search
main
0

По какому закону будет жить школа?

Сегодня для обсуждения предложен проект интегрированного закона «Об образовании в РФ». Текст огромен – больше 400 страниц, будущий пользователь закона должен прочитывать в нем прежде всего то, что он суть производное от основного закона страны – Конституции РФ. Конституция же определяет социальный характер государственного строя. Убежден: уже одно это предполагает иное название будущего закона – «О народном образовании», а также соответственное переименование Министерства образования и науки РФ (даже при царях в России было министерство народного просвещения). Это не игра в слова – даже само по себе название может стать ориентиром для курса на всенародность образования.

Четко ли подтверждено в законопроекте право на узаконенные Конституцией РФ «общедоступность и бесплатность общего и среднего образования в государственных образовательных учреждениях»? На мой взгляд, в проекте (ст. 2.) выражение «предоставление» (бесплатного образования) не адекватно директивно-гарантийной установке Конституции и, по-моему, звучит как некое одолжение.

Я не нашел в проекте закона формулы «воспитательный процесс», однако же Конституция

(ст. 39) включает понятие «воспитание». В ст. 19 законопроекта есть выражение «обеспечение самоопределения личности», но нет и намека на существование давней отечественной традиции «формирования личности». Кстати, почему-то нет в проекте слова «патриотизм». Думаю, необходимо узаконить ответственность Министерства образования и науки РФ за конечный итог своей деятельности – подготовку граждан России аттестованными на зрелость во всем образовательно-нравственном комплексе, а не только удостоверяя в баллах «прохождение» учебников.

Статья 18 проекта отдана учебным программам и образовательным стандартам. Однако же нет ни слова о том, что Конституция (ст. 43) узаконила: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». В законопроекте есть указание на то, кто заказывает этот свод основополагающих для образования документов – «федеральный орган исполнительной власти» (надо понимать – Министерство образования и науки РФ). Получается, что оно само заказывает и само же устанавливает или утверждает. Логично ли? Ведь все схожие по социальной значимости для развития страны и общества державные документы утверждаются либо постановлением Правительства РФ, либо Госдумой. Вижу просчет законопроекта в том, что отсутствует даже декларация о преемственности лучших гуманитарных традиций отечественной педагогики. Образовательно-воспитательным процессом занимаются разные министерства и ведомства, поэтому полагаю, что законопроект (гл. 2) должен формализовать скоординированность и даже соответствующую ответственность за работу с подрастающим поколением.

Валентин ОСИПОВ, член Союза писателей России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте