search
main
0

Площадь искусств

Очищение идеологии

Скульптуру, изображающую Ленина о тринадцати головах, довелось мне увидеть на знаменитом биеннале в Монте-Карло.

В нем приняли участие 40 художников 17 национальностей, предложив к просмотру 71 скульптуру. К сожалению, российские скульпторы не участвовали в биеннале. Однако русская тема была отражена в творчестве знаменитого французского скульптора Армана. Как раз он и представил на суд зрителей многоголового Ленина, назвав свою композицию “Идеологическая дистилляция”.

Можно по-разному трактовать данное произведение, увидев в нем, к примеру, осуждение прошедших событий 1917 года. Но, думается, автор, живущий в стране первой революции, ставил себе иные, более сложные задачи, чем обыкновенная критика истории.

На четырех огромных цилиндрических медных сосудах, похожих на паровые котлы или котлы для дистилляции воды (зрителю из России напоминающие самогонные аппараты), в художественном “беспорядке” им были установлены бюсты и барельефы вождя русской революции. Все бюсты Ленина сделаны из тонированного черного и белого металла и выполнены в манере социалистического реализма. Правда, свободная натура французского скульптора добавила к реалистическим бюстам “немного” авангардных фантазий. Белый центральный Ленин окружен своими черными “отражениями”, из темени которых выходят огромные рога-трубы. Заключает вершину композиции медная штуковина на лысой голове, напоминающая волшебную лампу Аладдина. Более технически подготовленный зритель, наверное, сможет точнее определить предназначение этого предмета. Я же восприняла эту небольшую деталь скульптуры как сосуд для джинна-огня, который либо покинул место своего пребывания, либо притаился до времени. Во всяком случае в моем восприятии это особый предмет, и после дистилляции он вполне может породить… ту самую искру, из которой возгорелось когда-то “пламя” русской революции.

“Идеологическая дистилляция” – произведение контрапунктное. И его, видимо, необходимо воспринимать, абстрагируясь от прямого толкования используемых скульптором предметов. Однако попробуем расшифровать ту символику, которая очевидна и лежит на поверхности. Начнем с символики чисел, употребленных скульптором. Известно, что числа еще с библейских времен служили не только по своему прямому назначению, но имели собственный лексический смысл. С их помощью художник или древний повествователь мог зашифровать для прочтения во времени определенную информацию, идею или сверхзадачу всего произведения.

Итак, пред нами композиция, посвященная определенной идеологии, располагаемая художником на четырех цилиндрах. Число “четыре” означает цельность, совокупность. Так, север, юг, запад и восток – четыре направления – составляют совокупность сторон света; в году ни больше ни меньше, а именно четыре времени года, заключающих в себе годовую целостность; четыре Евангелиста в своих четырех богодуховных книгах повествуют о явлении Спасителя… Отсюда понятно решение автора в выборе именно этого числа для основания композиции. Четыре цилиндра могут быть определены как обобщенная цельность выбранной для очищения идеологии.

Главным действующим лицом композиции является образ Ленина, повторенный скульптором ровно 13 раз. Значение чертовой дюжины вряд ли надо расшифровывать, всякому ясно, что ничего хорошего в тринадцатикратном повторении образа вождя нет, скорее наоборот, налицо явная авторская подчеркнутость принадлежности данной идеологической идеи, исповедуемой лидером российского коммунизма. Видимо, нечистота ленинской идеи представляется автору настолько ужасающей и неприемлемой, что он предлагает дистиллировать последнюю или, проще говоря, перегнать, как перегоняют в глубинках России всякую дрянь, получая чистый, как слеза, самогон. Для чего скульптор и приспосабливает очистительные трубы-рога общим числом – семь. Вероятно, по мнению автора, пройдя через семь труб, все дурное и черное должно трансформироваться.

К слову, больше всего цифра семь встречается в последней книге Библии – Откровении Иоанна Богослова. Помните, 7 Звезд, 7 Светильников, 7 Церквей, 7 Печатей, 7 Громов, 7 Чаш и… 7 ТРУБ! Не знаю, случайное ли это совпадение образов или умышленное, так или иначе, но полнота символического значения 7 армановских труб наделяет скульптурную композицию апокалиптическим оттенком. Такое толкование семикратного повторения труб, соединяясь с образным значением цифр 4 и 13, наводит на мысль, что французский художник не столько критикует ленинскую идею, сколько определяет последней свое очень важное, возможно, апокалиптическое место в историческом процессе.

Автор философски рассматривает и роль личности Ленина, и место коммунистической идеи в истории земли. Здесь нет ни осуждения, ни поощрения, налицо полное приятие того, что было послано Божественным промыслом судьбе российского народа и, как следствие, всей земле. В этом случае стоит вспомнить мудрые слова Евангелиста Луки, который советует простить человека, даже если он в течение дня семь раз “согрешил против тебя”, в случае, если тот попросит семь раз прощения. Семь труб Армана наводят на всепрощающую мысль…

Галина ДЕРБИНА

Фото автора

Монте-Карло

От ГУЛАГа до ЦК – один шаг

Ложкин Виктор Васильевич трудится в ЦК, в центральной котельной поселка Абезь в Приполярье. Это район города Инты в Республике Коми. Любит свою работу, относится к ней очень добросовестно. В этих условиях оставить поселок без тепла равносильно самоубийству. До 48-50 градусов доходит температура зимой, а здесь и школа-интернат, и библиотека, и баня, работающая два дня в неделю, и лаборатория, и телефонный узел, и дома, кирпичные и больше деревянные, оставшиеся еще от ГУЛАГа, но переоборудованные, и свыше семисот жителей поселка, которые ждут тепла и уверены, если в ЦК – Ложкин, то тепло будет.

А еще увлечен Виктор Васильевич историей своего края. Его интересуют и полезные ископаемые, которыми действительно богат наш российский Север, и ученые, побывавшие здесь не по своей воле, в ГУЛАГе. Именно последнему он и отдает часть своей жизни, оставляя лишь время для ЦК и семьи.

ГУЛАГ – лагерь в Абези, жизнь заключенных, их интересы, судьбы. Это круг его интересов. А еще он создал музей с отдельным хранилищем, посвященный людям ГУЛАГа. Конечно, прежде чем подступиться к тому и другому, нужно откопать вход. Уж очень снежная и буранная зима выдалась в нынешнем году, но ЦК работала без срывов. Музей этот располагается в вагоне на колесах, привезенном Ложкиным из близлежащей воинской части. Вдоль стен – стенды. Экспонаты – личные вещи заключенных, их биографии, лагерные атрибуты. Все представляет особый интерес для редких посетителей, поскольку ГУЛАГ – тема, долго хранившаяся под семью замками.

В Абези в ГУЛАГе зэки-актеры, зэки – поэты и прозаики, которые по 58-й статье – “за контрреволюционную деятельность”, “за контрреволюционную троцкистскую деятельность”, за участие в “контрреволюционных группировках”, “социально опасные элементы”, заподозренные в шпионаже, вредители, шпионы, террористы, – воспитывали и учили в первую очередь не зэков, а вольнонаемных, тех, кто охранял – надзирателей, лагерное начальство, их детей и т.д. Это делалось и со сцены театра, который был одним из важнейших элементов “этой системы воспитания”.

“Библиотека, – как пишет в своей книге “Год рождения – девятьсот семнадцатый” Вадим Ясный, – здесь была отличная. Была даже десятитомная история военного искусства”.

А читали в лагере то, что писали поэты-зэки, Владимир Автономов, Михаил Сточик, Антон Антонов-Овсеенко, Вадим Ясный, Заболоцкий, Боков, Жигулин и классиков – Островского, Тютчева. Здесь были стихи о войне, о горе, о смерти, о радости освобождения Ленинграда, о победе, которая должна прийти. Сама поэзия, по словам Вадима Ясного, была модным оружием преодоления.

Конечно, все книги, публикации в журналах, газетах, посвященные жизни в ГУЛАГе, должны быть у Ложкина. Они помогут ему в дальнейшей исследовательской работе для наших потомков. А с каким трудом уже сегодня Виктор Васильевич получил из архива Сыктывкара списки узников лагеря в Абези! И только к нему едут сегодня родственники тех, кто лежит на мемориальном кладбище, опять-таки им, Виктором Васильевичем, приводимом в порядок…

Сергей ШУВАЛОВ,

заслуженный работник культуры Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте