Кто был на собрании? Пятиклассники.
Как мы оформили место собрания? Круглый стол, ведь важно смотреть друг другу в глаза.
Как готовились юные мудрецы? Несколько раз с закладками в руках перечитали сказку, подготовили вопросы для обсуждения, нарисовали иллюстрации, работали с толковым словарем, словарем юного философа, смастерили себе профессорские шляпы с кистями.
Что готовил учитель? Портрет Оскара Уайльда, от которого лучами расходились следующие высказывания древних мудрецов:
“Культура ума есть философия”. (Цицерон); “Наука об исцелении души есть философия”. (Цицерон) и др.
Музыкальное сопровождение – первая симфония П.И.Чайковского “Зимние грезы”.
Что еще понадобится? Свеча, красивая корзина, грецкие орехи.
Ход собрания
Слово учителя: Уважаемое собрание! Встреча мудрых, думающих читателей, к которой мы вместе готовились, открывается.
Людей, размышляющих о своей жизни, называют философами. А что если мы проведем первое в нашей жизни собрание философов?
Философом стать непросто. Первый шаг к осмыслению своей жизни люди делают в детстве. Волшебники приходят к каждому ребенку и помогают усвоить веру в правду, любовь, надежду, справедливость. Кто эти волшебники? Сказочники. Цель сказочников – воспитать в человеке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Человек воспитывает себя всегда, всю жизнь. И “мысли, внушенные сказками, растут вместе с человеком”. Философами не рождаются, ими становятся. Сделаем к этому первый, самый трудный шаг.
В разговор вступают дети.
– Что у меня в руке?
– Свеча.
– Философ посмотрит на свечу и увидит в ней нечто больше, разгадает скрытый в ней тайный смысл, тайные отношения. Так что же разглядит за этим предметом истинный философ?
Варианты детских ответов: символ света, разума, человеческого тепла, домашнего очага, знаний…
– Итак, свеча – символ вечной мысли. Начнем торжественный ритуал: зажжем свечу, пусть ее пламя осеняет нашу работу, дарит нам живую, творческую мысль.
(Звучит спокойная мелодия. Торжественное зажжение свечи, передача ее из рук в руки по кругу и установка на видном месте).
Учитель: Философы могут увенчать свои светлые головы профессорскими головными уборами, взять в руки принесенные из дома грецкие орешки. Всем известно выражение “крепкий орешек”. Так говорят, когда имеют дело с проблемой, которая не может быть легко разрешена.
“Грецкий орех” – зрительный образ трудного вопроса, стоящего перед нами.
Соберем все орешки-вопросы в корзину, возвышающуюся над философским столом. По очереди будем подходить к корзине и опускать в нее орешек-раздумье, орешек-проблему. И вопросы, и орешки у нас приготовлены заранее.
Условие одно: вопросы должны быть навеяны сказкой Оскара Уайльда “Мальчик-звезда”.
Звучит музыка, ученики подходят к корзине и, опуская в нее свои орешки, произносят вопросы, которые озадачили вдумчивого читателя.
У нас были собраны такие вопросы:
– Разве можно отказаться от своей родной мамы?
– Почему Мальчик-звезда ценил больше всего на свете красоту лица, а не человеческую доброту?
– Почему Мальчик-звезда так рано умер и не успел сделать много хорошего?
– Почему к Мальчику-звезде вернулась его мама?
– Почему преемник Мальчика-звезды был тираном?
– Почему все сверстники повиновались Мальчику-звезде?
– Можно ли простить Мальчику все беды и несчастья, которые он причинил людям?
– Почему так долго Мальчик-звезда не защищал и не понимал зверюшек?
– Может ли эта сказка научить чему-нибудь взрослых?
– Кто больше всех страдал на свете от плохих поступков Мальчика-звезды?
– За что мама Мальчика-звезды любила своего сына?
– Грустный или веселый конец у сказки?
– Зачем Мальчику-звезде понадобилась любовь матери?
– Почему у героев сказки нет имен?
– Имеет ли человек право считать себя лучше других людей?
– Всегда ли поступки человека связаны с его будущей жизнью?
Вопрос учителя: Полезно ли быть читателем-философом, отдавать себе отчет в том, что ты прочел?
Вопросы задавали и родители, присутствующие на собрании.
Учитель: Нам необходимо побыть наедине с собственными мыслями. Чудесная музыка создаст фон для наших размышлений.
Звучит Чайковский.
Учитель: Петр Ильич Чайковский не создавал музыкальных иллюстраций к Оскару Уайльду, но музыкальные темы очень напоминают темы нашей сказки. Пофантазируем:
– Какие эпизоды сказки предстали перед вами, когда звучала музыка? Озаглавьте их, используя образы Оскара Уайльда (“Старушка Земля в белом саване”; “О мать моя! Одари же меня любовью!”)
Давайте нарисуем эти эпизоды. (Игра “Устное рисование”. Вместо красок – слова. Образные, яркие, выразительные, точные. Не забудем и о средствах художественной выразительности речи).
Учитель: Спасибо композитору, он воскресил в памяти сказку. Наступает самая кропотливая работа. Философы уважительно относятся к слову, потому что оно – тропинка к авторской мысли. Потерял слово – обеднело произведение, померкли авторские краски!
Сколько незнакомых слов встретилось вам на этих страничках! Начинаем игру “Подари себе слово”. Выписываем на доске загадочные слова и объясняем их уважаемому собранию.
На доске появляются следующие слова: романтический взгляд на мир, не лезь за словом в карман, прирожденный философ, белый саван, каменное сердце, изумление, помыкать, обездоленный судьбой, милостыня, милосердие, благоденствие, преемник, сетовать на свою судьбу, повиноваться, мягкосердечие, осмотрительность, возложили надежды на…заступничество, благоприятствовать.
Учитель: Кто из участников собрания представит книги, послужившие ключом к открытию многогранного мира слова? По нашим условиям рассказ может быть написан в виде философской или лингвистической сказки, научного сообщения, параграфа для школьного учебника или рекламного издания.
(Далее следуют рассказы о словарях).
Учитель: Наш герой прожил сложную жизнь, он прошел путь от ненависти к людям, от презрения к окружающему миру до любви к каждой лесной травинке, до жалости к каждому человеку. Опишем поступки, характер Мальчика-звезды на каждом из этапов. Работаем с текстом.
На доске постепенно появляются записи в таблице 1.
Учитель: Уважаемое собрание составит две группы, каждая из которых заполнит свой столбик в таблице жизненных потерь Мальчика-звезды (таблица 2).
– Сделаем вывод вместе: существование такого человека бессмысленно.
Учитель: Философы легко могут представить себе человеческую жизнь в виде лестницы.
Рассуждения собрания: философов, родителей, учителей.
– Человек с годами поднимается вверх по ступенькам лет, умений, знаний, оставляя за собой на нижних ступеньках отчий дом, школу, город детства, родных людей, друзей, знакомые до боли тропинки детства, добрые руки и сказки бабушки. Когда будет трудно, человек всегда может найти в них опору и поддержку.
А Мальчик-звезда жил, не оставляя после себя добрых дел, не обзавелся друзьями и оказался абсолютно одиноким. Мальчик-звезда лишен прошлого. Такому человеку трудно жить. Потратив душевные силы на преодоление себялюбия, на борьбу с самим собой, наш герой рано умер. У сказки очень печальный, грустный конец.
Учитель: У сказки еще и страшный конец: “А преемник его был тираном”. Значит, все повторится? И себялюбие, и гордыня, и одиночество, и позднее прозрение?.. Почему люди не учатся на ошибках других? Но это уже тема следующего собрания философов…
Звучит музыка Чайковского.
Учитель: Философы должны получить ответы на все свои вопросы.
Пусть каждый возьмет свой орешек, вспомнит вопрос и ответит на него…
Ребята отвечают на вопросы.
Учитель: Уважаемые философы! Что же делать нам с орешками? Съедим? Или…
Ребята: Оставим!
Учитель: Пусть это будет собрание вопросов, которые ставит перед нами литература, а мы совместными усилиями пытаемся их решить. Спасибо умным книгам!
(Свеча гаснет).
Учитель: Мой орешек-вопрос “Надо ли быть каждому читателю философом, размышляющим о жизни?”
Я попрошу ответить всех письменно и положить ответы в конверт дружеских пожеланий.
Лариса СМОРОДИНА,
учитель русского языка и литературы
Троицк,
Челябинская область
Комментарии