search
main
0

Площадь искусств

Хроника

Высочайшим повелением президента Б.Ельцина Санкт-Петербург обьявлен “культурной столицей России”. Об этом сообщил сам президент, находившийся на прошлой неделе в городе на Неве с однодневным рабочим визитом.

Заканчивается театральный сезон. С этим связаны и грустные, и радостные события. Мы узнали, что в Большом зале Театра Российской Армии 25 июня в последний раз покажут “Павла I”. Этот спектакль, который всякий раз со дня премьеры шел с аншлагом, снимается с репертуара. Причина в том, что Валерий Золотухин, артист Театра на Таганке, игравший в спектакле после смерти О.Борисова главную роль, очень занят и не в состоянии совмещать работу в двух театрах. Неужели в нашей столице не найти актера, который был бы достойной заменой В.Золотухину? Жаль, что руководство Театра Российской Армии приняло такое решение – ведь другие актеры в спектакле пребывают в прекрасной творческой форме.

Старейшина нашего режиссерского цеха Юрий Петрович Любимов подарил в конце театрального сезона премьеру – на сцене МХАТа имени А.П.Чехова несколько дней назад прозвучала опера “Пиковая дама” в постановке знаменитого маэстро. Создание этого спектакля – особая тема для разговора. В ближайшее время надеемся рассказать об этом на страницах нашей газеты.

В Канаде на сцене театра города Торонто прошел Международный балетный фестиваль “Звезды XXI века”.

Приближается юбилейная дата – 100-летие Московского Художественного театра. Подготовка к торжествам осложняется тем, что десять лет назад театр был скандально поделен на две труппы. В результате образовались два МХАТа. Один – под руководством О.Ефремова (“чеховский”), другой театр возглавила Т.Доронина (“горьковский”). Удивляет то обстоятельство, что сегодня некоторые театральные деятели уже поспешили заявить о 100-летии МХАТа имени А.П.Чехова. Такой подход, явно тенденциозный и по сути никакого отношения к предстоящему событию в жизни русской, да и мировой культуры не имеет. Художественный театр, юбилей которого будет отмечаться в следующем году, основан, как известно, К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко. И сейчас этого театра, увы, нет. Но в то же время есть повод вспомнить блестящую историю Художественного, выдающихся представителей, актеров и режиссеров, которые творили чудеса на сцене в Камергерском.

Валерий ЕРМОЛОВ

Премьера

Название спектакля сразу настраивает на сказку, не правда ли? Так оно и есть. Перед нами – сказка для театра. Причем по жанру своему сказка особенная – фьяба, и родилась она в ХVIII веке в Италии под пером замечательного драматурга, страстного импровизатора и сатирика Карло Гоцци. Мы хорошо знаем по афишам не только столичного театра его драматургию – “Принцесса Турандот”, “Любовь к трем апельсинам”, “Ворон”…

На снимках полотна В.Прохорова (сверху вниз):

“Полевые цветы”

“Меншикова башня”

“Раздолье”

“Зачатьевский монастырь”

Ряд волшебных изменений, или Лети, птичка, лети!..

вот “Зеленая птичка”, кажется, залетела в Москву впервые за последние полвека. И залетела, как показал спектакль РАМТа в постановке талантливого режиссера Феликса Бермана, не случайно, а, как говорится, очень по делу. Потому что главная мысль сказки, а следом за ней и спектакля – борьба с эгоизмом в юных душах. А нашим детям тоже по поводу эгоизма сказать есть что. Лучше всего, понятно, сделать это не в дисциплинарной лекции, а средствами очень эмоциональными и убедительными. Короче – через театр, через венецианский карнавал масок, через увлекательную историю двух близнецов – брата и сестры, когда-то подброшенных к дверям таверны полунищего колбасника Труффальдино.

Пусть в “Птичке” все они – Тарталья, Панталоне, Бригелла, Труффальдино – внешне одеты в свои традиционные маски, но они прежде всего и ведут сюжет, самым плотным образом в него вклиниваясь. Это, впрочем, не означает, что они потеряли свой юмор, импровизацию и буффонаду, – все при них, все это, придуманное Карло Гоцци, молодо и озорно подхватил молодежный театр, создав зрелище карнавальное, остроумное и глубокое одновременно.

Да при этом особенную прелесть спектаклю придает музыкальный подбор (Ю.Лаптенко) – Моцарт, Бетховен, Вивальди, в общем, масса точных по драматургии классических мелодий, которым так привольно в прекрасных красочных декорациях С.Бенедиктова, в танцевальном блеске изумительных по красоте костюмов (К.Шимановская) и в яркой световой гамме (Д.Исмаилов). Вот в этой зажигательной и темпераментной обстановке разворачивается довольно витиеватый сюжет – против эгоизма не только близнецов, но и многих, кто оказывается с ними рядом, а кроме того – о настоящей любви, благодаря которой ожить может даже таинственная и загадочная мраморная статуя (Е.Галибина).

А волшебная птичка? Она крутит и вертит сюжетом как хочет, потому что она заколдована, сама может творить чудеса и сама безумно любит очаровательную, но временно потонувшую в любовании самой собой девушку, которой предстоит перебороть свой эгоизм и напыщенность, чтобы помочь и брату (Г.Добровольский), и птичке (А.Мясников), – в общем, как говорил наш прекрасный поэт Афанасий Фет, на радость вам представить “ряд волшебных изменений…”

Актерский коллектив (в основном молодежь) настолько увлечен предложенным ему драматургическим материалом, что мне трудно назвать тех, кто играет лучше других. Т.Ушмайкина (Барбарина), И.Ильин (Труффальдино), студент РАТИ М.Полицеймако (Бригелла), В.Рулла (король Тарталья) – да что мне, всю программку перечислять?! Получается именно так. Импровизация так легка, свободна, остроумна, актеры играют, я бы сказала, просто полетно. Сюжет захватывает сразу, потому как он непредсказуем (хитрый Гоцци, у него всегда так!). Но одно актерское имя я все-таки выделю. Это – Е.Редько в роли престарелой королевы Тартальоны, матери короля Тартальи. Что делает этот удивительно талантливый молодой актер – уму непостижимо! Зал следит за ним завороженно и нисколько не удивляется тому, когда Редько начинает “самовыражаться” и в каскаде сальто-мортале. Буффонада актера просто потрясает, а при этом рождается и очень интересный, временами даже с трагикомической ноткой характер. Рискну предположить, что такой персонаж вызвал бы одобрение и самого безумно требовательного Евгения Багратионовича Вахтангова…

Наталья КУЗИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте