Сегодня мы часто слышим такое: студент – потребитель информации. За потребление нужно платить. Однако количество отданных денег не определяет качество образования. Законы купли-продажи здесь не работают. Владимир Маяковский писал: «Пусть меня научат».
Сегодняшний студент убеждается: не научишься сам – не научит никто. Потребитель, получивший товар плохого качества, вправе потребовать от продавца уменьшения цены, устранения недостатков товара или возмещения расходов. Доказать свою правоту, когда речь идет о сомнительного качества обучении – покупке знаний, приобретении навыков, гораздо труднее. Вспомните, какое возмущение вызывает сломанный каблук на новых сапогах или несвежий арбуз. А если этот арбуз вам продают не первый год? «Пары» отменяют, педагоги не приходят, в деканате не могут дать четкой, ясной, исчерпывающей и своевременной информации, секретарша чувствует себя деканом, потому что все проблемы студентов решаются именно с ней, должностные инструкции лежат где-то в столе, и представления о них имеются смутные. Никто не несет ответственности за то, что «пары» не проводятся или проводятся в меньшем объеме, чем предписывают государственные образовательные стандарты.
Чтобы улучшить качество образования, не надо браться за изобретение велосипеда. Для начала стоит позаботиться о том, чтобы каждый нес ответственность за выполняемую работу. Эту проблему может решить почасовая оплата труда. К сожалению, сегодняшний студент не знает, как и кому распределяются его деньги. Более того, он платит заранее и получает «кота в мешке». Иногда для того, чтобы оценить качество получаемых знаний, требуется не один год. Деканат кормит «завтраками»: чего не было на втором курсе – будет на четвертом, чего нет на третьем – будет на пятом. Но «пары» так и не восполняются ни на третьем, ни на пятом. Система утром деньги – вечером стулья приводит к тому, что стулья становятся все хуже, а плата за них все больше. Будущие историки, журналисты, филологи, социологи, литераторы платят в полном объеме, а получают лишь поверхностные знания, общее гуманитарное образование. Они знают немного о философии, поверхностно о литературе, кратко о психологии, в целом об истории. Теория, безусловно, необходима, но об эффективности любой деятельности говорит результат – продукт материальный или нематериальный, иначе деятельность неэффективна. Речь идет не о зачете или экзамене. Уже в институте студент должен четко представлять круг будущих обязанностей, знать, как в кратчайший срок и на высоком уровне выполнить требования работодателя.
Хочу надеяться, что со временем наши вузы будут выпускать профессионалов, людей, любящих свою профессию и знающих ее, людей, которых научили.
Татьяна СМИРНОВА, студентка филологического факультета МПГУ
Комментарии