Дмитрий Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли…». Мысль, заточенная в клетке небогатого лексикона сегодняшнего школьника, увы, не ведет к открытию. Слово перестало радовать вкусом и цветом, и заметно поблек язык – часть общей культуры человека.
Вернуть ему заслуженный блеск призвана федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002 – 2005 годы, среди основных задач которой – усиление роли русского языка в сфере образования. Для петербургской школы методистами кабинета русской словесности Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства был разработан региональный компонент программы под названием «Русский язык как язык науки, культуры, образования, язык всех школьных дисциплин». Предусматривает он прежде всего организацию целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива по обеспечению функциональной грамотности, речевой культуры школьников. Что примечательно: лидером федеральной программы «Русский язык» в Петербурге является негосударственное образовательное учреждение «Школа «Экстерн» и «Обучение в диалоге».
Четвертый год там успешно претворяется в жизнь научно-методическая тема «Прояснение слова». В ее арсенале четыре программы: «Алфавит», «Прояснение слова», «Поабзацное чтение», «Ораторское мастерство». В популярном изложении это выглядит как лестница наверх, основанием которой считается буква. Она – каркас, держащий слово. Ребенок должен это знать с первого класса. В игровой форме он учит алфавит от «А» до «Я» и обратно, с середины, в расходящемся и сходящемся порядке. Позже дети обнаруживают связь буквы с ее порядковым номером и с увлечением зашифровывают слова. Программа «Алфавит» так же, как и остальные три, легко интегрируема во все предметные дисциплины. Ребятам нравится располагать по порядку географические названия или отыскивать слова на определенную букву, касающиеся математики. Знание алфавита позволяет умело обращаться со словарем (а их в школе – около трехсот единиц) и вести собственный словарик. С такой базой ребятам нетрудно научиться читать по абзацам, то есть медленно. Цель неторопливого чтения – выделение основной мысли написанного. Вершина же речевой культуры – ораторское мастерство, умение свободно и убедительно выражать свою мысль.
Но с чего же все началось? С вопроса, который задали себе педагоги школы: «Почему дети не хотят учиться?».
– Мы заметили, что часто непонятое или не до конца понятое слово служит у ребенка причиной потери интереса к учебе, – говорит заместитель директора Татьяна Данилова. – Возьмем, к примеру, учебник алгебры для десятого класса и прочитаем эпиграф к первому параграфу: «Трансцендентные функции». Слово дано, а значение его – нет, и это, естественно, вызывает у детей непонимание. Или другой пример – тема урока математики в седьмом классе: «Подобные члены». Я спрашиваю у ребят, что значит «подобные»? Кто-то ответит: «одинаковые», кто-то – «похожие». Последний меня поймет, а с первым возникнут трудности. У подобных членов в алгебре буквенный множитель одинаков, а числовой различен, ребенок же, ответивший «одинаковые», будет искать абсолютную схожесть и, конечно, ошибется. После ряда таких примеров мы поняли: надо работать со словом.
– Для формирования речевой культуры в прошлом году мы начали видеосъемку устных ответов ребят. Для того, чтобы и учитель, и ученик могли посмотреть на себя со стороны. Ни в коей мере это не являлось насмешкой или уличением в ошибках! Мы преследовали цель: определи высоту, которую ты можешь взять. Допустим, двоечник, никогда не отвечавший, вдруг выходит и говорит так, что его слушают, затаив дыхание. Представляете, насколько возрастает его самооценка! Видеосъемки помогли и учителям увидеть, как много мы за собой не замечаем! И то, что мешаем ученику постоянным встреванием, сбиваем, и то, что неумело формулируем вопрос, и главное, не готовы принять ответ на него. Вот урок литературы. Учитель спрашивает: «Как ты понимаешь произведение Пушкина «Медный всадник»?» Ученик отвечает, но педагог не удовлетворен. Ведь он совсем не придал значения ключевому слову вопроса «ты». Ему нужна собственная точка зрения на поэму, которую он недавно высказал, а не рассуждения ребенка. Тогда и формулируй вопрос соответственно: «Как я понимаю произведение Пушкина «Медный всадник»?» В результате этих видеосъемок каждый ребенок и взрослый наметили план: над чем следует поработать, чтобы ответ привлекал внимание.
Нельзя почувствовать красоты языка, не поняв Слова. Оно начинается с буквы и заканчивается убедительным звучанием в устах оратора. Директор школы Владимир Андреев убежден, что работа со словом – один из способов повысить квалификацию учителя. Это сложная, поэтапная технология, включающая в себя виртуозное владение алфавитом и философское осмысление прочитанного текста. Самое первое и самое простое, что может сделать учитель для собственного интеллектуального развития, – внимательно читать и уметь передать прочитанное на своих уроках. На специальных семинарах учителя школы прорабатывают до семидесяти книг в год. В основном это философская, религиозная, педагогическая литература: Кант, Шопенгауэр, Декарт, Библия.
– Когда человек владеет алфавитом, умеет им играть, это открывает ему двери в словарь, – поясняет Владимир Иванович. Работа с ним доставляет удовольствие, ведь надо докопаться до самой сути слова. Отсюда пристрастие к вдумчивому чтению, осмыслению текста, выделению главной мысли.
Результат окупает все трудности. Ведь что может быть прекрасней приятной беседы? Еще Соломон утверждал: «От плода уст человека наполняется чрево его, произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». Прислушайтесь к нему. Это правда.
Комментарии