search
main
0

Плюс-минус восемь

Финалисты конкурса «Учитель года России»-2011 встретились в Государственной Думе

Наверное, у каждого, кто прошел через конкурс «Учитель года», возникало грустное чувство: как жаль, что больше мы в такой компании и таком замечательном составе уже не встретимся! Но, как выясняется, иногда чудеса все-таки случаются. Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член фракции «Единая Россия» Лариса Тутова, сама в прошлом учитель истории из Ростовской области и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, решила собрать в столице тех, с кем ей довелось участвовать в этом грандиозном испытании педагогического мастерства. И, что удивительно, на ее зов откликнулись почти все!

Конкурсанты-2011 почти в полном составе

В фойе центрального здания Госдумы, что расположено в Камергерском переулке, непривычно шумно. Почтенные леди и джентльмены выражают бурный восторг, встречая каждого нового посетителя, в котором они узнают Марину из Вологды, Хеди из Грозного, Таню из Саратова и так далее. Им не терпится расспросить коллег и рассказать друг другу о том, что произошло за эти годы, как изменилась их жизнь после конкурса.
Впрочем, у этого мероприятия тоже есть и свой режиссер, и свой сценарий. Хозяйка – Лариса Николаевна Тутова – подготовила для друзей целую программу. Сначала им показали небольшой фильм о том, как работает парламент Российской Федерации, затем педагогов разделили на группы и организовали для них экскурсию. Гости столицы смогли увидеть редкие фотографии и документы, посетить думскую библиотеку, побывать на этажах, где размещаются «резиденции» главных фракций

Сочинение на тему «Конкурс в моей судьбе»

– КПРФ, ЛДПР, ЕР и СР. Пользуясь случаем, конкурсанты-2011 смогли сделать множество селфи на фоне основных достопримечательностей нижней палаты РФ и даже заблокировать на некоторое время центральную лестницу для коллективного фото. Затем их всех пригласили в зал заседаний, где обычно проходят совещания Комитета Государственной Думы по образованию и науке, и предложили выполнить довольно необычное «внеконкурсное» задание: написать краткое сочинение на тему «Конкурс в моей жизни». Изюминка идеи состояла еще и в том, что за то время, пока шла встреча, сотрудники комитета оперативно собрали эти записи, оформили в виде книги, размножили и в конце раздали по экземпляру каждому из присутствовавших.
По словам Ларисы Тутовой, идея этой встречи родилась у нее в ходе бесед с первым заместителем главного редактора «Учительской газеты» Ириной Димовой, которую многие по праву считают «мамой» конкурса. И когда она рассказала об этом главе комитета Вячеславу Никонову, тот сначала отнесся к этому недоверчиво, мол, «с конкурсантами на таком уровне у нас пока встречается только президент». Но потом было решено – а почему бы и нет! Ведь финалисты конкурса – люди, доказавшие на практике свое мастерство, и в регионах почитают за честь иметь у себя специалистов такого уровня и компетенции. Следовательно, этот потенциал обязательно нужно использовать.
– Поэтому я приглашаю вас, коллеги, принять участие в работе 22 экспертных советов – по дошкольному, высшему, дополнительному, коррекционному образованию, международному сотрудничеству и так далее, – обратилась к гостям депутат. – Для этого не обязательно приезжать сюда, вы всегда можете подключиться к процессу через Интернет в роли экспертов. Нам очень ценны ваше мнение и предложения! Более того, я хочу получать самую полную информацию, что происходит в регионах, причем мне нужна именно правда, без прикрас. Думаю, что сегодняшняя встреча – это лишь начало плодотворного сотрудничества Госдумы и педагогов.
Ирина Димова, при участии которой и состоялась эта встреча, напомнила присутствовавшим о роли «Учительской газеты» в конкурсном движении, а также еще раз подчеркнула, что конкурс не выявляет самого лучшего учителя из всего педагогического сообщества, а помогает открывать новые таланты, стимулирует профессиональный рост и развитие каждого, кто приобщился к нему, поощряет и окрыляет неординарно мыслящих творческих учителей.
Еще одна легендарная личность – кандидат педагогических наук Елена Пахомова, чье имя знакомо финалистам многих лет. С теплой грустью она напомнила своим дорогим «мальчикам и девочкам» о том, как сложно приходилось порой, с какими трудностями сталкивались участники и организаторы на протяжении конкурсов разных лет, но тем не менее как все это было здорово, как помогало сдружиться и вместе пройти через любые испытания. И это вкупе с чисто человеческим общением самое интересное и полезное, что люди вспоминают теперь о минувшем.
– За прошедшие 8 лет многие из вас стали директорами, а четверо – даже депутатами местных и федеральных органов власти! – сказала Елена Пахомова. – И все это время мы могли только мечтать о том, чтобы еще раз когда-нибудь встретиться, посидеть, поговорить по душам. Поэтому огромное спасибо тем, кто помог нам организовать эту встречу здесь, в стенах Госдумы! Вы были и остаетесь замечательными учителями, и, несмотря на то что кто-то сменил место жительства и работы, я точно знаю: в любом регионе вас встречают с радостью, потому что вы везде подтверждаете свой высочайший профессионализм!
В ходе мероприятия было высказано немало благодарностей в адрес друг друга. И, пользуясь случаем, Лариса Тутова вручила некоторым особо отличившимся коллегам медали «За верность профессии» от Комитета Госдумы по образованию и науке, а всем остальным – памятные подарки. Конкурсанты выложили из привезенных с собой магнитных сувениров цифру «8». Она символизирует не только количество лет, прошедших с момента их участия в федеральных испытаниях, но и бесконечность, если посмотреть на нее под иным углом, что для нестандартно мыслящих педагогов, конечно же, дело абсолютно привычное. И будем надеяться, что следующая встреча состоится не через 8, 16 или 24 года, а гораздо раньше!

Ирина Димова о роли газеты в нашей жизни и в 30-летней истории конкурса «Учитель года России»

…Безусловно, конкурс для них стал стимулом для дальнейшего развития. Но теперь, спустя годы, было бы интересно узнать, изменилось ли их отношение к этому испытанию и что они могут сказать в качестве напутствия тем, кто лишь собирается принять в нем участие или только что пережил его.
Яна КУПРИНА, депутат Законодательного собрания Пензенской области, в прошлом учитель английского языка пензенской гимназии №44:
– Уже только для того, чтобы просто решиться принять участие в конкурсе, нужны определенная внутренняя сила, стержень. И люди, которые здесь собрались, всем этим обладают. Другое дело, что после конкурса человек может для себя сделать выбор – идти дальше по карьерной лестнице или развиваться по горизонтали, погружаясь в профессию. Но могу с уверенностью сказать: сюда пришли изначально успешные люди, а конкурс просто помог им развить их положительные качества.
Что касается меня, то я уже давно приняла за правило ставить перед собой цели, составлять план развития на 5 лет и стремиться его выполнить. Когда мне было 28, я решила: до 30 лет мне необходимо получить высшую категорию и поучаствовать в городском конкурсе. Но тогда я и не предполагала, что выйду на всероссийский уровень и даже стану финалисткой. А вообще для меня любой конкурс, любое испытание – это проверка прежде всего самой себя, своих способностей.
Стала бы я депутатом, не пройдя конкурс «Учитель года»? Хороший вопрос! Конечно, испытания такого рода помогают сделать так, чтобы человека заметили. Но это не более чем шанс, и уж как ты его будешь использовать, зависит только от тебя самого.
Некоторые называют подобные конкурсы волшебным пинком. Но лично я, например, и без того очень целеустремленный человек, и меня не надо понукать и подталкивать. Хотя для кого-то, допускаю, именно конкурс стал тем стимулом, после которого все тронулось с места, закружилось-завертелось. И вообще, мне кажется, одна из важнейших задач всего этого мероприятия – именно помочь людям поверить в себя, дать старт их профессиональному росту и развитию.

Алексей ОСИПОВ, директор школы №15 Новокуйбышевска, Самарская область:
– Чтобы решиться окунуться во все это, нужно для самого себя принять решение. А чтобы показать хороший результат, надо просто уметь добиваться поставленной цели, много работать, делать правильные выводы из своих и чужих ошибок, словом, учиться. Но я бы не сказал, что конкурс помогает стать успешным. Он скорее помогает вырасти, выйти на новый уровень. Ведь за время подготовки и в процессе участия человек узнает столько всего, овладевает столькими знаниями и умениями, что в иных условиях ему бы на это потребовались годы. Ну и, конечно, это отличный старт карьеры.
Стал бы я директором школы без победы в конкурсе? Не знаю. Такой установки у меня не было, по крайней мере, я этого не помню. Работал себе и работал простым учителем. А потом как-то все сложилось… Возможно, не только я сам поверил в себя, но и другие тоже в меня поверили.
Есть мнение, что если в конкурсе участвуют многие, а побеждают единицы, хотя победить хотели бы все, то в итоге мы получаем массу проигравших, недовольных собой и своими судьями. На самом деле скажу честно: я не встретил ни одного человека, кто бы искренне разочаровался в конкурсе, пройдя все его этапы. Даже если ты не занял почетное место на пьедестале, все равно те опыт, драйв, эмоции, общение с коллегами, а главное – люди, с которыми ты подружился, несоизмеримо дороже любых хрустальных пеликанов.

Ирина ТУЕНОК, учитель математики гимназии «Универс», Красноярск:
– После конкурса мне предлагали стать директором и даже приглашали в краевое министерство. Но у меня уже есть опыт администраторской работы, поэтому я сделала свой выбор: работать с детьми мне куда приятнее, чем с документами.
Но я не думаю, что сам конкурс как-то радикально влияет на судьбу человека. Это своего рода развилка, на которой каждый делает свой выбор, решает, куда идти и в каком направлении развиваться. Опять же, есть профессионалы, которые никогда не будут принимать в нем участие, потому что просто не хотят. А есть те, кому это очень интересно, несмотря на недостаток опыта. Словом, как говорил герой рассказа О.Генри: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».
Нельзя кого-то насильно загнать на конкурс. В этом случае он очень быстро отсеется. Нужны амбиции, желание соревноваться, выкладываться по полной. Но на одних амбициях тоже далеко не уедешь, нужно интересное содержание.
Что делать тем, кто хотел победить, но его обошли более успешные? Можно, конечно, обидеться на весь мир. Но это деструктивное поведение. Гораздо полезнее вспомнить все то лучшее, что случилось с тобой за этот период, – новых людей, новые знания, новые впечатления. Любая оценка субъективна, и мы сами, что греха таить, не всегда бываем справедливы к нашим ученикам. Поэтому свет клином на оценке (как проигрыше, так и выигрыше!) не сошелся, есть вещи куда более важные и интересные.
Сергей КУДРЯВЦЕВ, учитель математики гимназии №24, Калуга:
– Я как преподавал математику, так и преподаю до сих пор, в этом смысле для меня ничего не изменилось. Хотя предлагали, и не раз, пойти на повышение, стать директором. Но оно мне не нужно, ведь гораздо приятнее учить детей тому, что знаешь и чем владеешь.
Успешность для меня – это когда мои дети превосходят меня. А на конкурс я уже пошел успешным, потому что на тот момент мне было уже 48 лет, то есть я уже состоялся в жизни и профессии. Поэтому конкурс для меня стал прекрасной возможностью обобщить свой опыт, разложить все по полочкам (обычно до этого руки просто не доходят). Это прекрасная возможность выйти за пределы привычного круга общения, посмотреть на коллег из других регионов, услышать и увидеть их в деле, набраться новых и интересных идей, а также самому поделиться тем, «что нажито непосильным трудом». А уж сравнение, выстраивание иерархии «лучше/хуже» – дело третье.
Я думаю, одни приходят, уже будучи успешными, и это помогает им реализоваться на конкурсе, а для других, наоборот, именно участие в нем помогло стать успешным и начать новую жизнь.
А что касается обид… Обычно они возникают из-за того, что человека кто-то «накручивает», то есть дает ему установку: «Ты обязан победить!» И если тот не приносит победы (школе, району, области, республике), в нем разочаровываются и смотрят как на неудачника. Так вот, это неправильно! Стремиться к вершинам, конечно, нужно, но это не должно стать самоцелью и уж никак не должно перечеркивать все то хорошее, что есть на конкурсе. В любом деле кто-то бывает лучше, кто-то – хуже, и, если постоянно делать из этого трагедию, можно и с ума сойти.
Марина НИКОАРЭ, учитель истории и обществознания, заместитель директора школы №30, Вологда:
– Конкурс собирает очень разных людей, с разным опытом, разной степени успешности. Кто-то туда вызвался сам, кого-то туда направили. Но я предпочитаю смотреть на это философски: если человек сюда пришел, то для того, чтобы у него появилось какое-то новое качество. И оно появляется всегда, правда, не обязательно сразу, порой нужен период рефлексии, чтобы человек все осознал, переварил, сделал выводы.
Для одних конкурс – это старт карьеры, для других – продолжение. По итогам обычно людям делают те или иные предложения. И мне тоже предлагали перейти на руководящие должности, стать чиновником. Но я предпочла остаться с детьми, потому что это интереснее.
Конечно, у тех, кто дошел до приличных высот, но не попал на самую вершину (не вошел в «пятнашку» или пятерку лучших), может возникнуть какая-то неудовлетворенность или даже обида. По-моему, это вполне объяснимо, ведь на федеральном уровне участвуют только самые-самые, которые приехали со всей страны, и это, как правило, люди амбициозные, сильные, они привыкли побеждать и не настроены на проигрыш. Однако в нашей жизни всегда кто-то бывает выше, а кто-то – ниже. Если от осознания этого факта у тебя остается осадок, значит, надо серьезно переосмыслить свой взгляд на мир. И тогда негатив уйдет, а останется только то хорошее, что есть всегда.

Сергей ИВАНОВ, учитель физики Губернаторского многопрофильного лицея, Кемерово:
– Кому-то после конкурса делают выгодные предложения. Но вот мне ничего подобного не предлагали. Хотя, если честно, даже если бы и предложили, я бы отказался, ведь административно-чиновничья работа не мое. Мне нравится учить ребят физике, а не руководить педагогическим коллективном, и даже методическая работа по большому счету отвлекает от главного, выводя на первое место инструментарий, а не личность. На обычном уроке в обычной жизни все не так, как на конкурсе. Но это не значит, что конкурсные уроки целиком оторваны от реальности и никому не нужны. Нет, это скорее некий ориентир, на который следует равняться, ведь дают их нестандартно мыслящие, творческие, интеллектуально развитые люди. И конкурс помогает увидеть не столько как нужно, сколько как можно преподавать. Жаль, что сама система образования далеко не всегда готова принять этот опыт.
Конкурс меня вдохновил на разработку авторского комплекса презентаций по физике для 7‑11‑х классов. Опыт показал, что ребятам это нравится, предмет они знают лучше.
Некоторые говорят, что конкурс не оправдал их ожиданий. По-моему, это довольно странно, ведь ожидать надо чего-то прежде всего от себя самого, а конкурс – это всего лишь возможность показать, на что способен. Если ты принимаешь участие исходя из корыстных целей, значит, ты изначально сужаешь границы своих возможностей, ведь делать что-то во имя идеи, для души всегда интереснее, чем ради какого-то прагматизма. Я через это прошел и могу сказать: преподавать так, как считаешь нужным, всегда интереснее, чем так, как тебе позволено и разрешено. Поэтому выигрывают те, кто способен вый­ти за рамки дозволенного, в разумных пределах, разумеется.

фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте