Судьба играет “Кинотавром”
Вероятно, взрослость фестиваля определяется тем, что вопрос, нужен он или нет, уже просто ни у кого не возникает. Закончившийся неделю назад в Сочи “Кинотавр” – предъюбилейный, девятый включает в себя Открытый российский кинофестиваль и Международный фестиваль. На этот раз в российской его части появился и новый конкурс дебютных режиссерских работ. Кроме того, есть “Панорама” из известных лент мирового кино последнего года. Есть программа, составленная из реставрированных лент раннего русского кино, а в этом году была любопытная ретроспектива малоизвестных фильмов шестидесятых годов, которые в свое время не вышли в широкий прокат. Так что просто физически невозможно посмотреть все ленты “Кинотавра”, поэтому каждый журналист здесь ориентируется сообразно своему вкусу и чутью.
Oговорюсь сразу, что, по мнению тех, кто видел ленты Международного фестиваля, конкурс в этом году был слабым, хотя и проводился уже в пятый раз. Вообще Международный фестиваль – это больная мозоль организатора и вдохновителя “Кинотавра” Марка Рудинштейна. С одной стороны, с ним при шатком положении Московского международного фестиваля он отчасти занял его “нишу” и нажил себе много врагов, с другой – отбор фильмов, приглашение зарубежных гостей и прессы требуют от него огромных затрат. Да и отечественные журналисты ему все уши прожужжали, что куда интереснее смотреть программу “Панорама” с лучшими лентами, уже прозвучавшими на других престижных фестивалях, чем организовывать свой слабый конкурс. Мозолям Марка Григорьевича я сочувствую и наступать на них не буду, но…
Конкурс Открытого российского фестиваля составили шестнадцать лент. Долгожданный Алексей Герман с его фильмом “Хрусталев, машину!” так и не прибыл. Думается, что зря. Понятно, после провала в Каннах он не захотел испытывать судьбу. Но все же своя публика доброжелательней (временами) или по крайней мере ей более понятны наш, российский режиссер и тот народ, о котором идет речь в его ленте, да и о конце сталинизма она знает побольше французов. Без ленты Германа результаты, вернее, лауреаты нынешнего фестиваля, были более чем предсказуемы.
“Гран-при” фестиваля получил Вадим Абдрашитов за фильм “Время танцора”. То, что лента не самая удачная в творчестве этого режиссера, наша газета уже писала (см. “УГ” ©46 за 18 ноября 1997года). Жаль, что жюри не остановило и то, что она конъюнктурна. И жаль, что вновь, как и на других фестивалях, срабатывают не оценка творческих достоинств ленты, а выслуга лет и заслуги ее создателей. Сказался на этом решении и другой не имеющий к художественным откровениям полотна Абдрашитова фактор, о котором говорили все участники фестиваля, – отношения Вадима Абдрашитова и нынешнего главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова. Дело в том, что несколько последних дней фестиваля проходили в лучах присутствия на “Кинотавре” Никиты Сергеевича, который прибыл на него впервые за девять лет существования сочинского кинофорума. Кажется, инспекция прошла с положительным результатом, и “Кинотавр” понравился выдающемуся мэтру. Никита Сергеевич провел пресс-конференцию и мастер-класс, где поделился своими взглядами на современный кинопроцесс и своими профессиональными принципами работы. Мастер-класс он провел блестяще, умно и интересно (надеемся в одном из ближайших номеров познакомить читателя с фрагментами этого мастер-класса). Так вот, напоминаем для тех, кто не в курсе киноинтриг. На последнем съезде кинематографистов именно Вадим Абдрашитов был главным оппонентом Никиты Сергеевича, а до этого и главным претендентом на его пост главы Союза кинематографистов. И здесь выпал хороший повод всем “замериться”, ведь и в жюри были сторонники двух этих разных маститых фигур. Все так и вышло. “Гран-при” Вадиму Абдрашитову в фестивальном зале, при телекамерах, транслирующих заключительную церемонию фестиваля на всю страну, вручал Никита Михалков. Недавние соперники облобызались, расцеловались, умиляя весь клубок друзей-киношников.
Главный приз за режиссуру получил Алексей Балабанов, показавший на фестивале фильм “Про уродов и людей” (в прошлом году он был лауреатом “Кинотавра” за фильм “Брат”, который стал кассовым лидером минувшего года). Свою ленту Балабанов уже возил на фестиваль в Канны, где лента прошла во внеконкурсной программе с большим успехом. Здесь же вокруг “Про уродов и людей” шли самые бурные споры. Особенно горячо принимали ленту молодые – и критики, и кинематографисты. Ведь фильм снят очень стильно и выразительно. Хотя у таких, как я, людей за сорок он вызывает отторжение. Фильм “Про уродов и людей” о фотографе начала века, который снимает порнографические картинки со сценками порки обнаженных женских ягодиц. У него есть и коллега-соперник, который выкрал мальчиков – сиамских близнецов и снимает обнаженными их… В фильме присутствуют и другие “пограничные” моменты, которые, по моему мнению, не приемлемы в искусстве. Думается, “обличая”, обнаруживая уродливость психики, извращенность порнографов, режиссер в чем-то становится с ними на один уровень. Хотя Балабанова и нельзя упрекнуть в смаковании. Возможно, такая шокотерапия и необходима кому-то. Повторяю, фильм замечательно снят. Он стилизован под фотографии начала века, очень выразительны пустынные петербургские пейзажи, изысканны интерьеры богатых домов, гнетущи трущобы, подвалы. Очень хороши в фильме актеры, особенно Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков. Первый – зловеще молчалив, почти неподвижен и извращен, второй – зловеще суетлив и похотлив.
Кстати, у Сергея Маковецкого были в конкурсе три главные роли – в фильмах “Про уродов и людей”, “Ретро втроем”, “Он не завязывал шнурки” и одна эпизодическая роль прокурора-взяточника в фильме “Сочинение ко Дню Победы” (см. “УГ” ©18 за 5 мая с.г.), сыгранная им виртуозно. Он сегодня один из самых снимающихся и популярных актеров. Но при всех бесспорных шансах на приз за главную мужскую роль он его не получил. Этого приза был удостоен Александр Збруев за милую роль в ленте “Бедная Саша”. Збруев недавно отметил шестидесятилетний юбилей, а Сергею Маковецкому в день закрытия фестиваля исполнилось сорок. Всего сорок, еще есть время подождать.
Приз за женскую роль получила замечательная петербургская актриса Зинаида Шарко, сыгравшая в фильме “Сочинение ко Дню Победы” небольшую, достаточно яркую эпизодическую роль. На фестивале была еще одна лента с ее участием – фильм “Цирк сгорел, и клоуны разбежались”. Возьму на себя смелость думать, что награда ей досталась не за эти ленты, а за старый фильм Киры Муратовой “Долгие проводы”, где она сыграла свою лучшую и самую трепетную роль. Почему так думаю? Просто у нас умеют опомниться лет через двадцать-тридцать и наградить, а тех, кто нуждается в признании сегодня, забыть, отодвинуть, обойти – мол, еще будет случай отметить.
Вспоминаю день открытия фестиваля. На сцене вручались премии Президента России “За честь и достоинство” народным артистам СССР Элине Быстрицкой и Вячеславу Тихонову, народному артисту России Алексею Петренко. В ответном слове Алексей Петренко подошел к рампе, поднес к голове правую руку, словно отдавая честь, и произнес: “Спасибо Родине за нашу счастливую старость”. Сарказм? Боль обиды? А кто-то подумает, что и впрямь благодарит…
В конкурсе дебютов главной премии удостоился фильм Петра Луцика “Окраина” за эксперимент (лента пародировала фильмы “большого стиля” советского кино). Поиск есть, но мало трогает душу. А вот фильм дебютантки Ларисы Садиловой “С днем рождения” запомнился многим. Картина о родильном доме – переплетение судеб, типажей, женских историй. Лента пронизана свежестью и добротой, без умиления и жестокости.
Среди отечественных внеконкурсных лент лидером была “Страна глухих” Валерия Тодоровского. А вот долгожданный фильм Игоря Апасяна “Притяжение солнца” по Рею Брэдбери до успеха не дотянул. Этот фильм снимался почти шесть лет, в нем сыграл свою последнюю роль Иннокентий Смоктуновский, в нем снимались замечательные актеры – Вера Васильева, Владимир Зельдин, Лия Ахеджакова. Фильм очень красиво снят, актеры блистательны, но у режиссера не хватило жесткости по отношению к самому себе при монтаже, и лента получилась затянутой. Пожалуй, она будет иметь успех на телеэкране, но для кинозалов потребует перемонтажа.
Из зарубежного внеконкурсного кино наибольшим успехом пользовались две ленты – “Большой Лебовский” знаменитых братьев Коэнов и “Полная обнаженка” (вероятно, в нашем прокате фильм выйдет под названием “Мужской стриптиз”) английского режиссера Питера Каттинео. “Большой Лебовский” – о бездельнике, который только и делает, что играет в боулинг – катает с друзьями шары. Но ему не повезло, он оказался однофамильцем богатого мафиози, его начинают преследовать другие мафиози, затем он запутывается в ситуации с похищением жены этого богача и т.д. Фильм эффектно снят, в нем много непредсказуемых ситуаций, фантазий героя под действием гашиша и много скрытой грусти.
Английская лента “Полная обнаженка” – лента прославленная, удостоенная высшей европейской кинематографической награды “Феликс”. Картина тоже с юмором, и тоже с горьким. Группа оставшихся без работы работяг маленького провинциального городка решает заработать, организовав мужской стриптиз. Все они далеки от идеального телосложения, пластично двигаться, танцевать не умеют, у каждого проблемы в семье (а как не быть – ведь безденежье), а еще и много разных комплексов по поводу собственного несовершенства. Лента замечательна своей теплотой, да и тем, что зрителю легко себя идентифицировать с этими героями.
Кроме фильмов, вокруг фестиваля было много концертов – Розенбаума, Державина, Новикова, Смеховой… А рядом с попсой соседствовало и другое искусство. Например, в Зимнем театре состоялся интересный концерт “Молот и серп”, как раз в День независимости России. Его организовали жена Микаэла Таривердиева – пианистка Вера Таривердиева и замечательный музыкант Алексей Гориболь. Концерт состоял из произведений Исаака Дунаевского, и, помимо названных организаторов, в нем приняли участие уникальный русский бас Дмитрий Степанович и уже знаменитое сопрано Татьяна Куинджи. Песни и музыка из “Детей капитана Гранта”, “Цирка”, “Веселых ребят” многих в зале заставили всплакнуть и вспомнить, что и в этой эпохе в киномузыке была своя классика, за которую не стыдно.
Говорят, что лицо фестиваля – его звезды. Они были. Наши звезды. Обещавшие приехать Стефания Сандрелли и Джейн Биркин так и не приехали. А легендарный Хельмут Бергер – звезда Лукино Висконти, сыгравший главные роли в его “Гибели богов”, “Людвиге”, “Семейном портрете в интерьере”, присутствовал, был членом международного жюри. Но когда я увидел, как в тридцатипятиградусную жару, стоя в непотребном аэропортовском сочинском “загоне” для отъезжающих, он толкает перед собой чемоданы в полном озверении и от жары, и от бестолковости на этом убогом пропускном пункте, то решил, что Сандрелли и Биркин все же оказались умнее. Наша традиция – зазывать, обещать, а потом даже и не думать, как достойно проводить этот “отработанный материал”, – удручает.
Да и с российскими звездами мы не очень-то церемонимся. В полной растерянности сидела в аэропорту Елена Сафонова – наша “зимняя вишня”, актриса с мировым именем. Оказывается, багажное отделение самолета было уже переполнено, и ей, члену жюри фестиваля, предложили со своей поклажей “протопать” в самолет. Метался с теми же проблемами замечательный и любимый народом Сергей Никоненко… Комментировать нет смысла…
Может быть, хотя бы в следующем, юбилейном для “Кинотавра” году будет все отлажено в его организации и отношении к гостям фестиваля.
Петр КУЗЬМЕНКО
Фото Ильи БЕЛЯЕВА
и Николая КОЛОБОВА
Член жюри – актриса Елена САФОНОВА
Олег ЯНКОВСКИЙ
Алексей ПЕТРЕНКО
Гости фестиваля Элина БЫСТРИЦКАЯ и Вячеслав ТИХОНОВ
Александр ЗБРУЕВ
Сергей МАКОВЕЦКИЙ
Комментарии