search
main
0

По обе стороны монитора

Две недели подготовки + две недели накопления опыта = успешное дистанционное образование

В одночасье все школы России, без исключения, оказались в одинаковой ситуации: обучение перешло из реального пространства в Интернет. Но «стартовый капитал» у разных школ оказался разный. Екатеринбургская гимназия №104 уже два года успешно использовала дистанционный формат по субботам. Стояла цель несколько снизить нагрузку. Ученики с пятого по одиннадцатый класс и преподаватели субботних предметов были знакомы с дистантом не понаслышке: дети были зарегистрированы на платформе ЯКласс и уверенно ориентировались в онлайн-пространстве. Информатика в гимназии преподается со второго класса, ученики и начальной школы, кроме самых маленьких, первоклашек, обладают первичными навыками общения с компьютером. С платформой Дневник.ру школа взаимодействует уже 6 лет.

Татьяна Галимова

О том, как происходил переход на всеобщее дистанционное образование, рассказывает директор гимназии Татьяна Михайловна Галимова.

– С 17 марта занятия в очной форме были приостановлены, потом начались каникулы. За это время мы полностью подготовили процесс перехода. Все учителя зарегистрировались в Zoom, провели конференции между собой. Потом целенаправленно освоили платформу «Российская электронная школа». Вебинары, конференции – на учителей обрушилась просто лавина новых знаний, зато у них появилась возможность выбрать, что им удобнее, и понять, где работать.

В основном остановились на трех ресурсах: Дневник.ру, ЯКласс и Zoom для проведения онлайн-уроков, родительских собраний и педсоветов. Хотя учителя английского языка, физкультуры, технологии работают и на других платформах. Официально начали дистанционное обучение 6 апреля, но до этого провели мотивационный педсовет, где проговорили еще раз все нюансы процесса, и в каждом классе прошли родительские собрания.

– В дни старта дистанта повсеместно произошли серьезные технические сбои, электронные ресурсы не выдерживали нагрузки. Как вы справились с этим?

– Потребовался поиск новых каналов учебной информации. На школьном сайте мы завели рубрику «Дистанционное обучение». В Google-таблицах педагоги каждый день дают задание своим классам со ссылками на электронные учебники. Были созданы закрытые группы классов ВКонтакте. В Дневник.ру рекомендовано заходить в часы, когда наплыв посетителей уменьшается.
– Наверное, не только технические трудности возникали, но и психологические…

– Главное, что требовалось понять всем участникам образовательного процесса: дистанционное обучение – это не просто перенос традиционного обучения в Интернет. Меняются форма уроков, форма отчетности. Педагоги привыкли работать так: провел урок, дал домашнее задание, потом его проверил. Здесь же урок и домашнее задание – единый блок. Когда ребенок приходит по расписанию на онлайн-занятие, он работает и дома. Для него это полноценная самостоятельная работа, когда приходится целиком и полностью опираться на собственные знания и навыки.

По таким предметам, как изо, физкультура, музыка, технология, мы полностью отказались от домашних заданий, уроки имеют ознакомительный и развивающий характер. Ролики о физических упражнениях можно снимать по желанию, но требовать их в обязательном порядке – за гранью здравого смысла. Что в реальности происходит по ту сторону экрана, мы точно знать не можем. Если мама и папа делают по утрам зарядку, то и ребенок будет ее делать. Многое зависит от привычек в семье и общей культуры.
По рекомендации Департамента образования Екатеринбурга вся школа перешла на пятидневку, что позволило несколько снизить нагрузку на детей, родителей, педагогов. Если же возникла необходимость, любой участник образовательного процесса может обратиться к школьным психологам.

В конце первой недели дистанта провели опрос, чтобы «проверить пульс». Основные проблемы обнаружились в начальном звене: дети без родителей полноценно могут заниматься в онлайн-формате лишь с третьего-четвертого класса, до этого им необходима помощь. Остальные же владеют всеми инструментами.

– Мне доводилось слышать от родителей, не вашей школы, правда, недовольные высказывания, мол, теперь весь процесс обучения переложен на них.

– Мы открыто заявили свою позицию: всегда готовы к диалогу, ведь мы в одной лодке, под одним парусом. За все время «новой жизни» было лишь два острых запроса от родителей, но мы благополучно решили проблемы. Делаем акцент на философии сотрудничества. Наш девиз: «Учимся вместе!».

В каждом классе создано по два чата – детский и родительский. На определенном этапе встал вопрос об «информационной гигиене», так как чаты были переполнены эмоциями, оценочными суждениями. Мы выработали правила уважения друг к другу. Есть чаты, предназначенные только для информирования. Есть возможность высказаться по какому-то поводу конкретному адресату в личном сообщении, не делая остальных членов группы свидетелями обсуждения. Существует электронная почта у учителя, руководителя, директора, куда можно написать. Но уважайте и педагога, он не может 24 часа 7 дней в неделю быть на связи, у него есть свои дела, своя семья. Выходные же становятся днями информационной тишины.

– Раньше время нахождения за компьютером советовали ограничивать из-за вредности, теперь же дети по многу часов проводят перед монитором!

– Конечно, нагрузка на зрение колоссальная и у учеников, и у учителей – сколько домашних работ в электронном виде им приходится проверять! Недавно мы провели педсовет под названием «Перезагрузка». Первое, о чем шла речь, – это сохранение здоровья, чтобы мы не вы­шли из дистанта обессиленными. Второе – установление отношений доверия между всеми участниками процесса.

Третий момент – мотивационный: будет жизнь и после дистанта. Не страшно, если что-то сейчас не получится, получится потом. Уроки строятся по принципу мини-макса. Минимальные задания должны быть по силам любому ученику в любой ситуации. Мы же понимаем, что условия у всех разные, и есть семьи, где три ребенка занимаются на одном компьютере. Максимальные задания нужны тем детям, у которых высока мотивация к учебе и которые готовы все делать по максимуму.

Сейчас мы делаем акцент на внеурочной деятельности. Возобновляем платные услуги, например китайский язык, предмет очень востребован. Проводим творческий онлайн-марафон: исполнение музыкальных произведений, работа с оригинальными художественными материалами, создание тематических фотографий по мотивам литературных произведений с размещением на сайте гимназии. В первую майскую декаду – онлайн-фестиваль «Салют, Победа!».

– Татьяна Михайловна, что лично вам дал этот непростой, неожиданно случившийся «дистанционный рывок»?

– Мы увидели сильные и слабые стороны дистанционного обучения. Я считаю, смогли решить практически все проблемы, которые возникали по ходу. Как участник Всероссийского конкурса «Директор школы», это было в 2016 году, я общалась с коллегами из других городов – Калининграда, Самары, Томска, коллективный опыт помог мне органично вписаться в процесс, перестроиться.

Добавлю от себя. На сайте гимназии я читала статьи директора от «Дистант-раз!» до «Дистант-14», глубокие, полезные, аналитические и практические одновременно. Похоже, Татьяна Михайловна успешно освоила еще один современный навык – ведение блогов. Не каждый профессиональный блогер может похвастаться таким уровнем изложения материала!

А жизнь действительно продолжается. На сайте гимназии не только новости о дистанционном обучении. Вот радостное событие: ученик 11‑го класса Александр Лачугин стал призером Всесибирской олимпиады по химии, что дает ему право преимущественного поступления в вуз. Мария Перова победила на Всероссийском конкурсе «Мы – гордость Родины», отмечена ее исследовательская работа по экологии. В XII городском химическом турнире, который в этом году проводился дистанционно, 6 победителей и 8 призеров из 104‑й гимназии. Дистант продолжается…

Марина РОМАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте