Цели урока: приобщение школьников к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана; формирование художественно-практических умений и навыков; развитие чувства композиции, творческих способностей учащихся.Задачи урока: знакомство школьников с балхарской глиняной игрушкой; составление творческой орнаментальной композиции на основе элементов балхарского узора; развитие навыков декорирования заданной формы.Вид занятия: декоративное рисование.
Сегодня и мальчики, и девочки одинаково хорошо отвечали на устные вопросы, и те, и другие нарисовали красивые рисунки. На уроке победила дружба! Дома необходимо по памяти, без шаблона, нарисовать и расписать балхарским узором одну из понравившихся игрушек. Иллюстрация с сайта: http://festival.1september.ru/articles/415801/
Оборудование:
для учителя – образцы балхарских глиняных изделий (кувшин, игрушки); репродукции образцов декоративно-прикладного искусства; наглядные пособия в виде таблиц-рисунков:
а) элементы и мотивы балхарского орнамента;
б) изображение характерных элементов росписи балхарских игрушек;
в) глиняные игрушки с росписью по мотивам балхарского орнамента;
г) изображение этапов работы над рисунком;
образцы ученических работ на данную тему; раздаточный материал (несколько разновидностей шаблонов); мел, доска.
для учеников – альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, емкость с водой, баночка для воды.
Оформление классной доски: на левой половине расположены репродукции образцов декоративно-прикладного искусства; на специальной подставке размещены образцы глиняных изделий; в верхней части правой половины по ходу пояснений вывешиваю наглядные пособия с элементами балхарского орнамента, примерами декорировки глиняной игрушки, таблицу с изображением последовательной работы; нижняя, незанятая часть этой половины доски предназначена для графических пояснений по ходу урока.
Ход урока
Организационная часть
До начала занятия подготавливаю класс к уроку: развешиваю наглядные пособия, на специальной подставке у доски составляю композицию из образцов керамических изделий, раскладываю на учительском столе учебно-методический материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока, поручаю дежурным разлить воду в баночки и расставить их по столам. После звонка приветствую учеников, представляюсь, объявляю тему урока, приступаю к изложению нового материала.
Объяснение нового материала
Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок у вас проведу я, зовут меня Карибхан Борисович. Тема нашего урока «Балхарские керамические игрушки». Вам уже известно, что балхарская керамика – это один из видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Теперь я задам вам несколько вопросов. Посмотрим, кто лучше ответит. (Класс условно делится на две команды – мальчиков и девочек. За каждый правильный ответ команда получает поощрительный балл).
– Пожалуйста, вспомните и назовите, в каких селениях Дагестана занимаются декоративно-прикладным искусством. (Кубачи, Балхар, Унцукуль). Правильно! Молодцы, девочки!
– А кто мне скажет, какими видами декоративно-прикладного искусства занимаются в этих селах? (Унцукуле – насечка, Кубачи – филигрань и т.д.). Правильно! Наши мальчики заслужили балл.
– Скажите мне теперь, каким видом декоративно-прикладного искусства занимаются в селении Балхар? (Керамикой!) Правильно! Девочки замечательно отвечают на вопросы!
– Ну-ка, мальчики, вспоминайте, что означает слово «керамика» в переводе на русский язык? (Обожженная глина). Молодцы, ребята!
– А кто мне скажет, почему балхарцы начали заниматься керамикой? (Дети затрудняются ответить на вопрос). Давайте я вам расскажу легенду, как в селе Балхар начали заниматься керамикой. Жил-был в ауле человек по имени Калкучи (записываю на доске). Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! – вспомнил он. – Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрирую образцы). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи и кувшины «урша» для воды (указываю на наглядные пособия). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей – так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Правда, интересная легенда? Давайте теперь получше рассмотрим балхарские игрушки и нарисуем их. (Вывешиваю на доску заранее подготовленную цветную иллюстрацию с элементами балхарского орнамента, примерами декорировки глиняной игрушки; образцы глиняных изделий дети передают друг другу по рядам, рассматривают со всех сторон, шепотом делятся впечатлениями).
– Посмотрите, кого напоминает вам эта игрушка? (Голубь; птичка). Правильно! Взгляните, какие крупные размашистые узоры нарисовала мастерица на туловище голубя. Они передают ощущение мягкого оперения крыла, готового раскрыться для полета. Иначе расписано хвостовое оперение птички. Здесь благодаря ритмичным штриховым линиям перышки как бы жестче и более сомкнутые. А эта фигурка напоминает козленка. (А мне лошадку!). Ну эту фигурку с закрученными рожками уж ни с кем не спутаешь. Конечно же, это… (Барашек!). Еще раз обращаю ваше внимание на то, что художники, расписывая фигурки, делали это продуманно, бережно воссоздавая образ живого мира, изобретательно украшая изделия узорами, составленными, казалось бы, из одних и тех же элементов. Конечности животных, как правило, расписаны симметричными штриховыми линиями, расположенными по форме изделия, туловище декорируется крупным орнаментом, кайма – ленточным узором и т.д. Хотите посмотреть, как я расписал одну из игрушек? (По ходу пояснений вывешиваю наглядные пособия с изображением последовательной работы).
– Сначала я нарисую понравившуюся мне игрушку (рис. 1), разместив ее на альбомном листе так, чтобы она не получилась слишком маленькой или слишком большой. Затем протонирую свой рисунок, вспомнив, что балхарские глиняные изделия бывают, как правило, серого и светло-коричневого цвета (рис. 2). Наметив простым карандашом узоры, расписываю белилами своего голубя (рис. 3). А вы хотите сегодня нарисовать одну из понравившихся вам игрушек? Для этого нам понадобится шаблон – это вырезанная из картонки фигура животного или птицы. С его помощью мы переведем контуры рисунка в наши альбомы. Будьте внимательны! На самом шаблоне рисовать нельзя. (Раздаю шаблоны).
Прежде всего необходимо разместить изображение в середине листа. (Беру альбом и показываю классу, как обводить фигурку по контуру). Затем рисуем балхарский орнамент на ваших обведенных рисунках. Вам не следует срисовывать готовый узор. Постарайтесь самостоятельно составить композицию из известных вам элементов балхарского орнамента. (Указываю на таблицу с элементами традиционного декора). Помните, что узор должен гармонично вписаться в форму той или иной части изделия. Посмотрите, как это сделали ребята из другого класса. Их лучшие работы мы выбрали для выставки. (Следует беглый анализ достоинств и некоторых упущений в декорировке игрушек). Далее следует протонировать рисунок, дать ему немного подсохнуть и расписать белилами с помощью кисточки.
Всем понятно, как рисовать? Возьмите простые карандаши, откройте альбомы и приступайте к работе.
Самостоятельная работа
Пока ученики рисуют, я провожу индивидуальную работу, время от времени акцентирую внимание на наиболее типичных ошибках, демонстрируя их мелом на доске. Выбираю несколько рисунков, комментирую их несомненные достоинства и незначительные недостатки.
Подведение итогов:
К концу урока лучшие работы выставляю у доски. Учащимся предлагается объяснить, почему учитель выбрал для выставки именно эти работы, каковы их достоинства. (Грамотное композиционное расположение рисунка на альбомном листе, гармоничное сочетание элементов традиционного балхарского узора, удачное образное решение и др.). Подводятся итоги соревнования.
Учитель: Сегодня и мальчики, и девочки одинаково хорошо отвечали на устные вопросы, и те, и другие нарисовали красивые рисунки. На уроке победила дружба!
Завершение урока
Учитель: Дома необходимо по памяти, без шаблона, нарисовать и расписать балхарским узором одну из понравившихся игрушек.
Следует привести в порядок свое рабочее место, класс и доску. Невысохшие работы можно на некоторое время аккуратно сложить на задних партах. Подготовьтесь к новому уроку. До свидания!
Карибхан Лачинов, студент 4-го курса художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета
Комментарии