search
main
0

По полочкам разойдись!

Взгляд учителя

Давай перевоспитывай. Эти слова мне приходилось слышать многие и многие годы. 19-летней девчонкой придя в школу, я сразу стала Lмастером перевоспитания│. Как и положено, молодого специалиста, словно котенка, бросили на самые трудные классы, от которых отказались мастера. Тут уж хочешь не хочешь, а придется выкручиваться, находить контакт, нестандартные решения и методы работы. С тех пор именно такие классы стали для меня самыми любимыми и желанными. Именно Lтрудные│ стали моими друзьями и помощниками.

Вы никогда не задумывались, как появляются эти самые Lтрудные│? Неужели они такими рождаются? Нет, они такими становятся и во многом благодаря нам. Ведь это нам некогда остановиться и внимательно вглядеться в глаза ребенка, выслушать его. Это мы стремимся вылепить из своих учеников некий образ, удовлетворяющий нашим представлениям. Это мы стремимся Lположить│ каждого ученика на отдельную, заранее подписанную полочку: здесь у нас отличники, здесь – хорошисты, здесь – помощники (а иногда – стукачи), а тут – трудные (двоечники, лентяи, хулиганы, грубияны, нарушители дисциплины и т.д.) Помню, как-то подошла ко мне на перемене учительница химии: LВаш Кузнецов меня довел. Либо он, либо я!│ Оказывается, этот самый Кузнецов позволил себе от нечего делать плеваться в соседа. Именно от нечего делать, потому что, если бы его мозги были заняты в это время, у него бы просто не осталось времени на глупости. И я тогда нагрубила коллеге: LСтранно, а вот у меня на уроке он ведет себя идеально. И на математике тоже, и на истории… Может, это вы виноваты в его плохом поведении?│ У нас не хватает времени на всех. Это так. Когда в классе 35 – 40 человек, не уделишь внимания каждому. Но можно так построить работу, чтобы ребятам, во-первых, было очень (!) интересно, а во-вторых, чтобы их головы и руки были заняты. Нужно держать бешеный темп, все время провоцируя их на дальнейшую работу. Бесспорно, это очень трудно. Такой урок не проведешь с наскоку, без подготовки. Но именно такие уроки доставляют радость и учителю, и детям. Именно такие уроки не прогуливают и запоминают надолго.

Я убеждена: Lтрудных│ мы создаем сами. Наше невнимание заставляет ребенка идти на все, что угодно, лишь бы мы заметили его. Наше стремление наказывать и поучать приводит к протесту с его стороны. А разве нам самим приятно, когда нас поучают да еще делают это на повышенных тонах? Нет? Так почему же мы позволяем это делать себе? Почему не пытаемся просто поговорить с этим, пусть еще небольшим, но все равно – человеком. Поговорить как с другом, как с равным, пытаясь его понять. Вы думаете, у вас это не получится? Получится, если вы постараетесь вспомнить себя в его возрасте, если расскажете ему, как вы тогда переживали, на что обижались, как влюблялись. И тогда этот Lтрудный│ увидит перед собой не надзирателя, а такого же живого человека, не идеального, иногда даже слабого. Увидит и захочет просто поговорить. Не надо забывать – мы с ними не враги, мы живем в одном доме и много лет подряд воспитываем друг друга.

Есть еще один путь, который очень мне помог, – театр. Я пригласила своих ребят на спектакль. Нет, не на классику из школьной программы. Я их повела на спектакль, который был очень близок мне, о котором потом им захотелось бы говорить, спорить, на котором не скучно и который цепляет. Выбор пал на Театр на Таганке, спектакль о Владимире Высоцком. Ведь он был таким же, как мои ребята, – трудным. А после спектакля были долгие разговоры о жизни, о поиске своего места в этой жизни, о друзьях и предателях, о любви. Постепенно возникло желание почитать стихи. Это было только начало.

А кстати, интересно, многие ли взрослые захотят, чтобы их назвали простыми? А если не простой – значит трудный? Получается, трудный – не есть плохой. Не простой – да, требующий любви и понимания, обостренно чувствующий свое одиночество и пытающийся во что бы то ни стало доказать всему миру, что чего-то стоит. Можно смело сказать, что самому подростку очень сложно в это время. Ему надо завоевывать любовь старших, уважение сверстников, бороться с собственными гормонами и угрями. А что делаем мы? Пишем на него характеристику, ставим на учет в милицию, вызываем родителей… Мне кажется, все дело в том, что нам тяжело с ними. Поэтому мы и придумали называть таких детей Lтрудными│.

Ирина БОРИСОВА

При подготовке темы использованы материалы Агентства социальной информации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте