search
main
0

Пластилиновый сад. Интегрированные уроки изобразительного искусства и художественного труда

В условиях современного города школьники лишены возможности в полной мере приобщиться к культуре родного края, не имеют достаточно полного представления о творчестве народных мастеров, художественно-эстетических особенностях изделий декоративно-прикладного искусства, традиционных промыслов. Значит, нужно искать новые формы и методы обучения детей изобразительному искусству с учетом региональных художественных традиций.

Последние годы ряд школ Дагестана работает по экспериментальным программам. Суть нововведений: на уроках художественного труда, которые являются логическим продолжением уроков изобразительного искусства, ученики получают представление о приемах работы в той или иной технике, о различных видах традиционных промыслов, имитируют из общедоступных материалов (глина, пластилин, проволока, фольга, цветная бумага) изделия традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Особой популярностью среди школьников пользуются комбинированные формы работы, когда индивидуальное задание становится гармоничной частью общей композиции. Каждый осознает ответственность не только за свой участок работы, но и за итог работы в целом.

Музыкальное сопровождение, вводная беседа, народные пословицы, загадки, легенды, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы – все направлено на создание определенного эмоционального настроя, творческой атмосферы, способствующей духовно-нравственному становлению личности.

Наглядная иллюстрация эффективности подобного подхода – урок в 3-м классе на тему «Земля под небесами…». Педагог знакомит детей с особенностями традиционных построек горцев (обращает внимание на зависимость конструкции и формы жилища от природных условий, традиционного образа жизни, гармонию жилища с окружающей средой), развивает навыки индивидуальной и коллективной работы с различными материалами (бумажная аппликация в сочетании с объемной композицией из природных материалов), формирует у школьников художественно-эстетическое восприятие произведений искусства, явлений действительности.

К началу урока учителю необходимо подготовить изображение горы и утеса на фоне голубого неба (на ватмане), дополнительный стол у доски (подножие «горы»), раздаточный материал – шаблоны (силуэт горного жилища), наглядное изображение традиционной каменной постройки, запись для создания музыкального фона, природные и другие материалы.

Под музыкальное сопровождение учитель рассказывает легенду: «В стародавние времена в процветающем высокогорном селении Дагестана жил, не ведая невзгод, трудолюбивый народ. Бедствия и лишения обходили аул стороной – студеные ветры его не обдували, ливни жестокие не заливали, стада златорунных овец были тучными, скакуны упругими, урожаи обильными, люди счастливыми.

Решив поселиться в благополучном краю, честолюбивый хан велел выстроить роскошные хоромы на самой вершине горы, вырубив священную рощу, где, по завету предков, никто не смел рубить ни единого дерева даже в самую лютую стужу.

И пришла в аул беда – разгулялись злые вихри, иссякли целебные источники и родники, высохли шелковистые луга и погибли сады, в поисках пропитания покинули окрестности дикие звери, улетели птицы. Недолго довелось торжествовать и властному хану в своем новом дворце – разрыхлившийся горный склон с первым же ливневым дождем селевым потоком обрушился вниз, на некогда процветавшее селение.

Немногие уцелевшие навсегда покинули родные места».

Вывод, к которому необходимо подвести учеников в результате совместного обсуждения легенды: человек должен жить в гармонии с природой.

Вниманию учеников предлагается наглядное пособие с изображением жилища горца, где можно подробно рассмотреть особенности каменной кладки, традиционной арочной конструкции оконных и дверных проемов, изысканно декорированные деревянные фрагменты. Ученики приходят к выводу, что окружающая природа снабжает человека строительным материалом. Поселившись в горах, люди нашли единственно верное решение, продиктованное рельефом местности, – каменистый склон стал частью стены традиционного жилища, а ступенчато-многоэтажная конструкция домов, плотно примыкающих друг к другу, служит им надежной опорой и защитой от частых землетрясений.

Учитель раздает заготовленные шаблоны, с помощью которых дети рисуют дома, окна, двери, веранды, лестницы, обозначают каменную кладку, затем вырезают рисунок по контуру и самостоятельно приклеивают его на «гору», нарисованную на ватмане, стараясь соблюдать самобытный принцип расположения архитектурных сооружений.

Горцы селились недалеко от пресноводного источника – родника, реки, ручья (ребята закрепляют на картине ленты серебристой фольги, имитирующие водные потоки, ниспадающие в водоем, выложенный у подножия из бутылочного стекла). Учитывая, что в горах традиционно развито террасное земледелие, местные жители разводят сады, школьники высаживают на берегах «реки» «фруктовый сад» (на «земле», устланной сухими листьями, закрепляются «осенние деревья»: пластилиновый столбик, увенчанный листьями).

Завершив коллективную творческую работу, дети любуются пейзажем, прежде скучным и невзрачным. Так и безжизненный ландшафт может преобразиться в результате продуманного воздействия человека, который является частью самой природы.

Урок на тему «Как прекрасен этот мир!» также начинается со вступительной беседы, в которой педагог акцентирует внимание учащихся на нравственно-эстетических проблемах, категориях прекрасного и безобразного в искусстве, в жизни, обращает внимание школьников на катастрофические последствия загрязнения окружающей среды.

Живой эмоциональный отклик вызывает у школьников стихотворение, соответствующее тематике занятия (стихотворение, уважаемые коллеги, подберите на свой вкус). Стихотворение, зачитанное под соответствующее музыкальное сопровождение, вступительная беседа педагога о проблемах экологии, картина загубленной природы (водоем с пятнами мазута, безжизненное дерево) создают эмоциональный настрой. Теперь дети хотят принять участие в преобразовании действительности, в данном случае – выставленной у доски картины, производящей угнетающее впечатление. Ученики делятся на творческие бригады. Каждая бригада отвечает за свой участок работы: одна очищает безжизненный водоем, другая – задымленный воздух, третья строит новый дом, четвертая озеленяет прилегающую территорию и так далее. Используя цветную бумагу, различные художественные и природные материалы, каждый выполняет индивидуальное поручение (смастерить рыбок, лилию для озера, детали жилого дома, листву для деревьев, цветы). В итоге возникает коллективная творческая композиция, безжизненный пустырь превращен в цветущий край.

Таким образом, интеграция предметов художественно-эстетического цикла – эффективная форма познания, отображения и преобразования действительности, средство развития образного мышления, художественного воображения, эмоциональной отзывчивости гармонически развитой, творческой личности. Будет ли успешной эта интеграция, зависит в первую очередь от уровня эстетической культуры педагога, его умения связать различные формы организации обучения, воспитания, нравственного становления личности в единую систему художественно-педагогического образования.

Саидат ДАМАДАНОВА, доцент кафедры методики изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, участница конкурса «Учитель года России-1996»

Махачкала, Республика Дагестан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте