правила работы с ними. Понятия и принципы получения цвета: основные цвета, холодные и теплые цвета (повтор), хроматические и  ахроматические цвета, насыщенность цвета, контраст и нюанс в цвете. Понятие акцента на холодный и теплый цвет.Практическая часть: 1. Ассоциативные ряды на состояние погоды, времени года.  2.  Определение и подбор мягких и жестких кистей к качеству бумаги, акварели и гуаши. 3. Практическая работа на смешение красок с целью закрепления теоретического материала и выполнения пробников для комбинаторных упражнений цветоведения. Комбинаторные упражнения на хроматический контраст и нюанс и на ахроматический контраст и нюанс. Комбинаторика на акцент холодного и теплого цвета.Музыкальное сопровождение. П.И.Чайковский «Вальс цветов».Литература для учителя: Басов Н.Г.  Световое чудо века. – М.: Педагогика, 1987.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. – М.: Владос, 2005.3. Виды  орнаментов и способы их составления.  2 часаТеоретическая часть. История развития орнамента. Виды орнамента (повтор). Способы построения ленточного, замкнутого и сетчатого орнамента. Понятие ритма, раппорта, мотива и паузы. Цветовая гармония орнамента. Симметрия и асимметрия в орнаменте. Практическая часть: 1. Ассоциации эмоций. 2. Составление  орнамента ленточного, сетчатого, замкнутого с использованием элементов стилизации растения предыдущих занятий. Выполнение орнаментов гуашью хроматическими и ахроматическими цветами на контраст, нюанс, акцент теплых или холодных цветов по выбору учащихся. Усиленный уровень по желанию учащихся.  Выполнение замкнутых орнаментальных композиций. Музыкальное сопровождение.  Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка.Литература для учителя: Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. – М.: Владос, 2005.Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. //Учитель. – 2007.4. Композиция в декоративном натюрморте. 2 часаТеоретическая часть. Понятие «композиция» по изученному курсу «Изобразительное искусство». Композиционный центр, целостность, ритм, пауза, контраст в декоративной  композиции. Соотношение изображения и фона, больших и малых форм. Методы и приемы решения композиционных задач. Статика и динамика в композиции. Практическая часть: 1. Упражнения на ассоциации статики и динамики. 2. Комбинаторные упражнения по решению композиционных задач в технике аппликации из предварительно окрашенной бумаги предыдущей темы «Цветоведение». Выполнение схем к приемам композиции.Музыкальное сопровождение.  Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка. П.И.Чайковский «Времена года». Литература для учителя: Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие. – М.: Владос, 2005.Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.5. Ассоциативный натюрморт. 4 часа. Итоговая работаТеоретическая часть. Стадии работы над клаузурой. Фактура и ее применение в декоративном натюрморте.Практическая часть:1. Выполнение ассоциативного ряда по теме «Натюрморт» и выбор удачных вариантов в качестве клаузур.2. Разработка клаузур по решению композиции натюрморта в цвете.3. Выполнение декоративной композиции на основе комбинирования различных изобразительных техник и художественных приемов: акварель, гуашь, монотипия, коллаж, техника аппликации с применением фактур, с использованием приемов  стилизации и орнаментального декора по выбору учащихся. Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка. Итоги деятельности учащихся в рамках элективного курса «Основы декоративно-прикладного искусства».   Контролирующие материалыВопросы для составления тестов с целью актуализации опорных знаний или теоретического контроля в конце изучения курса1. Каковы возможности преобразования объектов при их декоративном изображении?2. Поясните, что значит декоративное рисование, приближенное к реальности? 3. В чем смысл декоративного рисования стилизованных объектов?4. Какие пути стилизации природных форм возможны?5. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?6. Перечислите основные признаки цвета.7. Перечислите виды цветовых контрастов и охарактеризуйте их.8. Охарактеризуйте модель треугольника цветового контраста.9.  Какие цветовые оттенки дает смешение различных пар контрастно-дополнительных цветов?10.  В чем заключается процесс создания композиции?11.  Что означает понятие «равновесие» в композиции и от каких факторов оно зависит?12.  Каким образом достигается динамизм в композиции?13. Использование  каких приемов придает композиции черты декоративности?14.  Перечислите способы организации композиционного центра.15.  С какой целью используется членение плоскости на части?16.  Какова роль доминанты в композиции?Библиография1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М.: Просвещение, 1991.    2. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.3. Краткий педагогический словарь: учебное справочное пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. – М.: В.Секачев, 2005. 4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2004. 5. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987.6. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989.7. Соловьев С.А.  Декоративное оформление. – М.: Просвещение, 1987.8. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.9.  Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие. – М.: Владос, 2005.10.  Основы декоративного искусства в школе: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1981. 11. Басов Н.Г.  Световое чудо века. – М.: Педагогика, 1987.12. Неменский Б.М.  Мудрость красоты. – М.: Просвещение,  1987.13. Веснин А.Ф. Смешение красок: метод. рекомендации. – Иркутск, 2006.14. Яблонский В.А. Рисунок и основы композиции. –  М.: Высшая школа, 1978.15. Золотарева Е.М. Давайте учиться рисовать. – М.: Педагогика, 1993.16. Халецкая И.Б. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие. – Тулун, 2008.17. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию: учеб. пособие. – М.: Просвещение,  1991.18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. – М.: Просвещение,  1991.19. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя. – М.: Просвещение,  1983.20. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение,  1979.21. Школа и производство: научно-методический журнал. – 2008. – №3.22. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение,  1994.23. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество.//Учитель. – 2007.24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984. Прим. ред. Презентация к курсу, сценарии занятий опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/872 ​Ольга ДМИТРИЕВА, учитель технологии, черчения и изобразительного искусства средней школы №25 города Тулуна Иркутской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту