search
main
Топ 10
Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад «Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы
0

По какому закону будет жить школа?

Сегодня для обсуждения предложен проект интегрированного закона «Об образовании в РФ». Текст огромен – больше 400 страниц, будущий пользователь закона должен прочитывать в нем прежде всего то, что он суть производное от основного закона страны – Конституции РФ. Конституция же определяет социальный характер государственного строя. Убежден: уже одно это предполагает иное название будущего закона – «О народном образовании», а также соответственное переименование Министерства образования и науки РФ (даже при царях в России было министерство народного просвещения). Это не игра в слова – даже само по себе название может стать ориентиром для курса на всенародность образования.

Четко ли подтверждено в законопроекте право на узаконенные Конституцией РФ «общедоступность и бесплатность общего и среднего образования в государственных образовательных учреждениях»? На мой взгляд, в проекте (ст. 2.) выражение «предоставление» (бесплатного образования) не адекватно директивно-гарантийной установке Конституции и, по-моему, звучит как некое одолжение.

Я не нашел в проекте закона формулы «воспитательный процесс», однако же Конституция

(ст. 39) включает понятие «воспитание». В ст. 19 законопроекта есть выражение «обеспечение самоопределения личности», но нет и намека на существование давней отечественной традиции «формирования личности». Кстати, почему-то нет в проекте слова «патриотизм». Думаю, необходимо узаконить ответственность Министерства образования и науки РФ за конечный итог своей деятельности – подготовку граждан России аттестованными на зрелость во всем образовательно-нравственном комплексе, а не только удостоверяя в баллах «прохождение» учебников.

Статья 18 проекта отдана учебным программам и образовательным стандартам. Однако же нет ни слова о том, что Конституция (ст. 43) узаконила: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». В законопроекте есть указание на то, кто заказывает этот свод основополагающих для образования документов – «федеральный орган исполнительной власти» (надо понимать – Министерство образования и науки РФ). Получается, что оно само заказывает и само же устанавливает или утверждает. Логично ли? Ведь все схожие по социальной значимости для развития страны и общества державные документы утверждаются либо постановлением Правительства РФ, либо Госдумой. Вижу просчет законопроекта в том, что отсутствует даже декларация о преемственности лучших гуманитарных традиций отечественной педагогики. Образовательно-воспитательным процессом занимаются разные министерства и ведомства, поэтому полагаю, что законопроект (гл. 2) должен формализовать скоординированность и даже соответствующую ответственность за работу с подрастающим поколением.

Валентин ОСИПОВ, член Союза писателей России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте