search
main
0

Питание с пониманием,. или Как научить родителей быть ответственными

​Сегодня в школе ребенок находится практически целый день. Здесь он и обучается, и занимается в кружках по интересам. Чтобы были силы заниматься и тем и другим, нужно регулярно и хорошо питаться. Но у всех ли родителей есть уверенность в том, что, если ребенок взял деньги на обед, он обязательно потратит их по назначению, а не купит то, что при всем желании обедом назвать нельзя? Избавить родителей от подобных тревог, а также приучить детей правильно питаться помогла система, которую применяют в школах г. Сосновый Бор.

Ни для кого не секрет, что у сегодняшних детей изменился рацион питания. Во многих семьях перестали готовить блюда, которые традиционно использовались в детском меню, – рассказывает председатель Комитета по образованию Сосновоборского городского округа Светлана Пыльцина. – Но важно понимать, что пиццы и бургеры никогда не заменят каши и супы. Качество здоровья напрямую зависит от качества питания. И у нас в Сосновом Бору к этому вопросу всегда подходили очень серьезно. Например, в нашем районе, единственном во всем регионе, функционирует такая организация, как Центр обслуживания школ (ЦОШ). Он является частью системы образования. При этом пищеблок находится в оперативном управлении школы, а весь состав поваров относится к ЦОШ. Между школой и ЦОШ заключается соглашение, где прописываются все варианты взаимоотношений.Качественная организация питания – это многофункциональный процесс, который зависит от многих факторов, но преимущество наличия ЦОШ в том, что у нас есть единство требований и подходов. В системе аутсорсинга, когда школа участвует в конкурсных процедурах, это труднее обеспечить.Кроме того, все это время, а ЦОШ работает около 10 лет, специалисты центра не просто кормили детей, но и старались прививать культуру питания, проводили много праздников, где рассказывали о разнообразии блюд, о традициях питания в других странах, о пользе тех или иных пищевых ингредиентов. И что главное – в этом процессе участниками были не только специалисты ЦОШ, но и педагоги, родители и дети.Поэтому, когда три года назад Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области предложил нам принять участие в эксперименте по переводу организации школьного питания непосредственно в электронный ресурс, мы согласились, не раздумывая. Во-первых, мы уже сами шли к тому, чтобы перевести оплату за питание с ручного режима в электронный, чтобы исключить сбор денег классными руководителями, а во-вторых, наша территория достаточно закрытая, всего 9 школ, и было бы удобно посмотреть, как это будет работать в режиме эксперимента.Я не трус, но я боюсьЧтобы начать работать в экспериментальном режиме, делегации из Соснового Бора ездили знакомиться с опытом работы петербургских школ. Помимо того, сосновоборцы искали компанию, которая могла бы предложить условия, которые было бы несложно соблюдать, учитывая местные особенности. Такая организация нашлась в Петрозаводске, и в 2016 году между компанией «Школьный кошелек», школой №6 и ЦОШ было заключено трехстороннее соглашение.Правда, как признаются специалисты, самое сложное было не найти компанию и включиться в систему, а начать работать с людьми. Вернее, убедить педагогическое сообщество, а затем и родителей, что перевод оплаты за питание в электронный формат – это скорее огромный плюс, нежели минус. В этом плане школе №6 как пилотной пришлось пройти непростой путь.- Началом нашего погружения в проект можно считать сентябрь 2016 года, – уточняет директор школы №6 Ольга Полякова. – Что мы сделали в первую очередь? Конечно, сами ознакомились с системой «Школьный кошелек» и убедились, что она отвечает нашим требованиям безопасности. Затем мы провели собрание педагогического коллектива с представителями компании «Школьный кошелек». Главным положительным нюансом было то, что учителей не нужно было мотивировать на перевод в электронный режим оплаты за питание. Ведь не секрет, что собрать определенную сумму с целого класса – это довольно трудоемкая задача. Кто-то забыл деньги, кому-то родители не дали денег, кому-то, наоборот, дали денег, но он их либо потерял, либо истратил не на то, что нужно. Учителя часто за свой счет кормили детей, родители часто этот долг не отдавали и т. д. От этой практики давно пора было уходить. Другое дело, что, для того чтобы освоить систему «Школьный кошелек», нужен был набор конкретных знаний, и именно это для некоторых родителей становилось камнем преткновения.Нужно сказать, что мы встретили абсолютную поддержку со стороны родителей пятых классов, которым предложили стать первопроходцами. Люди опасались сложностей, но понимали все преимущества такого способа оплаты питания детей. В то же время оказалось, что не у всех родителей есть компьютер и даже Интернет. А некоторые вообще не знали и не понимали, что такое электронная почта. Поэтому на первых порах классным руководителям приходилось самим регистрировать родителей в Сети. Этот процесс тоже шел не без трудностей. Тот, кто плохо владел информационными технологиями, когда не получалось, волновался и нервничал и мог бросить дело на полпути.Сложность подобного рода возникла и с работниками школьного пищеблока. Там тоже работают люди разного возраста, с разным уровнем образования. Некоторым проще было отказаться, чем научиться. Более того, пищеблок не был оборудован необходимыми техническими средствами: не было компьютера, роутера, не было подключения к сети Интернет. Но, несмотря на все это, мы начали учить людей компьютерной грамотности. И теперь многие из тех, кто отчаянно боялся, гордятся тем, что обладают новой компетенцией. Также нам очень помогли коллеги из других регионов страны, уже освоившие «Школьный кошелек». Мы связывались с учителями из г. Петрозаводска и г. Архангельска.Как говорит Ольга Полякова, практически весь первый год внедрения системы «Школьный кошелек» школа работала с родителями, разъясняла, показывала, помогала разобраться. Благодаря этому сейчас нет недопонимания в этом вопросе. Кроме того, по уже проторенному пути легче идти остальным школам городского округа.- Все трудности были преодолимы, потому что родители нас слышали, поддерживали и, даже если им было непросто, все равно пытались справиться, – поясняет Ольга Полякова.Без «минусовок»Как работает система «Школьный кошелек» и в чем ее преимущества, рассказывает одна из тех, кому пришлось не только учиться самой, но и учить других погружаться в информационные технологии, а именно классный руководитель, педагог-психолог, ответственный за питание школы №6 Марина Натыкач.- Самый первый шаг, который требуется сделать родителю или учителю, – это открыть сайт компании и прочесть все, что написано о системе «Школьный кошелек». Язык там простой и понятный. Когда я выступаю перед родителями, то обычно сразу говорю о том, что включение в систему – это плюс не только для учителя, но и для родителя. Во-первых, родителю не нужно беспокоиться, что его ребенок несет в школу большую сумму денег, ведь часто питание оплачивается за всю неделю. Также это исключает ненормативные взаимоотношения между учителем и родителем.Что нужно для того, чтобы работать в системе «Школьный кошелек»? Каждый родитель должен иметь электронный адрес, к которому будет привязан личный кабинет. Регистрация в системе такая же, как во всех электронных системах. Регистрируясь, родитель добавляет фамилию ребенка, прикрепляет его к определенному классу и выбирает ту категорию питания, которой будет пользоваться его ребенок: полное питание, льготное питание, только завтрак, только обед.Оплата идет через систему «Сбербанк-онлайн», то есть карточки в ней отсутствуют и, значит, исключена их потеря. Также исключена дополнительная регистрация личных данных, например ладошек детей. С точки зрения безопасности это очень удобно.Одним из плюсов системы «Школьный кошелек» я считаю то, что она привлекает к ответственности за питание родителя. Создав свой личный кабинет, родитель пополняет счет. Когда учитель проводит оплату питания, то к родителю моментально приходит информация о том, что его ребенок поел и со счета списана определенная сумма денег. Кому-то приходит сообщение на номер мобильного телефона, кому-то – на электронную почту, кому-то – в личный кабинет. Родителю можно контролировать процесс каждый день.Кроме того, у учителя также есть функция контроля, поскольку учитель в своем личном кабинете видит, когда счет ребенка приближается к нулевому балансу. Учитель, конечно, не может видеть конкретную сумму, но у него есть список, в котором, если счет у ребенка пополнен, появляется строчка зеленого цвета. Строчка красного цвета обозначает, что баланс на счету ребенка равен нулю, строчка синего цвета говорит о блокировке счета. Система автоматически блокирует того, у кого на счету ноль или минус. При нулевом или минусовом балансе есть возможность один раз заказать завтрак и обед, но все-таки лучше до минусовых величин не доводить.Как пояснила Марина Натыкач, старшеклассники, например, практически сами контролируют процесс оплаты своего питания. Сами делают заявку и контролируют свой кошелек. Это, к слову, хорошая школа финансовой грамотности, когда человек учится распределять средства. Есть даже ребята из 5-7-х классов, кому родители доверяют самостоятельно следить за своим балансом.Система «Школьный кошелек» предполагает два варианта оплаты питания: когда классный руководитель оплачивает питание организованной группы и когда ребенок сам подходит к терминалу, набирает меню и оплачивает с помощью телефона, работающего на системе андроид. Однако, как показала практика, для всех наиболее предпочтителен первый вариант.- Марина Владимировна, что делать, если счет ребенка заблокирован и родители так и не оплатили питание? Ребенок может остаться голодным?- Ни в коем случае! Такого в нашей школе никогда не случалось. Когда только знакомились с системой, то подобные прецеденты случались, и приходилось объяснять родителям, что автоматику нельзя уговорить подождать, она просто блокирует счет, и все. Конечно, классный руководитель всегда накормит ребенка, тем более что в столовой есть блюда в свободной продаже. Но мы последовательно проговаривали еще на первых этапах внедрения электронной системы то, что родитель несет ответственность за питание ребенка. Это возымело свое действие. Наши родители сейчас постоянно мониторят счет ребенка и практически не допускают «минусовок». Да и учитель, если видит красную строчку, обязательно лишний раз напомнит родителям, что денег на счету у ребенка нет.

Каков же главный эффект от участия в эксперименте по переводу оплаты питания в электронный формат? Как считает Светлана Пыльцина, это помогло прежде всего обновить и модернизировать техническую базу пищеблоков. Сегодня во всех школьных пищеблоках есть компьютерная техника и подключен Интернет. Также повысился уровень цифровой компетенции у классных руководителей и родителей. Но главное заключается в том, что число детей, питающихся в школе, с введением системы «Школьный кошелек» увеличилось. Все это работает на развитие системы образования в целом и школы в частности, а также на улучшение качества жизни детей.

Сегодня в школе №6 обучаются больше 800 детей. Порядка 96% из них охвачены горячим питанием. Стоимость школьного завтрака составляет 65 рублей, стоимость школьного обеда – 75 рублей. Таким образом, за ежедневный завтрак и обед родители платят около 700 рублей за всю учебную неделю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте