search
main
0

План есть. Теперь нужны управленческие решения. Вместо послесловия к дискуссии о новом БУПе

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Спор пятнадцатилетней давности – спор о том, как связано введение базисного учебного плана с обновлением содержания образования. Учебный план – инструмент, организующий учебно-воспитательный процесс непосредственно в данном образовательном учреждении, но на содержание образования гораздо больше влияют другие вещи и другие процессы, о которых говорят нынче все участники дискуссии.

Москве нужен новый базисный учебный план, мы, честно говоря, практически единственный регион в России, который делает свой базисный учебный план. Вся Россия живет на основе федеральных учебных планов, которые утверждаются Министерством образования и науки РФ, регионы не ломают себе голову и не обсуждают, какой БУП им нужен, они как-то выживают и развиваются без этой инициативы. Но у нас в практику, культуру работы с образовательными учреждениями, с методическими службами еще 15 лет назад вошла отработка своего базисного учебного плана. Она себя оправдала, и нам не хочется разрушать то, что себя оправдывает в процессе формирования образовательной политики региона. Но тот план, по которому мы жили на протяжении последних десяти лет, к сожалению, уже устарел, и мы даже опаздываем с его сменой. Мы планировали сделать это, как предусматривает программа «Столичное образование-4», еще в прошлом году, но начались веяния с разработкой новых образовательных стандартов, поэтому мы ждали, что из этого получится. Потом поняли, что процесс разработки новых стандартов затягивается, что ни к 2006-му, ни к 2007 году мы новых стандартов иметь не будем, но должны дать нашим образовательным учреждениям к 2008 году новый региональный базисный учебный план, так как тот, по которому работаем сейчас, вошел в противоречие с новыми санитарно-эпидемиологическими нормами, утвержденными в 2002 году. Мы очень долго тянули, но ожидание стало просто неприличным – план стал сильно отклоняться от новых СанПиНов, которые были приняты. Кроме того, он не ориентировал нашу старшую школу на переход к профильному обучению, мы делали это технологически, в процессе формирования индивидуальных учебных планов в каждом образовательном учреждении, но в базовом документе это прописано не было. То постановление правительства Москвы о введении трех часов иностранного языка со 2-го по 11-й класс независимо от вида и типа образовательного учреждения, которое вышло в этом году и которое разрешает формирование групп для изучения иностранного языка в количестве от 8 учащихся, тоже должно быть заложено в структуру базисного учебного плана, чтобы те учреждения, которые готовы к этому, могли включаться в работу. Как мы выполним постановление правительства Москвы, зависит от многих наших управленческих решений по оказанию практической помощи нашим образовательным учреждениям и реальной позиции самого руководителя каждого образовательного учреждения. Все это говорило о том, что дальше мы ждать не можем и должны разрабатывать новый учебный план.

Тот базисный учебный план, который существует ныне, был утвержден Министерством образования РФ в 2004 году, более 100 московских образовательных учреждений тогда участвовали в эксперименте, апробировали его, обкатали, и в этом плане мы принципиально не хотели делать какие-то широкие шаги и отклоняться от федерального плана. Нам нужно было привести существующий московский базисный план к норме Санэпиднадзора, в соответствие с федеральным учебным планом, понимая, что если через 3-4 года появятся новые стандарты, то мы тогда вернемся к решению проблемы и обсуждению, что эти стандарты дают, как они будут влиять на содержание образования и как будет изменяться система образовательного процесса в учреждениях с помощью главного инструмента формирования и организации учебного процесса.

Мы просили Западный округ посмотреть и опробовать на каких-то группах примерный базисный учебный план для гимназий, лицеев, центров образования, для школ с углубленным изучением предметов, просто для образовательных учреждений. Я думаю, что эту задачу мы понимаем, что методисты эту примерку сделают, определят, где «надо сделать талию», «как пустить вытачки», чтобы потом «костюм» был образованию впору.

Мы должны начиная с 15 марта сделать выездные семинары в каждом учебном округе, встретиться с директорами школ, завучами общеобразовательных учреждений для того, чтобы разъяснить, не только то, чем новый базисный план отличается от прежнего, но и то, в чем преимущества нового плана, выслушать их замечания, дополнения, предложения. У нас такой опыт уже был 15 лет назад.

После обсуждения мы обязательно определим сроки, до какого времени каждое образовательное учреждение должно составить свой базисный учебный план к новому учебному году, что совершенно естественно, и с 15 марта и по 15 мая учебные планы должны быть подготовлены, иначе не произойдет тарификация учителей. На базе МИОО вместе с окружными методическими центрами будут открыты постоянные консультационные пункты для учителей-предметников, для завучей, для руководителей образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте