Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Плюсы и минусы преобразований. Мнение

Учительская газета, №36 от 9 сентября 2014. Читать номер
Автор:

Изучая в преддверии Дня знаний старую периодику, обнаружил журнал «Русский вестник» №12 за 1901 год. Внимание привлекла статья «К реформе средней школы». Автор рассуждает о судьбе средней школы в начале XX века, когда готовилась «коренная» ее реформа – преобразование всех школ и гимназий в единую по типу среднюю школу.

Мне понравилось, что автор статьи замечает недостатки как в классических гимназиях, так и в реальных училищах. Реформы нужны и для тех и для других, но эти улучшения прежде всего должны касаться педагогов, а не программ. Дайте самые лучшие программы в скверные руки, и получится нуль или даже минус. Преподавателя школы надо готовить к деятельности не только теоретически, но и практически. Он должен по меньшей мере два года практиковаться при среднем учебном заведении в качестве кандидата под руководством директора и преподавателей. Жалованье у каждого педагога должно быть определенное, независимо от числа уроков и личного усмотрения директора. (Уроков на одного преподавателя – не больше 18 в неделю.) Директор не должен быть бумажно-канцелярским администратором, но должен служить учебному делу. Денежную и чисто хозяйственную часть надо снять с него. Автор убежден, эти преобразования значительно бы подняли все учебно-воспитательное дело.  Мне пришлось учиться в послевоенной средней школе. Я отлично знаю, что вышеперечисленные пункты были присущи нашей школе – директор преподавал, завхоз заведовал хозяйством, а бухгалтер – финансами. Но соблюдалось единоначалие. Это может подтвердить директор острогожской средней школы №1 Василий Яковлевич Казмин, которому в нынешнем году исполнилось 90 лет (получается, он ровесник «УГ»). А потом пошли реформы!Автор статьи протестует против единообразия. Следует удержать два типа, считает он, часть гимназий надо временно оставить в их настоящем виде, изменив только служебное положение преподавателей.  Нам нужны как подготовленные деятели на поприще государственном и общественном, так и техники, инженеры, архитекторы и другие чисто деловые профессии. По последним в случае недостатка своих людей можно еще пользоваться и иностранными силами, но на месте судьи, адвоката, земского врача, педагога-воспитателя и вообще общественного деятеля не может сидеть иностранец, человек, лишенный серьезного образования, патриотизма и нравственных устоев, хотя бы он и воспитывался в России. Без серьезной школы, и притом в национальном духе, полезных для общества деятелей воспитать невозможно.  Разве не актуальны эти строки из статьи более чем вековой давности сегодня? Вадим КУЛИНЧЕНКО, Старая Купавна, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту