search
main
0

Плюсы отрицательных ответов

Невероятное путешествие рязанца в Сибирь

Согласно его собственному определению совершать научные открытия помогают азарт, любопытство, а зачастую его величество случай. Учитель биологии из Рязани Сергей Горюшкин на волю случая не оставляет ничего, но сам подобен ученому. По крайней мере, в части азарта при ведении уроков.

Сергей Валерьевич Горюшкин, учитель высшей квалификационной категории, вошел в число 15 лауреатов всероссийского этапа конкурса «Учитель года»-2022. 34-летний педагог шел к этой важной для него вехе долгих семь лет, по пути складывая в багаж все новые награды. За конкурс молодых педагогов «Педагогический дебют», за конкурс программ и методических материалов в номинации «Организация дополнительного естественно-научного образования детей», за победу на чемпионате педагогических команд «ЧЕРУК». Самым значимым призом на сегодняшний день стало попадание в «пятнашку» на «Учителе года»-2022.

Педагогом Сергей Валерьевич стал, по его собственному признанию, случайно. Ему всегда было интересно изучать природные явления, наблюдать за живыми организмами. Окончив с отличием в 2010 году Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина по специальности «биология и экология», он видел себя на должности промышленного эколога. Обнаружив, что вакантных мест по этой специальности на крупных предприятиях Рязани нет, устроился учителем биологии в школу №2 родного города Новомичуринска. Как тогда казалось, временно.

Теперь его учительский стаж составляет 12 лет, а работает он в рязанской школе №75. Учебное заведение находится в новом микрорайоне Дашково-Песочня и претендует на звание самого большого в Рязани. Школа площадью 25 тысяч квадратных метров построена по новому проекту. В здании просторные кабинеты, большая столовая, вместительный актовый зал и целых три зала спортивных. Есть где развернуться учителям и для проведения внеурочных занятий – здесь работает множество кружков и секций, спортивных и художественных.

Сергей Горюшкин преподает биологию в пятых, восьмых – одиннадцатых классах, а также ведет факультатив с углубленным изучением предмета. Его ученики участвуют и побеждают в районных и областных конкурсах, конференциях и олимпиадах, а выпускники поступают в медицинские высшие учебные заведения.

– Я всегда радуюсь, – признается Сергей Валерьевич, – когда они отрицательно отвечают на вопрос, не ошиблись ли с выбором столь сложной профессии. И не могу назвать тех, кто бросил обучение, не завершив его.

Будущим врачам, биологам и химикам у Горюшкина на уроках часто весело, иногда трудно, но всегда интересно. Он ведет уроки нетривиально, работая с ситуационными задачами, с историческим содержанием. Чтобы активизировать у учащихся аналитическую деятельность, применяет методики мозгового штурма, предлагая для решения череду сложных вопросов, проблемных ситуаций. А что потенциальному исследователю может принести большее удовлетворение, чем раскусить заковыристую задачку?!

– У любого изобретения есть своя история. И не всегда целенаправленного поиска того или иного результата. Часто, как в хрестоматийном обнаружении убивающего бактерии гриба Penicillium, большие открытия делаются случайно. Я заметил, что увлекательное повествование о конкретном ученом и его пути к значимой находке лучше запоминается детьми, чем простое зачитывание текстов, заучивание формул или решение тестов. Например, можно начать урок так: «А давайте сегодня в классе повторим опыт Джозефа Блэка по определению содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе». В ходе эксперимента мы переходим границу биологии и химии. Наливаем в прибор известковую воду, пропускаем через нее выдыха­емый воздух и видим, как карбонат кальция выпадает в осадок. Ничего сложного, но мы по-другому смотрим на предмет и устанавливаем межпредметные связи, – рассказывает преподаватель.

Это «мы» очень многое говорит о самом учителе. Несмотря на то что Сергей Горюшкин не производит впечатления стеснительного человека – он подробно рассказывает у себя на сайте о своих достижениях, – все же это «мы попробовали», «мы провели» очень подкупает.

Теоретические выкладки ребята любят подтверждать во время лабораторных работ. Кстати, школа №75 оборудована всем необходимым – от приборов до наборов нужных веществ и реактивов. А вот что касается такого раздаточного материала, как гербарий, то примерно треть сделана руками детей. Однажды Сергей Валерьевич дал шестиклассникам такое задание на лето. И собранные ребятами гербарии оказались лучше, нагляднее поставляемых централизованно пособий.

Своеобразным пособием служит в его классе даже потолок, где «сидят» божьи коровки и пчелы, кузнечики и стрекозы. Впервые пришедшие в класс пятиклассники первый урок смотрят не на учителя, а наверх.

– Эта идея не моя, а директора школы Виталия Викторовича Еремкина, – говорит Сергей Валерьевич. – Мое только воплощение.

А вот множество растений в кадках и горшках – уже его идея. Вернее, давнее увлечение.

– Цветами я увлекся во время учебы в университете. Началось все с неудачи на флористическом конкурсе, а пришло к выращиванию цветов и составлению из них всевозможных комбинаций и композиций. Не скажу, что флористика стала моим самым любимым хобби, однако цветы помогают отвлечься от повседневной суеты, служат средством отдыха, – делится Сергей.

Подоконники кабинета биологии украшают с десяток сортов фиалок, в том числе невероятных цветов, есть, например, небесно-синий экземпляр.

На конкурс в Тюмень он повез не цветы, а пару микроскопов. Они нужны были двум из трех групп старшеклассников, чтобы они смогли проверить опытом некоторые давние естественно-научные открытия. Сделанные, между прочим, одно физиком, а второе и вовсе торговцем тканями. Ребята во время конкурсного урока увидели в микроскоп бактерии и ячеистую структуру пробки растения и с помощью учителя узнали, кто дал начало развитию микробиологии и генетики.

Это и есть метод Горюшкина – использование конкретной ситуации с историческим содержанием. Внутри урока ситуация развивается через «метод ящиков», где первый ящик содержит вводную информацию, второй таит в себе проблемный вопрос и призван развивать логическое мышление. Третий ящик самый загадочный. В нем до поры до времени хранится итог. Обычно это «черный ящик», поскольку неизвестно, каковы будут результаты урока, как дети освоят материал. Свой «черный ящик» есть у каждого исследователя, который зачастую не подозревает, что получит в результате опытов.

Проведя свои эксперименты и применив метод мозгового штурма, ученики между делом узнали, что представляет собой язык естествознания, как он формировался, что на него влияет. Элементы языка естествознания – термины, формулы, карты – возникали и обрастали смыслами на протяжении веков благодаря знаковым изобретениям. Отсюда можно сделать логический шажок к вопросу: а какие личные качества были у ученых, сделавших громкие открытия? При всей разнице рассмотренных ситуаций дети под руководством учителя выявили основные характеристики, присущие настоящим ученым, даже если первооткрыватель и ученым-то не является. Ими оказались упорство, азарт, любопытство, а зачастую просто случай.

– Так что, если вы хотите чего-то достичь, будьте настойчивы, любознательны, азартны, верьте в случай, – напутствовал Сергей Валерьевич учеников 16-й тюменской гимназии.

Домой, в Рязань, он увез самые теплые впечатления, ведь Тюмень не только встретила одетых по-осеннему конкурсантов летней погодой (за бортом приземлившегося самолета было 28 градусов по Цельсию), но и очень достойным приемом. С Сергеем остаются и новые друзья, которые теперь общаются в неформальной группе в соцсети, и новые наработки. Очень хочется попробовать подсмотренный у коллеги демократический принцип построения урока. Это когда дети сами формируют занятие, объединившись в группы по собственному усмотрению. Задача учителя при таком подходе усложняется, ведь он должен управлять процессом очень тонко, так, чтобы это было незаметно для детей, выступая не ментором, но скорее наблюдателем и советчиком.

Будущее, по крайней мере ближайшее, тоже просматривается. Горюшкин станет советником Министерства образования Рязанской области. Продолжит следить за последними открытиями в биологии, биохимии, биофизике. Будет дальше развивать свой сайт, созданный год назад для конкурса. Бросить нельзя: на сайт за проверенными фактами из области биологии и новыми интересными задачками стали заходить дети. На очереди запуск экологической акции «Эко выше эго». В мероприятии по утилизации электронных элементов примут участие тюменская гимназия №16 и, конечно, рязанская школа №75.

В планах давать новым пытливым умам науку о естестве. Науку о живой природе и среде обитания. Знакомить учеников с ботаникой, зоологией, анатомией и генетикой, превращая урок в деловое сотрудничество учителя и обучающегося, в увлекательный творческий поиск новых открытий, в процесс воспитания новых исследователей.

– Каждый учитель – немного ботаник, а в карманах у нас горсти семян, которые мы разбрасываем, получая через время бесконечное разнообразие прекрасных цветов, – подытоживает Сергей Горюшкин.

Галина СЕРГЕЕВА, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте