Учебно-методическое обеспечение курсов географии
Современное содержание и структура географического образования в средней школе в значительной мере отражают состояние развития географической науки. Географическая же наука, как никакая другая, причастна сейчас к тому, что происходит с природой и обществом. Именно она создает фундамент глобального мышления.
Сегодня речь пойдет о новых, подготовленных в издательстве “Просвещение” учебниках географии по всем школьным курсам с шестого по десятый классы.
первые за много лет у учителя и учеников появилась возможность выбора. По всем существующим курсам школьной географии или изданы, или готовятся к изданию по два и более учебников разных авторов. Сравнительный анализ содержания учебников, их методического аппарата показывает, что параллельные учебники отличаются друг от друга уровнем сложности в изложении учебного материала, что дает возможность учителю осуществлять дифференцированный подход.
Начальный курс географии представлен несколькими учебниками.
“Физическая география 6”, автор Т.П.Герасимова и др. Это стабильный учебник для средних общеобразовательных учебных заведений. От темы к теме он нацеливает на понимание все более сложных связей между компонентами природы, природой и человеком. В нем обобщаются основные знания о карте и приемы учебной работы с ней, об оболочках Земли, природе своей местности.
Учебник имеет хорошо разработанный методический аппарат. Вопросы и задания, включенные в текст, выполняют разные функции. Цель одних – выработать у школьников привычку своевременно обращаться к картам и иллюстрациям учебника, функции других – устанавливать связь ранее полученных знаний с новыми. Часть вопросов и заданий способствует развитию навыка самостоятельного поиска новых знаний.
Учебник имеет разнообразный иллюстративный материал. Можно выделить три основные группы иллюстраций учебника. Это фотографии и рисунки, которые с наибольшей полнотой и достоверностью отражают обьекты изучения. Иллюстрации графического характера, профили, схемы, отражающие процессы, явления, блокдиаграммы, графики и диаграммы. Кроме того, в учебник включены текстовые карты.
“Физическая география 6”, автор В.П.Сухов. Содержание пробного учебника В.П.Сухова для шестиклассников в целом соответствует ныне действующей программе. В структурном отношении автор изменил последовательность изучения оболочек Земли – дал их в том порядке, в каком эти оболочки образовались. В основу авторской концепции учебника положен деятельностный подход: личные мотивы (для чего я должен это изучать?); определение учебных задач (что я должен сделать?); прогнозирование, выбор средств и методов решения (в какой последовательности и как я должен решить задачу?); решение задачи; самооценка.
В рамках деятельностного подхода автор дает ребятам общие способы решения всех учебных задач. С этой целью вводятся три правила познания, усвоив которые дети самостоятельно составляют опорные планы изучения Земли в целом и ее оболочек.
Важно, что в учебнике Сухова нет поучающего тона, книга становится добрым собеседником ребенка. Отсюда и стиль изложения, выдержки из известных стихотворений, песен, обращение к знакомым литературным произведениям, содержание которых соответствует изучаемой теме.
Оба учебника дают возможность, опираясь на уже имеющиеся у ребят знания из курсов “Окружающий мир”, “Природоведение”, “Естествознание”, изучить общеземлеведческие вопросы, получить представление о географической оболочке и об особенностях каждой геосферы, входящей в состав географической оболочки Земли. Наиболее важным и действенным методическим приемом в изучении этих курсов является краеведческий подход к изучению. Учебники знакомят ребят с различными приемами работы с глобусом, планом и картой, способствуют получению важных навыков ориентирования на местности.
Однако между этими учебниками есть и существенные отличия. Они проявляются не столько в содержании учебного материала, сколько в предполагаемой методике его изучения.
Содержание учебника Т.П.Герасимовой и др., его иллюстрации, методический аппарат разработаны с учетом того, что ведущую организационную роль в учебном процессе играет учитель. Учебник используется по его усмотрению.
Учебник В.П.Сухова – это собеседник и учитель, в нем сделана попытка использования элементов развивающего обучения. Методический аппарат способствует вовлечению учеников в самостоятельную познавательную деятельность по освоению нового материала.
Курс “География материков и океанов” в настоящее время оснащен уже двумя вышедшими учебниками и еще два в настоящее время готовятся к изданию. Это такие учебники, как: “География материков и океанов 7”, авторы В.А. Коринская и др.; “География материков и океанов 7”, авторы О.В. Крылова и др.; “Наш дом – Земля 7”, авторы И.В.Душина и др.; “География материков и океанов 7”, авторы Д.П.Финаров и др.
Учебники по данному курсу отличаются как содержанием, так и методическим аппаратом. Особенно заметно различие в обьемах материала общего и регионального разделов, в количестве материала, посвященного характеристике природы, населения и хозяйства различных стран мира. В учебниках Д.В.Крыловой и И.В.Душиной и др. даны более полные страноведческие характеристики, больше внимания уделяется особенностям быта и жизни населения в различных районах мира.
Учебник “География материков и океанов 7” В.А.Коринской и др. написан в соответствии с новой программой курса и раскрывает ее основные научно-географические идеи. Это первый страноведческий курс в школе. В нем впервые соединены география суши и океанов. Материки рассматриваются как природно-территориальные, а океаны – аквальные комплексы крупных размеров.
Неоднородность природы материков и океанов рассматривается как в пространстве, так и во времени.
В учебнике значительно расширена экологическая сторона. Идея взаимодействия природы и человека получила здесь новую содержательную базу. Это не просто осмысление современного мира в его единстве и разнообразии, но и создание основы для участия каждого школьника в настоящем и будущем в практической работе по охране окружающей среды.
Примерно четверть обьема учебника отведена изучению населения, политической карты мира и отдельных материков, а также важнейших государств. Каждая страна рассматривается как определенная природно-территориальная целостность. Государства сгруппированы по географическому принципу (по материкам). В учебнике описание различных государств.
О приемах работы с учебником кратко рассказано в обращении к ребятам “Как работать с учебником”. Учебник иллюстрирован картами, слайдами, схемами. В зависимости от содержания картографический материал можно разделить на две группы: карты и картосхемы для показа различных географических процессов в динамике и карты и картосхемы, на которых географические обьекты даны в статике.
В целом текстовые карты учебника не повторяют, а дополняют карты, имеющиеся в атласе, и тесно связаны с текстом.
Задания в учебнике знакомят с простейшими методами географических исследований, особенно картографическим, сравнительным, методами описаний и наблюдений. Задания учебника по картам, диаграммам, тексту, иллюстрациям помогают овладеть различными приемами учебной работы.
Разрабатывая учебник “География материков и океанов” для семиклассников, авторы О.В.Крылова и Т.П.Герасимова определили его основное содержание как страноведческое. Учитывалось, что в современной науке географии ее роль в решении экологических проблем определяется территориальным комплексным подходом на разных уровнях территориальной дифференциации географической оболочки: планетарном, региональном, локальном.
План изучения материка в данном учебнике по сравнению с традиционным изменен. После определения географического положения материка здесь дается история его исследования, которая включает и ознакомление с населением. Затем идут описание населения (расы, народы, размещение) и политическая карта. Характеристика природы материка, его природных комплексов включает оценку их значимости для жизни и труда человека.
Главным исходным положением при составлении учебника был тезис о том, что учебник должен научить школьника учиться, самостоятельно приобретать и применять полученные знания и приемы учебной работы. В связи с этим в книге принята индуктивно-дедуктивная структура с поэтапным обобщением.
В учебнике выделены специальные рубрики: “Проверь свои знания” и “Обобщение знаний”. Эти рубрики побуждают учителя выдавать соответствующие задания, развивая творческую сторону личности материалами учебника. Тому же способствуют подтекстовые вопросы и задания, сопровождающие все параграфы учебника.
В новом учебнике “География материков и океанов 7”, авторы Финаров Д.П. и др., предпринята попытка по-новому реализовать исторический принцип. Практически это выразилось не только во введении новых тем об основных этапах истории развития природы Земли, но и в дальнейшей конкретизации основных эпох формирования природы отдельных материков.
Весьма существенным является взаимосвязанное включение в содержание учебника вопросов прогнозирования ожидаемых изменений природы вследствие антропогенного воздействия и необходимых при этом экологических (природоохранных) мероприятий. Для реализации этого научного направления в методическом аппарате учебника использовались модели природных комплексов, отражающих важнейшие взаимосвязи в природе, а также возможные последствия в природе под воздействием человека.
В содержание школьного учебника впервые включены основные методы комплексного физико-географического прогнозирования дальнейшего развития природы и приведены необходимые простейшие задания для обучения прогнозированию.
Методический аппарат учебника направлен на усиление самостоятельной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе. Это осуществляется, с одной стороны, изложением значительной части материала в виде диалога, а также системой специальных заданий и вопросов. Текст учебника и многие иллюстрации позволяют использовать моделирование или составление графических конспектов для более успешного усвоения учебного материала.
Комплексный курс “География России” представлен следующими учебниками. Учебник А.В.Даринского “География России 8-9” – попытка создания комплексного страноведческого курса своей Родины. Надо признать некоторую неудачность этого издания, связанного в основном с малым обьемом материала и отсутствием должной подробности рассмотрения особенностей природы и хозяйства России. Это в основном связано с неожиданным резким изменением геополитической ситуации и развалом СССР, а вследствие этого и прекращением переиздания только что изданных учебников по физической и социально-экономической географии СССР, в дополнение к которым и предназначался этот комплексный учебник. В настоящее время учебник доработан и готовится к изданию в Санкт-Петербурге.
В учебнике “Природа России”, 8-й класс, авторы Э.М.Раковская, И.И.Баринова, прослеживается экологическая направленность многих тем. Авторам удалось более широко раскрыть последствия экологических катастроф в параграфе “Экологическая ситуация в России”, введенном в учебнике впервые. На конкретных примерах они показывают, как важно не идти вразрез с природой и учитывать возможные последствия при вмешательстве в естественные процессы.
Совершенно по-новому представлен в учебнике дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся в области географических знаний и дающий представление (наглядное и текстовое) о русских ученых-географах.
Учебник имеет три раздела: “Общая характеристика природы”, “Природные комплексы России” и “Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы”. В него включены карты, слайды, штриховые рисунки.
“Население и хозяйство России”, 9-й класс, авторы А.И.Алексеев, В.В.Николина – это учебник нового типа, отражающий в первую очередь социальные аспекты жизни общества.
Принцип историзма, положенный в основу учебника, позволяет рассмотреть все вопросы социально-экономической географии совершенно в другом ракурсе, а именно в логической последовательности: возникновение – развитие – современное состояние – перспективы. Такой подход в изложении материала вполне оправдан. Ведь авторы стремились создать и показать образ страны, а это невозможно сделать без учета ее истории, без взгляда в прошлое, а главное, без связи прошлого с настоящим.
Методическая сторона рукописи интересна и оригинальна. Особо хочется отметить этнографические описания, используемые авторами в качестве лирических отступлений. Написанные ярко, эмоционально, в увлекательной форме, они оживляют учебный материал и вместе с тем дают представление о жизни народов, их культуре, традициях и быте, о природных условиях мест их проживания, характере и нраве.
Людмила ЕЛХОВСКАЯ, заведующая редакцией географии и естествознания издательства “Просвещение”
P.S. В следующем номере “Методической кухни” мы продолжим публикацию материала об учебниках географии по разным школьным курсам.
Комментарии