Ради посещения Городского ресурсного центра в Первом Зборовском переулке профсоюзные лидеры из регионов отказались от всех других экскурсий. А как иначе, ведь здесь собраны самые что ни есть передовые информационные технологии, которые могут помочь не только решить насущные проблемы образования, но и существенным образом преобразить систему обучения и управления.
Встреча проходила, как говорится, без чинов. Экскурсию по центру вел сам начальник информационно-аналитического отдела Департамента образования Владимир Яблонский, лишь изредка передавая бразды правления своим сотрудникам у тех или иных стендов, а в группе экскурсантов находился первый заместитель руководителя Департамента образования и идеолог реформы столичного образования Василий Лисов, который успел ответить на все вопросы гостей. Вопросов было много, ведь все, что показывали москвичам, на первый взгляд казалось абсолютно несбыточным и нереальным.
Не секрет, что в регионах, которым передали учреждения начального профессионального образования, возникла масса проблем. Во-первых, дети не хотят идти в ПТУ – профессия рабочего перестала быть для них привлекательной. Во-вторых, обучение рабочим профессиям затруднено из-за нехватки кадров. В-третьих, нет того современного учебного оборудования, на котором можно подготовить рабочего высокой квалификации. Наконец, в-четвертых, нет нужного контакта и партнерства с работодателями, которые хотят получать кадры, но не хотят приложить ни малейшего усилия, чтобы помочь в подготовке таких кадров системе профобразования.
Как известно, в Москве решили эти сложные проблемы. Во-первых, созданы отраслевые общественные советы, и работодатели включены в процесс подготовки рабочих кадров. Во-вторых, принято решение о реорганизации Московской государственной академии делового администрирования в Московский инженерно-педагогический вуз, который займется подготовкой мастеров и педагогов для городской системы профессионального образования. В-третьих, престижность профессионального образования существенным образом повысилась после интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования, создания колледжей. В-четвертых, в процесс подготовки рабочих кадров ныне активно внедряются информационные технологии, и в этом гости могли убедиться в демонстрационном зале центра в Первом Зборовском переулке.
Хотя нет, сначала гостям показали не зал, а конференц-зал, где можно проводить видеоконференции, симпозиумы, специальные занятия, лекции, презентации и другие важные мероприятия, аудитории, в которых уже идет повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, специалистов ресурсных центров, мастеров производственного обучения, студентов колледжей. Гости увидели сервер Департамента образования и сеть управления системой образования: на специальном стенде видно, как объединены все учебные заведения столицы, что помогает исключить бумагооборот и сделать управление по-современному мобильным. Информационные технологии позволяют сделать четким даже процесс формирования контингента детских садов: все 136 комиссий, которые ведут в округах прием родителей и собирают информацию о потребности в ДОУ, подключены к единой сети, направляют свою информацию в единую городскую базу, эта информация позволяет выяснить, в каких районах Москвы эта потребность наиболее высока и где поэтому нужно строить новые детсадовские здания.
Экскурсия в демонстрационном зале как раз началась с разговора о детских садах: экспозицию открывал новенький компьютер для дошкольников, подаренный Москве в числе 80 компанией «Майкрософт». Школа в зале была представлена системой, позволяющей ввести «Карту учащегося», с помощью которой можно заплатить за еду в школьной столовой, войти в школу, воспользоваться услугами городского транспорта, вести электронный журнал и так далее. Кроме того, организаторы выставки предложили гостям посмотреть, каким может быть оборудование современного школьного класса с современными ноутбуками, современными досками, различным мультимедийным оборудованием. А вот дальше следовала экспозиция, вызвавшая огромный интерес гостей, поскольку была связана с системой профессионального образования.
Как можно обучить современного высококлассного рабочего? Только с помощью информационных технологий. Череда обучающих стендов, снабженных компьютерными приставками, надолго приковывала внимание гостей. У стенда, предназначенного для обучения сварочному делу, не выдержал председатель Московской городской организации профсоюза Сергей Кузин – взял в руки сварочный аппарат и продемонстрировал лихую сноровку: оказывается, в молодости Сергей Павлович был строителем, и ему приходилось заниматься сварочным делом. Правда, на экране компьютера не появилось оценки умений Сергея Кузина, но хозяева дипломатично объяснили это тем, что его работа была для компьютера непривычно быстрой.
Дальше гости перешли к стендам, помогающим обучить управляющих современным домовым хозяйством, литейщиков и других специалистов. Надолго застыли гости у проэмуляторов – компьютерных устройств, позволяющих даже на старых токарных станках, преобладающих в нынешних ПТУ, обучить токаря-наладчика высокого разряда. Гости усердно записывали в блокноты координаты производителя проэмуляторов – «Станкоагрегата» и приблизительную стоимость устройства. Все эти данные они, конечно же, передадут руководителям региональных систем образования, ведь большинство из них даже не подозревают о существовании проэмуляторов.
У огромного стенда экскурсанты задержались. Тут была показана единая информационная система для обучения студентов колледжей. Правда, пока к ней подключены всего четыре колледжа, но в недалеком будущем будут подключены все московские колледжи, и студенты смогут найти в ней десятки образовательных курсов. Сегодня весьма остра проблема содержательной базы системы профессионального образования: мало учеников, программ, учебных курсов, над ликвидацией этой нехватки уже работают специалисты недавно созданного городского Научно-исследовательского института развития профессионального образования и педагогические коллективы всех столичных колледжей. Как очень интересный и перспективный оценили гости опыт по использованию информационных технологий для дистанционного образования для обучения детей-инвалидов. До недавних пор дистанционно обучались школьники, сегодня к этой работе подключились столичные колледжи, дети-инвалиды могут нынче получать профессиональное образование, а это позволяет им успешно адаптироваться в современном обществе, стать экономически независимыми, что сегодня становится для них едва ли не самым важным.
Городской ресурсный центр не зря называется головным, дело в том, что подобные центры уже созданы в некоторых учебных округах столицы, и работа в этом направлении продолжается. Только в Восточном округе, на земле которого находится Городской ресурсный центр, открыты уже более десяти собственных ресурсных центров.
В чем гости убедились, так это в том, что в Москве действительно создана стройная система управления на базе использования современных информационных технологий. То, о чем они неоднократно читали в «Учительской газете», предстало перед ними в абсолютно конкретных делах. Многие из гостей попросили разрешения приехать в центр еще раз, чтобы внимательно, детально изучить все предлагаемое Москвой и перенести это в свои регионы. Если учесть, что договоры о сотрудничестве с регионами есть у всех 10 московских округов, то все это вполне осуществимо.
Комментарии