search
main
0

По лестнице успеха. Языковое портфолио – технология самосовершенствования личности школьника

В педагогике известны две группы портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития. Портфолио внешних достижений достаточно технологически разработано и описано в учебно-методической литературе. Портфолио личностного развития до сих пор недостаточно описано, и предлагаемый материал призван восполнить этот пробел. Термин «портфолио» в данном случае употребляется в качестве дополнения к основному его значению и имеет характер метафоры.

Электронное приложение: образец «Personal Portfolio of a Junior Student and a Senior Student»

Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменение которых исследуется в динамике учебно-языкового развития и становления индивидуальности школьника. Основное средство достижения эффективности личностного роста – заложенный во всех заданиях механизм рефлексии.

Предлагаемое рефлексивное портфолио развития – это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста.

Цель: помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

Английский язык – средство достижения цели.

После заполнения портфолио старшеклассник может:

эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, оценивать себя, ставить цель и добиваться ее реализации;

успешно развивать учебные навыки;

легко совершенствовать жизненно необходимые умения.

Структура. Портфолио состоит из двух частей: языковое портфолио для ученика 7-го класса и портфолио одиннадцатиклассника.

Содержание. Портфолио представляет собой систему целенаправленных тренингов, тестов и практических заданий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих лидерские умения и качества успешного человека.

Задания на развитие мотивации к личностному росту. Главное назначение заданий этого раздела – сфокусировать внимание старшеклассника на том, что такое портфолио успешной личности, и повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Выполняя разные задания, ученики создают портрет преуспевающей личности, учатся рассуждать на тему «Что такое успех», анализируют факторы успеха в диаграмме, строят свою «лестницу успеха» – план карьерного роста, знакомятся с философией успеха известных всему миру людей, выводят свою формулу успеха в жизни.

Задания на самопознание и управление саморазвитием. Главная задача таких упражнений – помочь школьнику создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие умения объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание ученика акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассник учится делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цели, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.

Задания на развитие личностных качеств. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек. Это первая ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания – работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Задания на развитие эффективной коммуникации. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Оценка достижений. Учащиеся оценивают свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над портфолио.

Ожидаемые результаты. Эффективность системной работы над созданием портфолио измеряется тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности выпускника школы, его способность конструктивно выполнять разные социальные роли, умение органично вписаться в общественные институты, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.

Зоя МОЛЧАНОВА, учитель английского языка Новонадеждинской средней школы, победитель XI конкурса «Сто друзей», Волгоградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте