search
main
0

По законам часового механизма. Как правильно распределить учебную нагрузку

Учебная нагрузка является самым важным из обязательных условий трудового договора учителя, от которого зависят режим рабочего времени, размер заработной платы и, конечно, сам факт занятости. Не будет часов – не будет и работы. Сегодня порядок предоставления и распределения учебной нагрузки закреплен во многих нормативно-правовых актах федерального, регионального и локального уровня. Все эти документы дублируют друг друга, поэтому решение соответствующих вопросов не должно вызывать больших трудностей. Однако, как показывает практика, работодатель либо по незнанию, либо умышленно нарушает права работника, а педагог в силу своей правовой неграмотности не в состоянии себя защитить. Очередная разработка из серии «Мой профсоюзный кружок», выпускаемой Башкирским рескомом профсоюза, поможет учителям разобраться в «законах» распределения учебной нагрузки.

Тема: Учебная нагрузка педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Цели:

ознакомить слушателей с условиями предоставления и распределения учебной нагрузки;

научить педагогов использовать свои права:

способствовать росту правовой грамотности членов профсоюза.

Материалы:

Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ):

постановление правительства Республики Башкортостан от 07.06.2005 №117 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений РБ»;

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196;

Коллективный договор образовательного учреждения.

Оборудование:

доска, листы бумаги, фломастеры.

Инструкция

для руководителя кружка

Возможны несколько форм проведения занятия.

Первая. Руководитель кружка предлагает участникам перечислить «законы», правила предоставления и распределения учебной нагрузки. Каждый верный ответ можно отмечать, например «орденом умника» или медалью, сделанной из бумаги. Если участники затрудняются назвать все «законы», то ведущий должен задать контрольные вопросы, которые помогут им вспомнить оставшиеся правила. Главное на данном этапе – составить полный список. Затем руководитель кружка предлагает разъяснить суть каждой позиции с приведением конкретных примеров. За каждый правильный ответ участник также получает знак отличия. В конце занятия лучших участников можно наградить призом или подарком.

Вторая. Слушатели делятся на две команды, которые по очереди называют «законы» и далее разъясняют суть каждого из них. Команда, перечислившая больше «законов» и давшая более точные разъяснения, становится победителем.

Третья. Как и в предыдущем случае, участники образуют две команды, но каждая из них комментирует «законы», названные другой командой.

До начала занятия необходимо вспомнить ст.3 Трудового кодекса РФ, которая запрещает дискриминацию в сфере труда.

А именно:

– все имеют равные возможности в реализации своих трудовых прав;

– никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Необходимо сделать вывод о том, что пенсионеры обладают такими же правами, как и остальные работники. Они проходят тарификацию на общих основаниях.

Закон 1. Объем учебной нагрузки учителей и преподавателей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Разъяснение. Каждое образовательное учреждение вправе выбрать один из видов учебных программ, которые предлагаются министерством образования. Каждая программа отличается количеством часов по предметам и самими преподаваемыми предметами, например, в национальных школах.

Каждый работодатель, как руководитель самостоятельного юридического лица, вправе вести ту кадровую политику, которая, по его мнению, будет полезна образовательному учреждению.

Образовательные учреждения отличаются друг от друга количеством обучающихся детей и соответственно количеством классов-комплектов.

Все вышеперечисленные условия влияют на общий объем учебной нагрузки в том или ином образовательном учреждении.

Контрольный вопрос. От чего зависит общий объем учебной нагрузки в образовательном учреждении?

Закон 2. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, сохраняется, как правило, ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Разъяснение. Практически во всех образовательных учреждениях наряду с основными работниками есть сотрудники, работающие по совместительству. При распределении учебной нагрузки на новый учебный год в первую очередь нагрузкой обеспечиваются основные работники. При этом за ними сохраняется объем учебной нагрузки прошлого учебного года, а также сохраняется преемственность преподавания предметов в классах. Оставшаяся учебная нагрузка распределяется между совместителями.

Контрольный вопрос. За кем сохраняется объем учебной нагрузки и преемственность преподавания предметов в классах?

Закон 3. Учебная нагрузка педагогических работников на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Разъяснение. В руках руководителя образовательного учреждения сосредоточены все административные и организационные полномочия по управлению учреждением. Однако органом, контролирующим эту власть в интересах работников, членов профсоюза, является выборный орган первичной профсоюзной организации. Поэтому принятие решения руководителем (ст.371 ТК РФ) или локального нормативного акта (ст.372 ТК РФ), например, распределение учебной нагрузки на новый учебный год, составление графика отпусков, расписания занятий, происходит с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Контрольный вопрос. Кто распределяет учебную нагрузку на новый учебный год?

Закон 4. Работа по установлению учебной нагрузки завершается до окончания учебного года и ухода педагогических работников в отпуск.

Разъяснение. Все педагогические работники уходят в отпуск в летнее время. До ухода в отпуск каждый учитель должен быть письменно ознакомлен со своей учебной нагрузкой на новый учебный год. Это делается для соблюдения установленного срока письменного предупреждения работников о возможном уменьшении или увеличении нагрузки в случае изменения количества классов или часов по учебному плану по преподаваемым предметам.

Контрольный вопрос. Когда завершается работа по распределению учебной нагрузки?

Закон 5. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году.

Разъяснение. За исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп), за педагогическими работниками сохраняется объем учебной нагрузки, установленный при тарификации в начале учебного года.

Контрольный вопрос. Может ли объем учебной нагрузки быть уменьшен в течение учебного года?

Закон 6. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя на следующий учебный год.

Разъяснение. За исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп) за педагогическими работниками при установлении учебной нагрузки на новый учебный год сохраняется объем нагрузки, установленный в прошлом учебном году.

Контрольный вопрос. Может ли объем учебной нагрузки на новый учебный год быть уменьшен по сравнению с прошлым учебным годом?

Задание. Приведите примеры уменьшения или сокращения учебной нагрузки у себя (коллег). Проанализируйте причины такого явления. Законно ли изменение нагрузки?

Закон 7. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагога в первом и втором учебных полугодиях может иметь разный объем.

Разъяснение. В зависимости от того, какой учебный план выбран в данном образовательном учреждении, количество часов по предметам в первом и втором учебных полугодиях может быть разной. Об этом работник должен быть уведомлен при распределении учебной нагрузки на новый учебный год. Это, как правило, происходит в вечерних (сменных) школах.

Контрольный вопрос. Может ли учебная нагрузка быть разной в первом и втором полугодиях?

Закон 8. Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

Разъяснение. Статья 74 ТК РФ гласит: «когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника».

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. К таким условиям трудового договора учителя относится размер педагогической нагрузки.

Контрольный вопрос. Необходимо ли предупреждать учителя об изменении его педагогической нагрузки? В какие сроки?

Закон 9. Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов, за которые выплачиваются ставки заработной платы, устанавливается только с письменного согласия педагогических работников.

Разъяснение. Для каждого педагогического работника установлена норма часов, за которую выплачивается ставка заработной платы. Например: норма для учителя 5-11 классов – 18 часов в неделю, учителя-дефектолога – 20 часов, музыкального руководителя – 24 часа и т.д. Установление объема учебной нагрузки меньше или больше нормы часов требует письменного согласия работника.

Контрольный вопрос. Необходимо ли согласие работника при установлении ему учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку?

Закон 10. Предоставление преподавательской работы совместителям и руководителям осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, что основные работники учреждения обеспечены преподавательской работой не менее чем на ставку заработной платы.

Разъяснение. Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Контрольный вопрос. При каких обстоятельствах совместителям и руководителям образовательных учреждений предоставляется учебная нагрузка?

Закон 11. Часы обучения на дому включаются в учебную нагрузку педагогических работников общеобразовательных учреждений на общих основаниях.

Разъяснение. При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данные учреждения являются местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинскими заключениями, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в учебную нагрузку педагогических работников на общих основаниях, т.е. включаются в тарификацию.

Контрольный вопрос. Как тарифицируется учебная нагрузка педагогических работников, обучающих детей на дому?

Закон 12. Учебная нагрузка педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком или длительном отпуске сроком до одного года, устанавливается на новый учебный год на общих основаниях.

Разъяснение. За педагогическими работниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком или длительном отпуске, сохраняется объем учебной нагрузки до конца отпуска. Нагрузка педагогам, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения указанных работников в соответствующих отпусках.

Контрольный вопрос. Тарифицируются ли работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?

Закон 13. Учебная нагрузка педагогического работника верхним пределом не ограничивается.

Разъяснение. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, которые предусмотрены типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако во всех утвержденных типовых положениях об образовательных учреждениях предельный объем учебной нагрузки не оговорен.

Контрольный вопрос. Какой максимальный объем учебной нагрузки может быть установлен педагогическим работникам?

Закон 14. Учителям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года сократилась учебная нагрузка, заработная плата до конца учебного года выплачивается следующим образом:

– за фактическое число часов педагогической работы, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

– в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если педагогических работников невозможно догрузить другой педагогической работой;

– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была ниже нормы за ставку и если педагогических работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Разъяснение. Такая ситуация может произойти при сокращении классов-комплектов, а также с учителями-надомниками, если один из учеников выздоровел. Гарантия сохранения заработной платы означает, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Контрольный вопрос. Учебная нагрузка учителя сократилась в течение учебного года, как будет начисляться его заработная плата?

К сведению. Предельный объем учебной нагрузки, которая может выполняться в образовательном учреждении его руководителем, определяет собственник имущества учреждения либо уполномоченное собственником лицо (орган), а других работников, ведущих педагогическую работу помимо основной (включая заместителей руководителя), – само образовательное учреждение. Преподавательская работа в том же образовательном учреждении для указанных работников совместительством не считается.

Руководитель образовательного учреждения может преподавать в другой школе, а также вести иную работу по совместительству только с разрешения собственника имущества учреждения либо уполномоченного собственником лица (органа).

Итогом занятия может стать вывод о соблюдении норм распределения учебной нагрузки в конкретном образовательном учреждении. И если нарушения обнаружены – обращение по поводу их устранения.

Подготовил Станислав ЯРУЛЛИН, правовой инспектор Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Под редакцией Мусина Р.Д., Шагалеевой Э.Ф.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте