Елена Задорина, начальник Управления координации и планирования НИР МГППУ: – Сегодня над инновационной программой работают факультеты и научные лаборатории университета, которые готовят: учебные программы для новых дисциплин, адресованные не только студентам, но и слушателям курсов повышения квалификации, учебные пособия, учебники, монографии, концепции и модели сайтов по различным направлениям психологической науки, модели ресурсных центров, учебные фильмы для преподавания новых учебных дисциплин. Параллельно идет закупка специализированного оборудования, необходимого для обеспечения реализации инновационной образовательной программы и ресурсных центров, создаваемых в ее рамках.
Все это работа очень сложная, но, как выяснилась, и необходимая, так как все сотрудники университета приобретают при этом новый опыт проектного подхода к этой работе. По сути дела, нам предстоит создать новую методологию высшего психологического образования, разработать основы инновационной университетской педагогики, сформировать современные модели профессиональной деятельности психолога в различных видах социальной практики, создать систему психологического обеспечения образования и социальной сферы региона, ресурсное обеспечение психологической службы образования, решить такие стратегические задачи, как формирование системы образовательных программ в области психологии, обеспечивающих подготовку психологов различных направлений на уровне современных международных стандартов; развитие междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации университета с ведущими учреждениями, вузами, создание межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в сфере психологических проблем современной социальной и экономической практики; разработка программ межведомственного взаимодействия (на примере столичного региона) для координации усилий психологов различных ведомств при решении проблем психологической помощи населению; создание современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств.
Однако реализовать в целом этот масштабный проект мы сможем, только выполняя несколько других, отчасти локальных, требующих создания таких новых специализаций (в рамках специальности «Психология»), предлагая такие программы, как «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию детей (в перинатальном периоде, младенчестве, раннем возрасте)», «Диагностика и коррекция нарушений психического развития при наследственной патологии», «Комплексная многоуровневая образовательная программа по консультативной психологии как инструмент развития целостной системы психологической помощи населению в РФ». В наших планах разработка информационно-образовательных программ психологического просвещения участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей): «Психологическое просвещение участников образовательного процесса в области игры и игрушки», дистанционное повышение квалификации психологов и педагогов.
При этом дело вовсе не в том, чтобы свести все к разработке той или иной программы. Перед нами стоит наисложнейшая задача создания инновационных моделей подготовки психологов. В своей заявке на конкурс вузовских инновационных программ мы, по сути дела, заявили о намерениях создать несколько инновационных моделей подготовки психологов. Сегодня идет работа над такими моделями, как «Практикум по возрастно-психологическому консультированию», «Профилактика и преодоление трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)», «Одаренные дети», «Дети с девиантным поведением», «Дети-сироты», «Дети с трудностями в обучении и развитии», «Ресурсный центр практической психологии образования», «Университетский округ как парк психологических технологий», над магистерской программой «Социальная психология» и Российско-швейцарской магистерской программой «Психология развития».
В работе нашего университета равноправное значение придается изучению педагогики и психологии как взаимосвязанным и взаимонеобходимым наукам. Но мы смотрим еще шире, планируя создание таких междисциплинарных и межведомственных образовательных программ и модулей обучения, как специализация «Ювенальная юридическая психология», программа профессиональной переподготовки по защите прав детей, образовательная программа «Этнопсихология народов Востока» и система непрерывного образования студентов-инвалидов, программа обучения детей-мигрантов, «Ресурсный центр супервизии специалистов в области психологического консультирования населения», «Телефон доверия в современном мегаполисе», система подготовки специалистов в области психологии управления в чрезвычайных ситуациях, научно-практический проект «Экстремальная психология», научно-практический проект «Военная психология», образовательная программа по специальности «социальная педагогика».
В наших планах разработка и использование совершенно новых технологий психологического образования: «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика», дистанционная программа «Бакалавр по психологии», «Программа постдипломного образования педагога-психолога». На базе нашего вуза создана городская фундаментальная психологическая библиотека – особая гордость университета, которая имеет четыре филиала в разных округах Москвы, ее фонды составляют более 180 тысяч единиц учебной и научной литературы, и сейчас мы создаем мощную электронную библиотеку).
Комментарии