Хотите знать золотое правило учителя? Знакомьтесь, Марина Прокопьевна ТУЛОХОНОВА, учитель Боханской средней школы №1 Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Именно она, уверенная, что будущее России рождается сегодня и первым у его колыбели стоит учитель, вывела правило семи «у»:
Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить ребенка.
Успешность – вера в успех.
Удивительность – незаурядность учителя.
Убедительность – умение зажечь детские сердца.
Уважительность – взаимное уважение.
Уравновешенность – ровное, спокойное отношение ко всем детям.
Улыбчивость – светлость урока.
Марина Прокопьевна не только преподает историю, но и ведет краеведческий кружок «Архивариус», публикуется на страницах районной «Сельской правды» в рубрике «Страницы истории», а с 2002 года является общественным инспектором по охране прав ребенка.
Мы стоим на пороге третьего тысячелетия. Кажется, что человечество постигло все тайны мироздания: люди научились расщеплять атом, познали структуру гена, космос… Но по-прежнему нераскрыта тайна – душа человека, ребенка. Вечной остается проблема: как взрастить Человека?
И где на этой долгой и трудной дороге мое место – место учителя?
Проблема постижения и самореализации личности волнует меня как педагога давно, порождает во мне всплеск эмоций и вопросов: почему дети, придя в первый класс с удивленно распахнутыми глазами, с необычайной тягой к знаниям, к концу обучения в школе равнодушно взирают вокруг? Почему не раскрылся в детях природный потенциал? Почему они не хотят познать себя и дерзко взлететь к высотам знаний?
Я с болью отмечаю себе: «Это мы, педагоги, не смогли зажечь искру познания в детских сердцах». Отчасти это происходит потому, что сложившийся стереотип подходов в традиционной системе обучения не создает в достаточной мере условий для саморазвития личности ребенка.
Более полному раскрытию потенциала ребенка, на мой взгляд, способствует развивающее обучение. Оно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности личности школьника, формирует привычку самостоятельно добывать знания, дает возможность ему проверить их на практике предполагает творческий подход к решаемым задачам. В результате формируется креативная личность.
Именно в таких людях наше общество нуждается как никогда раньше. Сегодняшний день России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, возникли духовный застой, экономические проблемы, безответственность. Все это захлестнуло общество и может превратить нас в манкуртов – людей, утративших память. Именно поэтому особую роль приобретает предмет «История». Именно поэтому особенно возрастает значение и роль учителя, как подлинного наставника. Учителя в ответе за тех, кто будет жить в новом столетии, в новой, возрожденной России.
Каков педагог, способный формировать и развить в ребенке высокие нравственные ценности?
Я думаю, прежде всего учитель – Личность, нравственные принципы которого должны стать нормой поведения детей. Педагог, который отдает себя без остатка детям, вместе с ними поднимается по трудным, требующим силы и терпения ступеням лестницы жизни. Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее, умение заразить своим оптимизмом других – вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний. Воздвигнув его по кирпичику, учитель сможет выполнить свою благородную миссию: воспитать человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли – человека будущего!
Комментарии