Мое кино
Наглядное пособие для изучающих русскую историю и литературу
Этот фильм ожидался с нетерпением еще с зимы. Пока процесс сьемок подходил к завершению, в самом разгаре оказалось развитие военных действий в Чечне. И как ни много писала о событиях в “горячей точке” пресса, как ни обильно вещало о них доблестное телевидение, все же вряд ли удавалось составить для себя полную картину всего этого ужаса обычным людям, мало доверяющим современным СМИ и не успевающим в водовороте городских или сельских забот по-серьезному взглянуть на многие вещи, которые вроде бы непосредственно их не касаются.
Картина “Кавказский пленник” режиссера Сергея Бодрова стала первой, открывающей массовому зрителю глаза на происходящую “за кулисами”, не попадающую на экраны домашних телевизоров драму, разворачивающуюся в подобных войнах, пусть не была запечатлена на кинопленке конкретно чеченская бойня.
сюжет фильма почти “лермонтовский” – недаром сам он назван так же, как и знакомая всем со школьной скамьи повесть. Вот только действие разворачивается в наши дни. И оттого много больше в кадре злости, ненависти и жестокости.
Молодой русский солдат Жилин, вчерашний призывник, которого сыграл сын режиссера Сергей Бодров-младший, в первом же своем бою среди Кавказских гор попадает в плен вместе с сослуживцем, матерым воякой, чью роль исполнил блистательный Олег Меньшиков. Их, закованных в самые настоящие кандалы, держит в высокогорном ауле седой кавказец, стремящийся обменять у русского военного начальства своих пленных на сына, попавшего в неволю по другую сторону окопов. И Жилин и его друг знают, что если обмена не последует, то обоих настигнет неминуемая смерть.
Томительно ожидая своей участи, солдаты постепенно вживаются в быт аула, ближе узнают своего “хозяина”, его двенадцатилетнюю дочь. Жилин чинит горцам поломанные часы, мастерит девочке деревянную игрушку. Горцы дарят пленникам теплые бурки и папахи, все вместе они пьют водку и вино. Внешне ничто, кажется, не предвещает кровавой развязки. Однако вскоре видимость мира заканчивается.
Заканчивается она, конечно же, совсем не так, как придумал когда-то Лермонтов. Другие были тогда времена, другие нравы, по-другому тогда люди воевали друг с другом. Нынешнее время расставило свои акценты, установило новые правила, сделало многое из прошлого устаревшим, местами даже лишним, совершенно необязательным.
В концовке картины глядишь на экран, и складывается такое впечатление, что камера словно не успевает за потоком смертей, обрушивающихся, как перезрелые яблоки с уставшего дерева. Гибнут немой сторож, случайно подвернувшийся пастух, напарник Жилина, плененный русскими сын “хозяина” – как выяснилось потом, обычный учитель. Вот-вот должен погибнуть и сам Жилин, но… Ему вдруг даруют свободу, а четыре русских вертолета, груженных убивающим все живое свинцом, не оставляют от кавказского аула камня на камне… Жилина же забирают домой, возвращают матери. Но умершие непонятно за что люди – люди, которых Жилин, как он сам говорит, искренне и бескорыстно полюбил, уже никогда больше не придут к нему даже во сне. Хотя очень хочется…
Вот такое сложное кино. И радостно, что его уже успели по достоинству оценить. На прошлом Каннском кинофестивале картина Бодрова была единственной, представлявшей Россию (правда, вне конкурсной программы). Там она была отмечена призом критики и призом зрительских симпатий – редкое сочетание! А на недавно завершившемся фестивале “Кинотавр-96” в Сочи актеры Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший поделили приз за лучшую мужскую роль.
Теперь очередь за вами, читатель. Выкройте часик-другой свободного времени и посмотрите “Кавказского пленника”. Надеюсь, вас он тоже не оставит равнодушным.
Константин САВОСЬКИН
Юбилей
Актриса, которую знают все
Попросите ваших учеников назвать знаменитых актеров нашего кинематографа и театра 30-60-х годов. Многих ли назовут! Увы… Сегодня школьники смотрят такие фильмы и спектакли, которые как бы и не предполагают запоминание имен актеров, исполняющих главные роли. Колоссальный видеопрокат, огромное множество очень похожих друг на друга, на манеру держать себя перед кинокамерой артистов…
Но есть актриса, которую без преувеличения, можно сказать, знают все – Фаина Георгиевна Раневская. Ее называют и стар, и млад. При этом, как правило, улыбаются, вспоминая сыгранные ею роли в фильмах “Подкидыш”, “Весна”, “Золушка”, “Александр Пархоменко”…
В эти дни актрисе исполнилось бы 100 лет. И тем не менее Фаину Георгиевну помнят, повторяют оброненные ею в фильмах остроумные словечки и целые фразы. Кстати, кинокартины и спектакли с ее участием вы найдете и в современном видеопрокате. Стало быть, и на исходе нынешнего века популярна Раневская. В чем тут секрет? Говорят: волшебная сила искусства, говорят: неповторимость, говорят: незаменимость личности… Все это так, но то же самое можно сказать и о других очень талантливых и, к сожалению, забытых и полузабытых актерах ее поколения. Но их имена, их кинематограф, их театр ушли в историю. А Раневская живет с нашей эпохой, не устаревают созданные ею героини. И все-таки почему? Наверное, потому, что Фаина Георгиевна Раневская – гениальная актриса.
Валерий ЕРМОЛОВ
От Москвы до самых до…
В Большом и Малом залах Московской консерватории прошли выступления Государственного Московского хора.
оллектив посвятил свои концерты редко исполняемым хоровым произведениям как отечественных, так и зарубежных композиторов. В Большом зале были исполнены Реквием и Месса Габриэля Форе, 150-летию которого был посвящен концерт, а в Малом звучали произведения русского композитора Максима Березовского, учившегося одновременно с Моцартом в знаменитой Болонской академии. Воскрешая малоизвестную широкой публике музыку замечательных композиторов прошлого, хор недавно отметил также свое сорокалетие и двадцатипятилетие пребывания в коллективе в качестве главного дирижера его нынешнего художественного руководителя народного артиста России профессора Андрея Кожевникова, унаследовавшего руководство хором после его создателя и своего учителя народного артиста СССР лауреата Государственной премии им. Глинки профессора Владислава Соколова.
В репертуаре Московского государственного хора, а в нем насчитывается свыше 1000 произведений различных эпох и жанров, можно встретить и старинные церковные распевы, петровские канты и всеми любимые “Амурские волны”, русскую и западную классику ХVIII-ХIХ вв. и музыку современных и западных авторов.
– Мы называемся Государственным Московским хором, – говорит дирижер Алексей Рудневский, – и находимся в подчинении областной филармонии. К сожалению, до последнего времени наши отношения с ней были достаточно прохладными и ограничивались формальными отчетами, утверждением планов и т.п.
В коллективе, состоящем из 40 человек, все – профессионалы высочайшего класса, увлеченные своей работой. Это и заслуженная артистка России Нелли Серебрякова, проработавшая в хоре более 20 лет, и Наталия Реммер, ведущая концерты хора, это Александр Дунаев, Светлана Иванова, Людмила Коняшина, Паргев Григорян, Вячеслав Оглоблин, отдавшие хору свыше 15 лет. Вместе с ветеранами выступают и молодые певцы Юрий Отрыганьев, Евгений Макуров, Лилия Макаренко, Алла Слепенкова, сравнительно недавно пришедшие в коллектив. Большую работу выполняет обладающий тонким вкусом “играющий тренер” хора – дирижер Алексей Рудневский, выступающий на концертах также и в качестве певца. В хоре также поют концертмейстер Артем Авакинян и хормейстер Ольга Бегунова – ученики проф. А.Кожевникова.
За время своего существования хор дал более 2500 концертов во всех уголках нашей страны, а также во многих других странах. Хор часто выступает с благотворительными концертами в фонд престарелых, инвалидов, детей-сирот, на восстановление православных храмов.
В литургии Св. Иоанна Златоуста Максима Березовского, исполняемой коллективом ГМХ, есть номер, который называется “Херувимская песнь”. Думается, что все творчество замечательного хора, звучащее и под сводами прославленного Большого зала Московской консерватории, и в школе подмосковного Дмитрова, и в рабочем клубе мало кому известного городка с символическим названием Хор, что под Хабаровском, и в парижском “Павильон де Пари”, представляет собой воистину херувимскую песнь, дарованную нам чудесными российскими певчими.
Игорь РЕФОРМАТСКИЙ
Портрет
На “Площади искусств” – новая рубрика “Портрет”. О чем она? Прежде всего о выдающихся мастерах искусства, которые вошли в историю отечественного театра, кинематографа, живописи, музыки…
Откроем ее портретом Аллы Константиновны Та╡асовой, более полувека прослужившей Московскому Художественному театру, его почитателям, зрителям. Она пришла в МХАТ в 1918 году и до последних дней жизни (актриса скончалась в 1973-м) играла на сцене этого театра. Причем, заметим, у нее никогда не было “маленьких” ролей. Режиссеры всегда приглашали ее только на большие, главные роли. Елена Тальберг – в “Днях Турбиных”, Анна Каренина – в одноименном спектакле, Кручинина – в “Без вины виноватых”, Негина – в “Талантах и поклонниках”, Мария Стюарт… Вспомним и тех героинь, которых она сыграла в кино: Катерина – в “Грозе”, императрица – в “Петре Первом”…
В 1973 году во МХАТе шли репетиции спектакля “На всякого мудреца довольно простоты”, которые проводил режиссер В.Я.Станицын. Неожиданно на одной из них Алла Константиновна Тарасова почувствовала себя плохо. В тот день она, сходя со сцены и оглядев стены родного театра, превозмогая страшные головные боли, ушла из МХАТа. Навсегда…
Валерий ЕРМОЛОВ
“Золотой абажур”
Наш корреспондент Лора ЗУЕВА родом из Вильнюса. Возможно, именно он, туманный прибалтийский город, изумляющий своей гармоничностью и завораживающий как бы застывшей средневековостью, затронул в девушке романтическую струну. Звучание этой лиры не заглушили ни филологическое образование вильнюсского университета, ни бесшабашный журфак МГУ, ни даже академическое обучение в аспирантуре. В плеяде поэтических натур “УГ” Лора занимает не последнее место. У вас есть возможность познакомиться с ее ранними стихами.
Леве Кучаю
Бледный рыцарь с печальным взглядом
Пригласил на ужин меня.
Поражу его странным нарядом,
В мрачный зал торопливо войдя.
Свечи красят его подземелье,
Рыцарь долго молчанье хранит,
Вдруг рука его красное зелье
Проливает на мертвый гранит.
Сердце бьется сильней от испуга:
Ах зачем я, зачем я пришла?
Я надеялась встретить здесь
друга –
Лишь больного безумца нашла.
Что мне яства и тонкие вина?
Прочь отсюда на волю скорей…
Впрочем, надо ли?
Так ли невинна,
Чтоб бояться могилы своей.
* * *
Ты “прощай” не говори,
Никогда.
Если надо, я уйду,
Сама.
Отряхну от моли плащ
Чужой,
Пусть омоет его дождь
Косой.
Ключ не нужен. Не вернусь
В дверь.
На печи мурлычит серый сонный
Зверь.
За окном бушует ветер,
Ночь.
Если можешь, не гони
Прочь.
Шестнадцатилетие
Что надеть? Как причесаться?
Чем понравиться тебе?
Бойкой? Тихой показаться?
Или средней – так себе?
Скромной? Нежной?
Романтичной?
Умной? Глупой и смешной?
Чем тебя пленить – стихами?
Или томной красотой?
Быть загадочной? Веселой?
Петь, смеяться иль молчать?
Кто подскажет, что мне делать?
Как начать? С чего начать?
Ладно, брошусь я с разбега,
Будь что будет, все равно.
Может быть, и выйдет что-то.
Глупо это и смешно.
Лора ЗУЕВА
Комментарии