Аспирантура в Московском гуманитарном педагогическом институте была открыта в 2007 годуи стала кузницей научно-педагогических кадров.
Одной из первых в аспирантуре МГПИ была открыта специальность «общая педагогика, история педагогики образования» при кафедре педагогики. Исследовательская деятельность аспирантов под руководством зав. кафедрой проф. Э.Никитиной, профессоров В.Сергеевой, Н.Виноградовой, доцентов кафедры Е.Шашенковой, Т.Щербаковой, М.Недвецкой, И.Сергеевой охватывает широкий спектр проблем педагогической науки и ориентирована на совершенствование системы образования в школах Москвы. Эта специальность подготовки в аспирантуре МГПИ одна из самых востребованных. В основном диссертационные исследования по этому направлению подготовки выполняют учителя московских школ, участвующие в совместных с МГПИ творческих, исследовательских и экспериментальных проектах, воплощающие новые идеи в педагогике в практический учебно-воспитательный процесс. В настоящее время при кафедре обучаются около 100 аспирантов и соискателей.Особое место в подготовке научно-педагогических кадров в МГПИ занимает специальность аспирантуры «теория и методика профессионального образования», которая реализуется при кафедре с одноименным названием под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Иванова. Кафедра теории и методики профессионального образования готовит аспирантов и соискателей в русле научной школы «Теория и практика послевузовской подготовки педагогических кадров высшей квалификации». Актуальные проекты, реализующиеся в направлениях диссертационных исследований аспирантов и соискателей кафедры, предусматривают разработку научно-методического обеспечения постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения. С 2009 года кафедра теории и методики профессионального образования осуществляет подготовку аспирантов и соискателей по дополнительной образовательной программе послевузовского профессионального образования для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» (свыше 1000 часов) с выдачей диплома государственного образца.Очень важно, что с 2008 года при МГПИ успешно работает диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям «общая педагогика, история педагогики образования» и «теория и методика профессионального образования».Аспирантура по специальности «теория и методика обучения и воспитания (литература)» была открыта одной из первых в МГПИ в рамках научной школы «Литературное образование как художественная деятельность» (научный руководитель доктор педагогических наук, профессор А.Кутузов) при кафедре русской и зарубежной литературы и методики филологического факультета. В рамках научных исследований аспирантов под руководством профессоров А.Кутузова и Е.Романичевой активно разрабатываются проблемы синергетики как новой методологии гуманитарного знания, позволяющей синтезировать противоположные эвристические доминанты всего процесса познания. Среди аспирантских исследований отчетливо выделяется разработка двух направлений: проблемы изучения современной литературы в школе и проблемы учебника литературы, оба эти направления связаны с кафедральными исследованиями в области разных аспектов чтения (теоретического, аксиологического, социологического).Пересечение различных исследований, развитие методологической базы привели к формированию авторской научной школы «Теория и методика предупредительного чтения», а затем и специальности аспирантуры «теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» при кафедре русского языка и методики филологического факультета МГПИ. Особенность научных исследований в данной проблематике – глубокое теоретическое обоснование, сочетающееся с разработкой практических и методических проблем (проф., к.ф.н. И.Текучева, доц., к.п.н. О.Шумкина, к.п.н., доц. М.Берсенева), имеющих высокую актуальность в условиях современного полиэтничного мегаполиса.Еще одно направление аспирантской подготовки, связанное с разработкой проблем теории и методики обучения и воспитания с 2010 года «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)» в русле научной школы «Лингвокультуроведческий подход в обучении иностранным языкам в школе и вузе» при кафедре немецкой филологии романо-германского факультета МГПИ. В рамках данного научного направления работают к.п.н., проф. Е.Григорьева, д.п.н., проф. Г.Сороковых, д.п.н., проф. А.Шамов, к.п.н., доц. М.Харламова.Актуальным направлением подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации при МГПИ, несомненно, выступает «теория и методика обучения и воспитания, социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования» при кафедре социальной педагогики факультета социальной педагогики МГПИ. Научная школа кафедры ориентирует свои исследования по направлению «социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации», в рамках которого разрабатываются проблемы, теории и технологии социального воспитания, культурной и социокультурной среды, развития детско-взрослых общностей в социуме, развития детей-сирот, профилактики безнадзорного поведения и многие другие.Специалисты высшей квалификации в области социального воспитания весьма востребованы в учреждениях общего, специального, профессионального образования, социальной защиты, социальной поддержки семьи и детей, в социальных и социально-реабилитационных учреждениях по месту жительства, в учреждениях дополнительного образования для детей и молодежи, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях, в пенитенциарных учреждениях, в учреждениях культуры и спорта.Кафедра русской и зарубежной литературы и методики под руководством профессора М.Павловца организует исследования аспирантов и соискателей по специальности «русская литература» по направлениям «история русской литературы», «история мировой литературы», «мифология повседневности», в рамках которых исследуются творчество как ведущих, так и малоизвестных авторов XVIII-XXI вв., различные явления и тенденции развития русской литературы в ее связях с мировой литературой и другими видами искусства, проводит исследования в междисциплинарном контексте (фольклористика, антропология, культурология, история, социология и проч.), разрабатывает проблемы литературного процесса, эволюции и трансформации жанров, художественных стилей, различные аспекты методики преподавания литературы в средних и высших учебных заведениях. В настоящее время на кафедре сформирована научная школа «Современная литература: история, аксиология, рецепция». Руководство аспирантами осуществляют доктора наук Э.Шафранская, С.Васильев, Г.Романова, Ю.Орлицкий.Профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и методики разрабатывает научную тему «Интеграционные процессы в языке и их отражение в преподавании русского языка в средней школе» в рамках специальности аспирантуры «русский язык». В рамках этого направления ведутся исследования в таких актуальных областях лингвистики, как анализ нехудожественного текста, лингвопоэтика, коммуникативная грамматика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, современное словообразование (доц., к.ф.н. И.Михайлова), разрабатываются вопросы применения сравнительно-исторического метода на материале лексической семантики и исторической стилистики (зав. каф., проф., к.ф.н. А.Глазков, доц., к.ф.н. А.Алексеев). Результаты этих исследований находят выражение в публикациях по материалам российских и зарубежных конференций. На кафедре активно исследуют вопросы современной диалектологии (проф., д.ф.н. Л.Маркина, с.н.с., к.ф.н. О. Ровнова), совместно с ИРЯ РАН проводят уникальные полевые исследования диалектной речи. Большое внимание на кафедре уделяют анализу различных аспектов художественной речи, в том числе с позиций коммуникативной лингвистики, лингвокультурологической методики, лингвопоэтики. В этой области работают доц., к.п.н. М.Берсенева, доц., к.ф.н. Н.Муравьева, доц., к.ф.н. Т.Павловец, доц., к.ф.н. И.Якушевич, результаты исследований представлены в диссертациях, монографиях, многочисленных статьях. В целом результаты научной деятельности профессорско-преподавательского состава отражены в различных научных и научно-методических изданиях, а также в выступлениях на теоретических и научно-практических конференциях и симпозиумах. На базе института ежегодно проводятся различные научные и научно-практические конференции, в том числе ежегодная межвузовская конференция с международным участием, посвященная филологическим традициям в современном лингвистическом образовании.Одна из самых интересных научных школ МГПИ «Сопоставительный синтаксис» – перспективное направление в сравнительно-историческом типологическом языкознании. Это научное направление предоставляет большие возможности для исследования языковых единиц не только в рамках предложения и текста, но также для исследования различных языковых уровней и их взаимосвязи в сопоставительном плане. В рамках этой научной школы с 2008 года открыта аспирантура по специальности «сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».В 2010 году на факультете романо-германской филологии была открыта аспирантура по специальности «германские языки». Исследование в рамках темы «Развитие синтаксиса современного немецкого языка» проводится в двух направлениях – исследование немецкого синтаксиса в рамках различных функциональных стилей и исследование немецкого синтаксиса в диахроническом и синхроническом аспектах. Проблемы развития немецкого синтаксиса актуальны для современной германистики, а исследования – как для грамматики немецкого языка, так и для стилистики, где рассматриваются функциональные стили и нормы употребления различных явлений в языке, а также для преподавания немецкого языка в школе и вузе. В рамках специальности «германские языки» на кафедре работают д.ф.н., проф. Е.Бирюкова, д.ф.н., проф. А.Гусева, д.ф.н., проф. М.Левченко, д.ф.н., проф. Л.Попова, к.ф.н., доц. Л.Карандеева, к.ф.н., доц. Ж.Нерсесян, доц. Т.Байкова.С 2009 года при кафедре романской филологии и методики открыта аспирантура по специальности «романские языки». Исследования аспирантов и соискателей по этой специальности направлены на разработку фундаментальных направлений романского, прежде всего французского, языкознания, связанных с изучением слова, высказывания и дискурса в семантическом, коммуникативно-функциональном (прагматическом) и когнитивном аспектах.Аспиранты и соискатели МГПИ активно участвуют в научных и научно-методических мероприятиях (конференциях, семинарах, «круглых столах»), организуемых в этом вузе, в других вузах Российской Федерации и за ее пределами. Публикации (статьи, монографии, учебники и учебные пособия) преподавателей кафедры представлены в различных изданиях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Комментарии