search
main
0

Плюсы и минусы преобразований. Мнение

Изучая в преддверии Дня знаний старую периодику, обнаружил журнал «Русский вестник» №12 за 1901 год. Внимание привлекла статья «К реформе средней школы». Автор рассуждает о судьбе средней школы в начале XX века, когда готовилась «коренная» ее реформа – преобразование всех школ и гимназий в единую по типу среднюю школу.

Мне понравилось, что автор статьи замечает недостатки как в классических гимназиях, так и в реальных училищах. Реформы нужны и для тех и для других, но эти улучшения прежде всего должны касаться педагогов, а не программ. Дайте самые лучшие программы в скверные руки, и получится нуль или даже минус. Преподавателя школы надо готовить к деятельности не только теоретически, но и практически. Он должен по меньшей мере два года практиковаться при среднем учебном заведении в качестве кандидата под руководством директора и преподавателей. Жалованье у каждого педагога должно быть определенное, независимо от числа уроков и личного усмотрения директора. (Уроков на одного преподавателя – не больше 18 в неделю.) Директор не должен быть бумажно-канцелярским администратором, но должен служить учебному делу. Денежную и чисто хозяйственную часть надо снять с него. Автор убежден, эти преобразования значительно бы подняли все учебно-воспитательное дело.  Мне пришлось учиться в послевоенной средней школе. Я отлично знаю, что вышеперечисленные пункты были присущи нашей школе – директор преподавал, завхоз заведовал хозяйством, а бухгалтер – финансами. Но соблюдалось единоначалие. Это может подтвердить директор острогожской средней школы №1 Василий Яковлевич Казмин, которому в нынешнем году исполнилось 90 лет (получается, он ровесник «УГ»). А потом пошли реформы!Автор статьи протестует против единообразия. Следует удержать два типа, считает он, часть гимназий надо временно оставить в их настоящем виде, изменив только служебное положение преподавателей.  Нам нужны как подготовленные деятели на поприще государственном и общественном, так и техники, инженеры, архитекторы и другие чисто деловые профессии. По последним в случае недостатка своих людей можно еще пользоваться и иностранными силами, но на месте судьи, адвоката, земского врача, педагога-воспитателя и вообще общественного деятеля не может сидеть иностранец, человек, лишенный серьезного образования, патриотизма и нравственных устоев, хотя бы он и воспитывался в России. Без серьезной школы, и притом в национальном духе, полезных для общества деятелей воспитать невозможно.  Разве не актуальны эти строки из статьи более чем вековой давности сегодня? Вадим КУЛИНЧЕНКО, Старая Купавна, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте