search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

По фильму Жака Кусто учились наши подводные диверсанты

Служба в подразделениях специального назначения, как известно, во всех странах почетна. Во многих государствах третьего мира командование спецназом считается особой привилегией. Причем только принцев крови. А на Западе части спецназа рассматривают как наиболее перспективные национальные воинские формирования, способные в вооруженных конфликтах решать любые задачи.

Российскому спецназу повезло в этом отношении, пожалуй, меньше. Может, ошибаюсь, но почему-то именно эти наиболее боеспособные подразделения подвергались в первую очередь неоправданным сокращениям и постоянным реорганизациям. Например, в Военно-Морском Флоте с 1953 по 1994 г. их 22 раза реорганизовывали и сокращали.
Днем же рождения спецназа ВМФ мог бы стать понедельник 24 октября 1938 г. Тогда по приказу командующего Тихоокеанским флотом флагмана 2 ранга Николая Кузнецова было проведено первое в ВМФ СССР опытное учение по высадке легководолазов с подводной лодки
“Щ-112” и их возвращение на ПЛ.
После войны министр внутренних дел СССР Круглов предложил передать Главному штабу ВМФ документы, учебную литературу и находящихся в лагерях его ведомства военнопленных – специалистов фашистской Германии по подготовке подводных диверсантов. Начальник Главного штаба ВМФ адмирал И. Исаков в июле 1946 г. ответил, что Военно-Морскому Флоту СССР подобные специалисты больше не понадобятся. По его мнению, применение пловцов-подрывников являлось чисто эпизодическим, оправдало себя лишь в узкоспециальных операциях. Успешность и эффективность их использования чрезвычайно низка. Тем более что борьба с пловцами-подрывниками не представляет трудности, а развитие средств радиолокации и приборов ультразвукового подводного наблюдения затрудняет скрытую их доставку в район боевого использования. Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Н. Кузнецов, очевидно, согласился с Исаковым.
Кто знает, прими Кузнецов другое решение – и в феврале 1956 г. он, может, не лишился бы второй раз должности Главнокомандующего ВМФ и звания Адмирала Флота Советского Союза. Поводом к тому, как известно, послужили взрыв и гибель линкора “Новороссийск” и его экипажа на Севастопольском рейде. По одной из версий, корабль взорвали иностранные боевые пловцы. Как тут не вспомнить слова Исакова о том, что борьба с пловцами-подрывниками не представляет трудности. “В нашей стране нет исторической памяти, каждый день мы начинаем с чистого листа и поэтому повторяем одни и те же ошибки”, – писал задолго до этих событий русский мыслитель и публицист Петр Чаадаев.
НО ОСТАВАЛИСЬ люди, преданные идее спецназа ВМФ. Одним из них был капитан 1 ранга Дмитрий Шашенков, который с 1942 г. до конца 70-х являлся организатором и идеологом подразделений специального назначения ВМФ.
В этой области у России не было ни корифеев, ни опыта, ни технических средств. Осваивать морские глубины начинали с помощью спортивных дыхательных аппаратов “АГА” (Швеция) и “Зибе-Герма” (ФРГ). А для обучения плаванию с ластами и на подводных буксировщиках использовали фильм известного французского исследователя океанов Жака Ива Кусто “Мир тишины”. Его сократили до 3 частей и заново смонтировали на Кинофабрике документальных фильмов Министерства культуры СССР.
Спор о целесообразности создания спецназа вскоре разрешился на практике. На Севере провели учение на тему “Выявление и последующее уничтожение склада атомных боеприпасов противника”.
Что касается техники, которой оснастили специальные подразделения ВМФ в 70 – 80-е гг., то о ней говорит случай с самоходным подводным аппаратом “Тритон-2”. В августе 1974 г., покинутый водолазами, он остался на морском дне. Через 12 лет его подняли, и при пробном включении движительного комплекса винт начал вращаться! Аккумуляторы СЦ-300 по емкости и надежности оказались лучшими в мире. А в СПМБМ “Малахит” специально для спецназа спроектировали малую подводную лодку под названием “Пиранья”. На Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге в 1988 и 1990 годах построили всего лишь две такие ПЛ. Их корпуса изготовлены из титанового сплава. Лодки имеют низкий уровень физических полей, просты в управлении. В феврале 1993-го на выставке оружия в Абу-Даби чертежи и макеты “Пираньи” вызвали большой интерес потенциальных покупателей.
Но в спецназе больше всего гордятся не техникой, а людьми. В этом я убедился, побывав в одном из подразделений боевых пловцов. Перефразируя Чехова, можно сказать, что в бойце спецназа все должно быть прекрасным: его физическая и боевая подготовка, а также стрелковая, лыжная, водолазная, парашютно-десантная…
– Пусть во всех видах подготовки матрос не достигнет больших вершин. Это тот случай, когда лучше быть середняком, чем иметь недостатки, которые в определенной ситуации превратят человека в обузу для всего подразделения, – объяснил мне командир части спецназа. (К сожалению, не могу назвать его фамилии.)
Впрочем, “середнячок” в спецназе – это тот, кто выполняет на отлично установленные в Вооруженных Силах общие нормативы по физподготовке, делает в течение года несколько прыжков с парашютом, в том числе в открытое море, и, приводнившись, уходит на глубину, чувствуя себя как рыба в воде. Время на стрелковую подготовку матросам не ограничивают. Один занимается в тире до часа в день, другой – по три часа. Главное, чтобы человек достиг определенного уровня, а потом его постоянно поддерживал.
Матросы могут получить первые спортивные разряды по плаванию, лыжному спорту, в том числе биатлону, борьбе. Идеальным вариантом считается сочетание спортивных разрядов по биатлону, плаванию и некоторым видам борьбы: ушу, дзюдо, карате, самбо. И таких универсалов в спецназе очень много.
– Сначала об армии думал, что в ней одна дедовщина, – увлеченно рассказывал мне матрос Павел Буслаев. – Но в нашей части не так. Мне нравится коллектив. Тут можно реализовать многие свои качества.
Павел Буслаев учился в Уральском государственном педагогическом университете на инязе. Перешел уже на второй курс, когда захотелось ему, как он говорит, испытать себя. Обратился в военкомат с просьбой, чтобы его призвали на срочную службу, и ничуть не раскаялся. Почему? Ответ на этот вопрос мне стал более понятен после разговора со старшим матросом Михаилом Ильинским.
– Чувствуешь, что не просто время просиживаешь, а занимаешься полезным для себя делом, – рассказывал мне Михаил. – Я много узнал о медицинской, водолазной подготовке, часто имею дело с техникой, познакомился с различными образцами оружия – все интересно. А когда первый раз в бассейне спустился под воду, слушал тишину. С непривычки уши заложило, но потом прошло.
У Ильинского уже после года службы в части появилась мечта: получить высшее юридическое образование, обустроить свою жизнь, потом заводить семью. Это даже не мечта, а целая жизненная программа. Командование спецназа имело к ее формированию непосредственное отношение. Матросов здесь учат не только быстро бегать и метко стрелять, но еще и думать, духовно и интеллектуально развиваться.
– Я считаю: если человек учится, он не будет пьянствовать, нарушать дисциплину и вообще будет относиться серьезнее к службе. Многие контрактники у нас окончили техникумы. Около 10 процентов учатся в вузах, – поведал мне командир.
Не случайно многие из матросов просят заключить с ними контракт, а с получением образования остаются служить мичманами и офицерами. Кстати, заочное обучение в вузах лиц рядового состава я встречал только в ВМС США. Быть может, это будет практиковаться в нашей армии.
ОДНО не вызывает сомнений – будущее принадлежит профессионалам, в том числе и из спецназа.
Вывод? В процессе реформирования Вооруженные Силы сокращаются. Но их качественные показатели при этом будут возрастать. Это закладывается уже сегодня. В том числе в подразделениях специального назначения, которые есть в каждом виде Вооруженных Сил и в других силовых структурах. Они-то, может, и есть прообраз нашей будущей армии.

Капитан 1 ранга
Владимир ГУНДАРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте