Не династии – а “болезнь кланов”
Конечно, приятно читать письма о замечательных педагогах, но я пишу в газету по другому поводу. Хочу поделиться с коллегами своей тревогой.
Четверть века работаю в школе. Скоро пора отправляться на пенсию. Душа болит вовсе не о том, что придется расстаться с коллегами, с ребятами. Знаю, без дела сидеть не буду. Заботы меня найдут. О другом мои мысли. Прозвенит последний школьный звонок и моим близким подругам. Мы пришли одновременно в школу. Директор называет нас костяком, основой коллектива. Да, мы привыкли смолоду работать, не жалея себя. Впряглись в этот воз и тянем. Молодыми буквально ночевали в школе. Все вечера, внеклассные мероприятия, кружки, конкурсы на наших плечах. А сейчас пришла пора потихоньку перекладывать часть забот на плечи молодых. Оглянулась вокруг – на кого?
В прошлом году приехали в нашу школу две инициативные девушки – историк и литератор. Помыкались, помаялись – жилья нет, зарплаты тоже. Собрали свои вещички и быстренько уехали. Так потеряли мы молодых педагогов, которые могли стать нашей сменой. Сейчас у нас русский язык и литературу ведет бывший воспитатель детского сада, тоже предпенсионного возраста. Конечно, вакансии заполняются. Но кем? Есть у нас в школе зоотехник – ведет биологию и уроки труда. Иностранному языку обучает наша недавняя выпускница, она еще только собирается поступать на заочное отделение пединститута. И ведь такое положение не только в нашей школе. Недавно получила письмо от своей подруги, которая поехала за длинным рублем в Тюменскую область. Живет она в городе Радужном, работает в школе. У них другая беда. “Болезнь кланов” поразила северные школы. Деньги-то платят приличные. Если мама – директор, то она обязательно своих деток сразу после школы принимает в учителя. Да еще родственникам поспособствует. Так, в школе учитель начальных классов ведет и историю, и географию. А преподаватель иностранного языка – вчерашняя школьница. Коллега моя сокрушается, что профессионализм сегодня никому не нужен. Главное – это умение ладить с начальством. Тогда тебе дадут любые часы. Вот так мы друг с другом и делимся своими проблемами. Неужели никого не интересует, кто сегодня преподает в школе? Приходят ли молодые учителя, остаются ли они, помогают ли им стать настоящими профессионалами? Вот о чем сегодня болит моя душа.
Надежда ТИМОФЕЕВА, учительница математики
Лукояновский район,
Нижегородская область
От редакции.
Интересную тему подсказала читательница из Нижегородской области. Приходит ли в школу молодое пополнение и какое? В одном из ближайших номеров “Учительской газеты” мы расскажем о молодых учителях, которые в этом учебном году дадут свои первые уроки. Какими заботами живут они? Какие трудности ждут молодых педагогов?
Комментарии