search
main
0

По какому пути пойти? Кто решает – народ или политики. Тема «Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм». 11-й класс

При изучении истории в старших классах ребята знакомятся с разными версиями и оценками, анализируют документы. Учатся определять и аргументировать свое отношение к прошлым и современным событиям и их участникам. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания. Ученики к тому же должны приводить примеры, то есть иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы и т.д. В примерной программе по обществознанию как для основной, так и для средней школы предполагается изучение основных типов политических режимов.

Эти задачи можно решать в процессе преподавания новейшей истории, в том числе при проведении уроков в 11-м классе по теме «Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг.», которые можно также обозначить: «Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм».

При проведении урока изучаются не только исторические события, которые проходили в ведущих странах Запада в межвоенный период, но и анализируются и конкретизируются такие обществоведческие понятия, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Эту тему мы изучили с учащимися 11-го класса школы-гимназии №28 г. Кирова.

Думаю, что урок можно начать с краткого повторения изученного материала об итогах первой мировой войны. Учащиеся должны дома заполнить таблицу.

Кроме того, отметим, что на предыдущем уроке в качестве домашнего задания учащимся предлагалось посмотреть по учебникам «Новейшая история» для 9-х и 11-х классов материал, связанный с развитием США и Германии в межвоенный период. Можно использовать учебники Л. Алексашкиной (4; 5), А. Кредера (6), О. Сороко-Цюпы и А. Сороко-Цюпы (7) и под редакцией О. Сороко-Цюпы (8). Для лучшего усвоения понятий, связанных с политическими режимами, учитель может рекомендовать посмотреть учебники «Введение в обществознание» под ред. Л. Боголюбова (9) и Л. Боголюбова «Человек и общество» (10).

Особо выделим политические последствия войны. Мы видим, что наряду с демократическими режимами, которые начали формироваться еще в предшествующие эпохи, после первой мировой войны возникают еще два типа режимов: тоталитарный и авторитарный.

А теперь определим три проблемы, которые нам следует решить:

Первая – почему в первой половине ХХ в. происходит трансформация демократических режимов?

Вторая – почему возникли два новых типа политических режимов – тоталитарный и авторитарный?

Третья – найдем характерные черты, которые отличают друг от друга эти три типа режимов.

Но прежде чем начать рассмотрение этих проблем, дадим определение политическому режиму.

Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов и средств осуществления власти в данном государстве.

Начнем с анализа демократического режима. Прежде всего вспомним слова А. Линкольна, президента США в 1861-1865 гг.: «Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа».

Вопрос: Как вы думаете, что главное в этом высказывании?

Ответ: Главная мысль: источник власти – народ. Да и само слово «демократия» с греческого переводится как «власть народа». Итак, демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Вопрос: В каких странах после первой мировой войны были демократические режимы? Назовите страны и покажите их на карте.

Ответ: Франция, США, Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Германия.

Укажем, что по форме правления это разные страны: республики и монархии.

А теперь выделим некоторые наиболее характерные черты демократических режимов.

Вновь обратимся к уже рассмотренному понятию: главный источник власти – народ. И именно от этого понятия начнем анализ этого режима.

В демократических государствах существуют единые правовые нормы, которые провозглашают и гарантируют личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан. Особо выделим право на обладание частной собственностью и ее неприкосновенность от внесудебной конфискации. Если мы обратимся к современным конституциям ряда стран Запада, то увидим, что в них права и свободы граждан изложены в первых главах этого важнейшего документа государств. Вторая характерная черта – многопартийность, что означает наличие в партийной системе государств политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции. Партии функционируют в странах свободно, если они не подрывают демократических основ общества. Подчеркнем очень важный момент, что именно партии выражают интересы отдельных категорий населения, то есть вновь отметим, что народ через поддержку тех или иных партий реализует свои устремления.

Третья характерная черта тесно связана со второй – свободные многопартийные выборы, т.е. борьба партий за власть, которую формирует народ путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Четвертое – ограничение роли государства, которое раньше рассматривалось как потенциальный источник угрозы правам и свободам граждан, то есть происходит расширение демократических свобод. Еще выделим такой момент: чтобы предотвратить злоупотребления властью, в демократических странах реализуется принцип разделения властей, т.е. создание трех независимых друг от друга ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Ее классический вариант существует в США. Еще один момент – произошло разделение полномочий центральной власти и органов местного самоуправления.

А теперь мне хочется высказать мысль, которую я попытаюсь обосновать.

В межвоенный период происходит эволюция демократических режимов. Это связано с появлением целого ряда проблем в экономической и политической сферах.

Вопрос: Какие проблемы мы можем выделить в этот период и с какими событиями они связаны?

Ответ: первая мировая война, экономические кризисы 1920-1921 гг. и 1929-1933 гг. Кроме того, в 1920-е гг. растет влияние монополий на жизнь общества, что подрывает основы свобод граждан. Все эти проблемы приводят к коррективам демократических режимов.

Для понимания этого суждения вспомним материал учебников по новейшей истории и обществознанию и подумаем, что предпринимают демократические правительства стран Запада для разрешения возникших проблем, и прежде всего экономических.

В первую очередь обратимся к истории США в 30-е гг. и «Новому курсу» Ф. Рузвельта, который вносит коррективы в экономическую и социальную жизнь общества.

В «новом курсе» Ф. Рузвельта можно выделить две стороны.

Первая: усиление регулирующей роли государства в экономике.

Вопрос: приведите конкретные примеры этого явления.

Ответ: НИРА – Закон о восстановлении национальной промышленности, ААА – Закон о регулировании сельского хозяйства и т.д.

Вторая сторона политики Ф. Рузвельта: усиление роли государства в социальной сфере, которое выразилось в двух направлениях:

а) помощь самым разным категориям населения через введение различных пособий и выплат;

б) попытки найти компромиссы между предпринимателями и рабочими, если между ними возникают конфликты.

Предполагается, что учащиеся вместе с учителем дадут развернутую характеристику указанных законов, а также проиллюстрируют конкретными примерами деятельность Ф. Рузвельта, используя школьные учебники.

А теперь вспомним историю ХVIII-ХIХ вв. В любой демократической стране роль государства в экономической и социальной сферах была незначительной. Когда мы говорили о характерных чертах демократических режимов, то выделяли, что главное – это свободы, а в деятельности Ф. Рузвельта мы видим вмешательство государства в экономику и социальную сферу. А разве это не ограничивает свободы? Это отход от демократии или нет? Нужен ли был этот курс?

Попытаемся дать ответ на следующий вопрос: «Новый курс» Ф. Рузвельта – это мероприятия, которые подрывают устои демократического режима, или это меры, которые спасают американскую демократию? Если мы внимательно проанализируем «Новый курс» Ф. Рузвельта, то для нас станет очевидным: все основные демократические основы остались незыблемыми, и какого-то ограничения прав и свобод граждан не произошло. Более того, происходит их расширение. Таким образом, государство помогает сохранить в обществе демократию и стабильность без ущемления прав и свобод человека и гражданина.

Главная задача «Нового курса» Ф. Рузвельта – реформы с целью спасения демократии.

Такие процессы можно было наблюдать и в других демократических странах (Франция, Великобритания, Швеция и т.д.), в которых выросла роль государства, но основы демократии остались незыблемыми.

Но все же вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества может привести к его усилению в политической сфере, а это может иметь самые негативные последствия для этих стран. И можем привести примеры, когда демократические режимы были ликвидированы и в них были установлены тоталитарные режимы? Это Германия и Италия.

Вопрос: В чем суть тоталитарного режима?

Ответ: Повышение роли государства по многим направлениям.

Но ведь эти тенденции наблюдались во многих странах Запада, но одни страны остались в рамках демократии, а другие встали на путь тоталитарного развития.

Вполне закономерно возникает вопрос: почему США не перешли к тоталитаризму, а Германия встала на этот путь развития? Значит, там были особые условия, которые привели к установлению тоталитарного режима.

Учитель вместе с учащимися выявляет причины установления такого режима в данной стране, указывая, что для лучшего понимания этого процесса необходимо вновь обратиться к итогам первой мировой войны для Германии. Вновь отмечаем, что германская нация – это униженная войной нация и на этой основе в стране широкое развитие получает идеология реваншизма и национализма.

Кроме того, в стране начинается так называемый разгул демократии, то есть конституция Германии, которая вступила в силу в 1919 г., создает в стране достаточно либеральный режим, который многими слоями населения отвергается, как режим беспорядка. И в этих условиях зреет тенденция, которая указывает на необходимость прихода к власти сильной личности для наведения порядка в стране.

Особо выделим ухудшение экономического положения населения. Это было связано с экономическим кризисом 1929-1933 гг. В результате этого происходит размывание среднего класса, который всегда является опорой существующего режима и который голосовал в Германии за те партии, которые выступали за стабильность.

И еще один аспект необходимо учесть – все эти политические партии в разные периоды докризисного развития страны входили в состав правительства, и в них немцы видели главных виновников ухудшения своего материального положения в результате кризиса. Становится все больше обездоленных людей, которые расширяют электорат радикальных партий, таковыми в Германии в тот период были национал-социалистическая рабочая партия и коммунистическая. Они выступали за немедленную ликвидацию существующего порядка вещей и за создание нового общества.

К власти могли прийти либо коммунисты, либо нацисты. И мы знаем, что в данных условиях представители крупной буржуазии Германии делают ставку на нацистов. В связи с достаточно сложной политической ситуацией в Германии можно вновь обратиться к США, в которых сама партийно-политическая система является гарантом стабильности. Речь идет о двух политических партиях страны – демократической и республиканской, которые являются сторонниками существующего режима, и они попеременно находятся у власти, что стабилизирует ситуацию в стране.

Значит, лучшая политическая система – это двухпартийная система, когда выбор идет не между левыми, правыми и центристами, а между левоцентристами и правоцентристами. Такая партийно-политическая система в настоящее время существует кроме США в Великобритании, ФРГ, Франции.

Бесспорно, еще одной причиной установления тоталитарного режима в Германии является отсутствие демократических традиций, что сильно влияет на умонастроения населения. Кроме указанных причин можно выделить еще ряд других, которые учащиеся выявляют с помощью учебников.

И следствием всего этого является назначение 30 января 1933 г. президентом Германии П. Гинденбургом А. Гитлера канцлером страны, после чего начинается процесс формирования тоталитарного режима. При наличии времени учитель вместе с учениками, используя материал учебников, выделяет характерные черты этого режима.

В этот же период в ряде стран Европы устанавливаются авторитарные режимы (Венгрия – 1920 г.; Болгария – 1923 г.; Испания – 1923 г.; Польша – 1926 г.; Югославия – 1929 г. и т.д.). Здесь были почти те же причины, что у тоталитарного режима, хотя есть определенные особенности.

Юрий КУЗЬМИН, доцент кафедры всеобщей истории Вятского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте