Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Директорский клуб

По новым стандартам

Молодые профессионалы: уровень XXI века
Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

В Воронежской области в последних числах октября произошло событие, не заметить которое было невозможно, особенно студентам СПО. В четырех организациях среднего профобразования, расположенных в городах – районных центрах области, открылись новые современные мастерские, оборудованные в соответствии с передовыми технологиями и стандартами «Ворлдскиллс Россия».

В Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий это пять мастерских по компетенциям IT-профиля, в Бобровском аграрно-индустриальном колледже и Лискинском аграрно-технологическом техникуме – десять мастерских сельскохозяйственного профиля, а на базе Россошанского химико-механического техникума в городе Россоши открылись мастерские по компетенциям строительно-отделочного профиля: «Облицовка плиткой», «Сантехника и отопление», «Кирпичная кладка», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Малярные и декоративные работы».

Около 840 студентов-россошанцев получили в свое полное распоряжение современное оборудование, инструменты, а заодно и реконструированное просторное помещение с новым ремонтом, мебелью и необходимой компьютерной техникой. Мы попросили директора Россошанского химико-механического техникума Александру Кравченко подробнее рассказать о том, как все начиналось, и о новшествах, которые теперь здесь появятся.

– В 2019 году Министерством просвещения был объявлен конкурс на предоставление гранта федерального бюджета на закупку оборудования. Конкурс проходил в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» и государственной программы «Развитие образования». Мы оформляли заявку на этот конкурс в Минпросвещения. Конечно, необходимо было соблюсти целый ряд условий, например, для участия должно было быть вынесено постановление правительства Воронежской области, так как обязательным требованием было софинансирование проекта из регионального бюджета. В итоге все условия были соблюдены, а все необходимые документы прикреплены к нашей заявке, в которой мы описывали свой проект. В нем мы не только перечисляли необходимое нам новое оборудование, но и описывали достижение целевых показателей. Например, недостаточно просто закупить оборудование, после этого мы обязаны были проводить на нем демонстрационные экзамены для студентов колледжей и техникумов, причем не только нашего, но и из других районов области. Экзамены проходили в рамках стандартов «Ворлдскиллс Россия». Все оборудование закупалось в соответствии с инфраструктурными листами, утвержденными головной организацией. Основная цель – создать площадки для сдачи демонстрационного экзамена нашими студентами.

Сейчас меняются образовательные стандарты, вводится такая форма государственной итоговой аттестации, как демонстрационный экзамен, и это будет обязательным для всех студентов. Соответственно, необходима база. Мы оборудовали пять мастерских по направлению «Строительство», и теперь у нас появилось пять площадок для сдачи демонстрационного экзамена студентами всей области.

– Как сами студенты воспринимают подобные экзамены?

– Мы и раньше участвовали в такой работе, у нас были пилотные проекты. По понятным причинам в 2020 году часть обучения проводилась дистанционно, но по решению губернатора мы в июне сдавали демонстрационный экзамен малыми группами и с соблюдением санитарных норм. Дети, конечно, всегда переживают и волнуются, так было и в этот раз, но результаты в целом неплохие. Новое оборудование позволит на должном уровне проводить подготовку студентов к такому экзамену.

– А чем колледж располагал раньше?

– Все было по-другому. В 2018 году прошла реорганизация, мы объединились с другими организациями профессионального образования. Помещениям необходим был ремонт, нужны были новые пространства и территории. В итоге мы провели большую реконструкцию: убрали стены, поменяли окна, полы, потолки – все переделали. Мы и раньше активно участвовали в движении «Ворлдскиллс Россия», но при проведении соревнований использовали актовые или спортивные залы, в которых строили временные конструкции, оборудовали площадки для сдачи экзаменов. Да и само оборудование было в единичных экземплярах. А сейчас получили полные комплекты оборудования, рассчитанные на 12 мест, то есть по одной компетенции можем сразу обучать целую группу. Это оборудование совершенно новое и самое современное, мы очень довольны!

Еще один плюс заключается в том, что наши дети будут сдавать экзамены дома, им не нужно будет никуда выезжать, и мы меньше будем за них волноваться. Ведь две компетенции – «Сухое строительство и штукатурные работы» и «Сантехника и отопление» – для нас новые, мы раньше по ним не принимали участия в соревнованиях «Ворлдскиллс». Но уже в следующем году у нас по плану стоят демонстрационные экзамены для сантехников и штукатуров, студенты будут сдавать по новым правилам в рамках ГИА.

– Все ваши студенты из Россошанского района?

– Нет, конечно. Есть приезжие из других районов Воронежской области – Ольховатского, Подгоренского, Острогожского, Каменского, из города Павловска, а также из соседних областей – Ростовской и Белгородской. Иногородних много, а учитывая то, что из почти 840 студентов только 50 человек обучаются на заочном отделении – остальные на дневном, многим требуется общежитие. Раньше снимали квартиры, комнаты, просились жить в общежитиях других учреждений, а теперь, после присоединения, у нас появилось свое общежитие для студентов. Это очень удобно.

– Сколько человек вы принимаете на первый курс?

– Ежегодно мы принимаем порядка 300 человек, и каждый год это число увеличивается, прибавляется примерно 25 мест. Сейчас все специальности востребованы. Меняется отношение к рабочим профессиям, и меняется в лучшую сторону, появляется больший интерес. У нас три основных направления подготовки: химия, здесь мы в основном готовим кадры для нашего крупного и известного на всю страну россошанского предприятия «Минудобрения», а также строительство и техносферная безопасность, где мы готовим пожарных. По строительным направлениям на следующий год у нас увеличиваются контрольные цифры приема, надеемся, что новые мастерские позволят всех принять и обучить на соответствующем уровне.

Есть и еще несколько проектов, в которых предполагается использовать новое оборудование. Помимо демонстрационного экзамена у нас предполагается реализация коротких обучающих программ проф­обучения и повышения квалификации для населения. В этом году уже выделены квоты в проекте «Первая профессия», где мы обучаем школьников также в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс». Дети теперь будут проходить практику в новых мастерских.

В пандемийный год стартовала программа «110 тысяч». Она направлена на переобучение граждан, пострадавших от коронавирусной инфекции, например потерявших работу. Как и в других регионах, в Воронежской области тоже выделены квоты, а для самих граждан это обучение бесплатное. Основное финансирование берет на себя Союз «Ворлдскиллс Россия».

– Александра Викторовна, у вас как у директора появились какие-то новые обязанности после вступления в проект?

– Скорее не новые, а дополнительные. Например, выросла отчетность со стороны Минпросвещения. Все строго контролируется – и закупка оборудования, и проведение контрактных процедур. Было нелегко освоить все эти финансовые тонкости. Законодательство предусматривает закупку в полном соответствии с федеральными законами, которые нужно досконально изучить. В итоге вся весна у нас прошла в круглосуточном режиме закупочных процедур. Помимо закупки у нас есть обязательства по обучению сторонних граждан и по проведению демонстрационных экзаменов. И обязательно должна соблюдаться открытость мастерских, то есть мы должны предоставлять материальную базу и другим учреждениям образования. Ведь все дети должны сдавать демонстрационный экзамен, и дать им возможность подготовиться – это наша дополнительная новая работа.

Есть еще одно обязательство – соблюдать информационную открытость в период реализации мероприятий по нацпроекту. Поэтому на нашем сайте можно пошагово в фотографиях отследить, как, что и когда делалось. Онлайн-трансляция открытия мастерских в сети Интернет – это тоже обязательное условие, которое мы выполнили.

– Что бы вы посоветовали своим коллегам-директорам, не имеющим опыта в подобных проектах?

– Первое – реализация рабочих профессий в техникуме. Это сейчас основное, этому приоритет. Если будет реализация образовательных программ по рабочим профессиям в техникуме, будет и участие в движении «Ворлдскиллс», которое даст дополнительные возможности в данных проектах. Также дополнительные возможности дадут победы в этих проектах. Поэтому идти вперед и не сдаваться!

А еще надо быть психологически готовыми к титанической работе, настраивать на это свои коллективы, чтобы люди разделяли ваши цели! И верить, что цель будет достигнута. Я благодарна всему нашему коллективу! Изначально у нас был еще один большой плюс: из пяти компетенций по трем в нашем техникуме работают главные региональные эксперты. Они очень хорошо ориентируются в перечне оборудования, которое необходимо для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов «Ворлдскиллс», хорошо знают задания. Поэтому мы с самого начала четко понимали, что конкретно нам необходимо, как все будет выглядеть, как должно быть. Очень помогали мне и заместители. Необходима была разработка новых образовательных программ с учетом материально-технической базы, которую мы получили. Эти вопросы решала мой заместитель Елена Ермакова. Отдельный заместитель был поставлен в корпус, где шли ремонтные работы и происходила поставка оборудования, – это Виктор Ведринцев, заместитель по учебно-инновационной работе. Большую помощь оказал Юрий Саприн, заместитель по административно-хозяйственной части. А всю творческую часть, в том числе церемонию открытия наших мастерских, которая транслировалась в Интернете, организовала Ольга Василенко.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область, фото автора


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt