от 12.01.93 N10/32-т
В связи с введением с 1 декабря 1992 года в учреждениях образования новых условий оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и поступающими вопросами Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации разьясняет следующее.
1. Ставки и оклады, определяемые на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), выплачиваются за выполнение работником обьема работы или норм труда, обусловленных трудовым договором при установленных действующим законодательством нормах часов за ставку (продолжительности рабочего времени).
В соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании” ставки заработной платы и должностные оклады педагогам-психологам, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, воспитателям общежитий, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду, руководителям физвоспитания, руководителям допризывной подготовки молодежи (преподавателям основ безопасности жизнедеятельности) выплачиваются за 36 часов педагогической работы в неделю*.
2. Введение Единой тарифной сетки не отменяет действующий в настоящее время порядок повышения ставок заработной платы и должностных окладов, установления надбавок и доплат, не учтенных в разрядах ЕТС и выплачиваемых за условия работы, отклоняющиеся от нормальных, согласно приложению.
3. Следует иметь в виду, что изменение в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками наименования должности “руководитель кружка” в образовательных учреждениях в должность “педагог дополнительного образования” не влечет за собой изменения нормы часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы и продолжительности очередного отпуска, т.е. ставка заработной платы педагогу дополнительного образования выплачивается за 3 часа педагогической работы в день, 18 часов в неделю, 720 часов в год, а отпуск предоставляется продолжительностью 36 рабочих дней.
Отпуск педагогу-психологу предоставляется продолжительностью, предусмотренной для работников с ненормированным рабочим днем.
4. При введении в штаты образовательных учреждений должностей классных воспитателей дополнительная оплата за классное руководство педагогическим работникам не производится. Ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени и очередного отпуска этой категории работников устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для воспитателей.
5. Должностные оклады главных бухгалтеров, заведующих филиалами и старших мастеров образовательных учреждений устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для заместителей руководителей учреждений; начальников штабов гражданской обороны, заведующих мастерскими, заведующих производством (шеф-поваров) – для руководителей структурных подразделений.
6. Для проведения внеклассной работы по физическому воспитанию, организации трудового обучения и профориентации в общеобразовательных учреждениях, обслуживания электронно-вычислительной техники в штаты образовательных учреждений вводятся соответствующие должности с оплатой в установленном порядке.
7. Оплата труда работников институтов повышения квалификации, директоров и заместителей директоров, имеющих ученую степень или ученое звание, и работников кафедр институтов усовершенствования учителей производится в порядке и на условиях, предусмотренных для соответствующих работников высших учебных заведений, а домов техники – для работников учреждений дополнительного образования.
8. Размеры дополнительной оплаты соответствующим работникам образовательных учреждений, имеющих учебно-производственные мастерские и учебные хозяйства, устанавливаются учреждением и выплачиваются за счет средств от их внебюджетной деятельности. Дополнительная оплата руководителю учреждения может быть установлена по согласованию с вышестоящим по подчиненности органом управления.
* Поскольку указанные работники относятся к категории педагогических работников, в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании” они имеют право на сокращенную рабочую неделю. В связи с этим продолжительность их рабочей недели должна составлять 36 часов вместо 40 часов, т.е. ставка заработной платы (должностной оклад) им выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю. Содержание этой работы определяется должностными инструкциями, утвержденными руководителями учреждений на основе квалификационных характеристик и других нормативных документов (Прим. ред.).
Приложение к письму
Минобразования России
от 12.01.93 г. N10/32-т
Перечень компенсационных доплат и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений
Виды работ (размер оплаты в % к ставке (окладу)
1. ДОПЛАТЫ
1.1. За работу в ночное время (35).
1.2. За работу в выходные и праздничные дни (в соответствии со ст.ст. 64, 65 и 89 КЗоТ РСФСР).
1.3. За работу с неблагоприятными условиями труда:
– с тяжелыми и вредными условиями труда (до 12),
– с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (до 24).
1.4. Воспитателям, помощникам воспитателей, санитаркам-няням, няням за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей, выполняемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работы (в соответствии со ст. 88 КЗоТ РСФСР).
1.5. Работникам оздоровительных лагерей всех типов и наименований за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени (15).
2. ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ
2.1. За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития (15-20).
2.2. За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением:
– медицинским работникам (30),
– педагогическим и другим работникам (15-20).
2.3. За работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах учреждений начального профессионального образования) (20).
2.4. За работу в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования при исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториях МВД Российской Федерации (50-75).
За работу в указанных образовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительно-трудовых колониях строгого или особого видов режима, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительно-трудовых колоний за работу с этими осужденными (10-15).
2.5. За работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, детских дошкольных учреждениях, обслуживающих работников предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, а также в учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии, по Перечню, утвержденному в установленном порядке (20).
2.6. За работу в школах-интернатах общего типа (15).
2.7. Специалистам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности (25).
2.8. Женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов (30).
2.9. За работу в образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся и воспитанников, нуждающихся в длительном лечении (15-20).
2.10. Работникам учреждений начального профессионального образования при ИТК МВД РФ за работу с обучающимися, больными активной формой туберкулеза (15).
2.11. Учителям за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) (20).
2.12. Учителям за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых (20).
2.13. Руководящим, педагогическим работникам и другим специалистам медико-педагогических и психолого-медико-педагогических консультаций, логопедических пунктов (20).
2.14. За работу в учреждениях системы Министерства социальной защиты населения: детских домах всех типов и наименований, отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых (15-20).
2.15. Педагогическим работникам за работу в учреждениях здравоохранения: специализированных домах ребенка, детских больницах (отделениях), санаториях и др. (20).
2.16. Мастерам производственного обучения и старшим мастерам учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющим подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций угольной, сланцевой промышленности, черной и цветной металлургии и для горно-капитальных работ (15).
3. ДРУГИЕ ВЫПЛАТЫ
3.1. Работникам образовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях и профилакториях МВД РФ выплачивается надбавка за непрерывный стаж работы (в порядке и на условиях, предусмотренных для работников учреждений, при которых они созданы).
Примечание: На работников образовательных учреждений, оплачиваемых на условиях, установленных для других отраслей народного хозяйства (культура, здравоохранение и др.), распространяется действующий в этих отраслях для соответствующих работников порядок применения надбавок, доплат и повышений ставок и окладов.
Повышения ставок заработной платы (должностных окладов), доплаты и надбавки за условия работы, отклоняющиеся от нормальных, действующие на момент введения ЕТС и не поименованные в настоящем Перечне, сохраняются.
Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР
(Утверждено приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 20.08.90 N579) (Извлечение)
1. В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 мая 1990 года N193/7-69 “О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования” руководителям учреждений и организаций системы Гособразования СССР предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать доплаты рабочим, специалистам и служащим за неблагоприятные условия труда.
2. Доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем*, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденных Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС по отраслям народного хозяйства (приложение 2)**, и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда.
При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.
На работах с тяжелыми и вредными условиями труда доплаты устанавливаются до 12 процентов должностного оклада (ставки), а на работах с особо тяжелыми, особо вредными условиями труда – до 24 процентов должностного оклада (ставки).
3. [Первый абзац не приводится.]
Экспертная комиссия образуется совместным решением администрации и профсоюзного комитета из числа наиболее квалифицированных сотрудников, представителей профсоюзного комитета, службы охраны труда учреждения, организации. В качестве членов экспертной комиссии могут привлекаться специалисты других служб и организаций.
Экспертную комиссию возглавляет заместитель руководителя учреждения, организации.
4. Руководитель подразделения совместно с профсоюзным комитетом подразделения составляют характеристики работ и условий труда конкретных сотрудников (группы сотрудников) с указанием действующих опасных и вредных производственных факторов, предусмотренных ГОСТ 12.0.003-74 “Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, по каждому виду работы.
Ответственность за достоверность характеристик условий труда сотрудников, действующих опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах несет руководитель структурного подразделения. О всех изменениях условий труда сотрудников руководитель подразделения должен своевременно представлять дополнительные материалы в экспертную комиссию. По заключению экспертной комиссии при последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.
5. На основании заключения экспертной комиссии руководитель учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда и размеры доплат по видам работ. Перечень работ и размер доплат включаются в коллективный договор.
6. Конкретные размеры доплат и их срок устанавливаются по учреждению, организации.
* См. ниже (Прим. ред.)
** Не приводится (Прим. ред.)
Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми условиями труда
1. Виды ╡абот с тяжелы╝и и в╡едны╝и условия╝и т╡уда, на кото╡ых устанавливаются доплаты до 12 п╡оцентов
1.56. Заточка инструмента абразивными кругами сухим способом.
1.57. Шлифовка изделий с применением абразивных полотен и кругов сухим способом.
1.65. Заточка пил, ножей и другого инструмента абразивными кругами сухим способом.
1.97. Правка, верстка и монтаж негативов и диапозитивов.
1.103. Работы по фальцовке отпечатанной продукции.
1.104. Репрографические работы на светокопировальных, диазокопировальных и других множительных аппаратах.
1.109. Пайка деталей и изделий (припой оловянно-свинцовый, кадмиевый, индиевый).
1.130. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок в цехах (участках): котельных, турбинных.
1.142. Работы с применением ядохимикатов.
1.143. Работы, проводимые в тропических и субтропических оранжереях, а также в теплицах в условиях повышенной температуры и влажности.
1.147. Работы, связанные с чисткой выгребных ям, мусорных ящиков и канализационных колодцев, проведением их дезинфекции.
1.148. Вывоз мусора и нечистот.
1.149. Уход за животными (чистка, мойка и уборка навоза).
1.150. Работы, связанные с топкой, шуровкой, очисткой от золы и шлака печей.
1.151. Стирка, сушка и глажение спецодежды.
1.152. Работа у горячих плит, электрожаровых шкафов, кондитерских и паромасляных печей и других аппаратов для жарения и выпечки.
1.155. Погрузочно-разгрузочные работы, производимые вручную.
1.156. Работы, связанные с разделкой, обрезкой мяса, рыбы, резкой и чисткой лука, опалкой птицы.
1.155. Работы, связанные с мойкой посуды, тары и технологического оборудования вручную с применением кислот, щелочей и других химических веществ.
1.156. Работы по стирке белья вручную с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
1.157. Работы, производимые по уходу за детьми при отсутствии водопровода, канализации, по организации режима питания при отсутствии средств малой механизации.
1.158. Все виды работ, выполняемые в учебно-воспитательных учреждениях при переводе их на особо санитарно-эпидемиологический режим работы.
1.159. Работы по хлорированию воды, с приготовлением дезинфицирующих растворов, а также с их применением.
1.161. Работы с использованием химических реактивов, а также с их хранением (складированием).
1.163. Обслуживание котельных установок, работающих на угле и мазуте, канализационных колодцев и сетей.
1.164. Работа за дисплеями ЭВМ.
1.177. Радиомонтажные работы с применением канифоли и хлорного железа.
1.178. Работа на деревообрабатывающих станках.
1.179. Обеспечение и проведение занятий в закрытых плавательных бассейнах.
О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования
(Письмо Минобразования России от 09.04.93 N67-М)
Министерство образования Российской Федерации обьявляет постановление Министерства труда Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N48:
“Министерство труда Российской Федерации
Постановление
от 4 марта 1993 г. N48
Об утверждении разьяснения “О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании”.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” Министерство труда Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое разьяснение “О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании”.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 4 июня 1992 г. N16 “О размерах надбавок и доплат работников образования”.
Министерство труда Российской Федерации
Разьяснение от 4 марта 1993 г. N4
О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании
(Утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N48)
В связи с поступающими запросами о порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, Министерство труда Российской Федерации РАЗЬЯСНЯЕТ:
1. Размеры доплат и надбавок стимулирующего характера (за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника) в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяются учреждениями, организациями и предприятиями, находящимися на бюджетном финансировании, самостоятельно. Размеры доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного обьема работ, выполняемого ими.
2. Квалификация работников и сложность выполняемых ими работ (наличие квалификационной категории, почетного звания, ученой степени и др.) учтены в размерах ставок и окладов, определенных на основе Единой тарифной сетки.
3. Доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.), применяются в ранее установленном порядке и размерах”.
Министерство образования Российской Федерации просит принять указанное постановление к руководству и исполнению с учетом следующих рекомендаций.
1. Указанное постановление Минтруда России не может служить основанием для отмены права работника на получение оплаты за дополнительную работу, не входящую в круг его основных обязанностей, за счет средств, которые должны выделяться на эти цели образовательному учреждению, а отменяет лишь ранее действовавший порядок установления доплат, их перечень и размеры.
2. Определение работникам видов дополнительно оплачиваемых работ, размеров доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных средств на оплату труда входит в компетенцию образовательного учреждения.
3. Признание утратившим силу постановления Минтруда Российской Федерации от 4 июня 1992 г. N16 не означает немедленного пересмотра или полной отмены производимых на его основе выплат. Доплаты, установленные работнику при тарификации, относятся к условиям оплаты труда, об изменении или отмене которых он должен быть предупрежден не позднее, чем за два месяца (ст.85 КЗоТ Российской Федерации в редакции закона от 29.05.92 г.).
В связи с этим считаем нецелесообразным в настоящее время изменять порядок оплаты за дополнительную работу и условия тарификации педагогических работников, установленные на 1992/93 учебный год.
4. При тарификации работников образовательных учреждений на 1993/94 учебный год необходимо принять во внимание письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 1992 г. N12-2/125, в котором подтверждается, что “фонд оплаты труда на 1993 год определен исходя из базового фонда 1992 года и коэффициента его увеличения на введение ЕТС. В базовом фонде заработной платы доплаты определяются в размере 20-25 процентов”.
Это дает основание органам управления образованием планировать образовательным учреждениям расходы на оплату дополнительной работы в таком же соотношении, имея в виду, что средства в размере до 25 процентов образовательным учреждениям выделялись с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.92 г. N1037-р как на оплату дополнительных видов работ, так и на установление надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы.
5. В целях реализации прав, предусмотренных постановлением Минтруда России от 4 марта 1993 г. N48, Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям:
– разработать и утвердить к началу 1993/94 учебного года положения о порядке установления доплат и надбавок в данном учреждении за счет бюджетных средств и средств от внебюджетной деятельности;
– предусмотреть дифференцированный подход к определению размеров доплат в зависимости от обьема и качества выполняемой работы, не входящей в круг основных обязанностей работника, за которые им установлены ставки заработной платы (должностные оклады), стимулирующий фактор доплат и надбавок, имея в виду, что при установлении надбавок квалификация работников и сложность выполняемой работы учитываются при определении разрядов оплаты труда по ЕТС;
– рассмотреть целесообразность введения в штат образовательного учреждения соответствующих должностей работников (0,25, 0,5, 0,75 штатной должности) для выполнения работ, за которые ранее производилась дополнительная оплата.
Например, вместо доплаты за внеклассную работу по физвоспитанию может быть введена должность (часть должности) инструктора по физкультуре; вместо доплаты учителю труда за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских – мастера; вместо доплаты за организацию трудового обучения, профориентации, общественно полезного, производительного труда – инструктора по труду; вместо доплаты за работающие компьютеры – лаборанта, техника, инженера или электроника (может быть также заключен договор на обслуживание и ремонт вычислительной техники) и т.д.
При наличии соответствующих вакансий работникам может производиться доплата в порядке, применяемом при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличении обьема выполняемой работы.
6. В учреждениях начального общего образования (кроме базовых при педагогических училищах) и учреждениях дополнительного образования (музыкальных, художественных, хореографических школах, школах искусств) с числом до 50 обучающихся вместо доплаты педагогическому работнику за руководство школой целесообразно установить должность директора, в счет должностного оклада которого включена оплата за педагогическую работу в обьеме 10 часов в неделю. За педагогическую работу, выполняемую директорами сверх указанного обьема, [оплату] производить по ставкам заработной платы в порядке и размерах, предусмотренных для учителей и преподавателей.
О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования
(Письмо Минобразования России от 03.03.95 16-М)
В связи с поступающими запросами от органов управления образованием о формировании средств на доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера, применении письма Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 г. N67-М “О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования”, а также сроках его действия сообщаем следующее.
Основанием для планирования образовательным учреждениям средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.92 г. N1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Перевод работников бюджетной сферы на условия оплаты труда по ЕТС не может служить основанием для прекращения планирования образовательным учреждениям средств на надбавки и доплаты, т.к. разряды оплаты ЕТС отражают только уровень квалификации работника или сложность выполняемой работы.
Кроме того, и Минфин России в письме от 29 декабря 1992 г. N12-2/125 сообщал, что фонд заработной платы на следующий после введения ЕТС год (т.е. 1993 год) формировался с учетом коэффициента на введение ЕТС на основе базового фонда 1992 года, где средства на доплаты и надбавки уже составляли 20-25 процентов.
Учитывая, что в конце 1992/93 учебного года вопросы, связанные с установлением доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, передавались на решение непосредственно в учреждения бюджетной сферы, Минобразования России в письме от 09.04.93 N67-М предложило органам управления образованием планировать средства на эти цели в том же соотношении и при тарификации на 1993/94 учебный год.
Указанное письмо Минобразования России, в котором давались рекомендации по их установлению и планированию расходов после отмены Минтрудом России ранее действовавшего порядка, сроками действия не ограничено.
Поэтому и на 1994/95 учебный год, и на последующее время в связи с отменой конкретных размеров доплат для удобства планирования расходов на эти цели для каждого учреждения должно быть установлено в процентах соотношение:
– тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
– и надтарифного (дополнительного) фонда (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Если образовательные учреждения имели право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), то на тарифный фонд будет приходиться 75% фонда оплаты труда.
Таким образом, при тарифном фонде, составляющем, например, 69 млн.руб., надтарифный фонд должен быть равен 23 млн.руб.:
69 млн.руб. *25% / 75% = 23 млн.руб.
Фонд оплаты труда учреждения будет равен 92 млн.руб. (69 млн.руб. + 23 млн.руб.). Надтарифный фонд при этом не превышает 25% от 92 млн.руб.
В случае, если при этом же тарифном фонде надтарифный фонд формируется в размере 12%, то он составит 9,4 млн.руб.:
69 млн.руб. *12% / 88% = 9,4 млн.руб.
При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения.
Обращаем внимание руководителей образовательных учреждений, что в положениях о доплатах и надбавках, утверждаемых в учреждении, и в приказах по их установлению конкретным работникам необходимо более четко отражать назначение выплат, поскольку в новой Бюджетной классификации Российской Федерации выплаты, именуемые “доплата”, “надбавка”, обозначаются различными кодами экономической классификации.
О премировании руководителей, установлении им надбавок и доплат. О═нормах возмещения расходов работникам
(Письмо Минобразования России от 28.02.94 N23-М) (Извлечение)
Министерство образования Российской Федерации сообщает следующее:
1. В соответствии с разьяснением Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. N2, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 января 1994 г. N6, стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителям учреждений, предприятий и организаций образования, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливаются решением (приказом) органа управления образованием, в подчинении которого они находятся, применительно к порядку, определенному для других категорий работников данного учреждения, организации, предприятия (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10 1992 г. N785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”).
2. Вопросы премирования руководителей учреждений и организаций образования, установления им доплат решаются в соответствии с действующими в учреждении и организации Положениями о премировании работников и порядке установления доплат, утверждаемыми Советами учреждений и организаций образования или трудовыми коллективами.
3. [Утратил силу.]
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда
(Утвержден приказом Минобразования России от 29.03.93 N113)
1. Для работы с детьми в оздоровительных лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием детей, в летних загородных дошкольных учреждениях, при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.
2. За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений, направляемыми или привлекаемыми в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов (в т.ч. создаваемых предприятиями, профсоюзами и другими организациями), по проведению походов, экспедиций и экскурсий, органы управления образованием полностью сохраняют заработную плату.
3. За работниками, направляемыми органами управления образованием из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в летний период на работу в оздоровительные лагеря, летние загородные дошкольные учреждения и для других оздоровительных мероприятий за пределы указанных районов и местностей, на время выполнения этой работы сохраняется районный коэффициент и надбавки к заработной плате, выслуженные по основному месту работы.
Для работников, выезжающих по собственной инициативе на летний период в южные и центральные районы для такой работы, указанный порядок не применяется.
4. Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники привлекаются в пределах установленного им до начала каникул обьема учебной нагрузки (обьема работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
Для педагогических работников оздоровительных лагерей может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца. В случае привлечения педагогических работников, с их согласия, к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени, им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе за фактически отработанное время.
5. Педагогическим и другим работникам, направленным в период, не совпадающий с их отпуском, в оздоровительные лагеря, находящиеся за пределами места постоянного проживания работников (в т.ч. оздоровительные лагеря предприятий, профсоюзов и других организаций), и зачисленным на соответствующие должности, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, за счет средств, предусмотренных на содержание лагеря, заработная плата выплачивается не ниже размеров, установленных по занимаемой в лагере должности.
Кроме того, работникам указанных оздоровительных лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%.
Перечень категорий работников, которым может быть установлена доплата к ставкам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, утверждается учреждением.
6. Работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается в соответствии со ст. 88 КЗоТ Российской Федерации, если она выполнялась за пределами рабочего времени, установленного графиками работы. При повременной оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а последующие часы – в двойном размере.
7. За каждый час работы в ночное время (в период с 10 вечера до 6 утра), осуществляемой на основе графиков работы или приказа по учреждению в случае замены, производится доплата в размере 35 процентов часовой ставки.
8. Педагогическим работникам, направленным в качестве руководителей (старших руководителей – при наличии нескольких групп участников) и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренного Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристских походов, экспедиций и экскурсий, их сложности и продолжительности.
Кроме того, указанным работникам:
– возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;
– может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.
Возмещение расходов по найму жилого помещения этим работникам не производится. Они должны проживать совместно с участниками походов, экспедиций, экскурсий. В случае размещения участников на турбазах, в кемпингах, гостиницах руководителям (старшим руководителям), заместителям руководителей производится возмещение расходов по найму жилого помещения в порядке, установленном при оплате служебных командировок на основании оплаченных счетов, выданных соответствующими учреждениями, организациями; помощникам руководителей из числа учащихся, входящим в состав группы, оплачивается проезд.
9. Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных учреждениях, расположенных в сельской местности, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%.
10. Ставки заработной платы и должностные оклады работников оздоровительных лагерей (отрядов, групп), созданных для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии (в том числе с задержкой психического развития), для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышаются в порядке, предусмотренном письмом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 1993 года N10/32-т.
11. Работникам оздоровительных лагерей, летних дошкольных учреждений, создаваемых органами управления образованием за пределами области, края, республики, города, района, оплачивается проезд в оба конца, суточные за время нахождения в пути в порядке, предусмотренном при оплате служебных командировок.
12. Плата за питание работникам оздоровительных лагерей, находящихся за пределами мест их постоянного проживания, снижается на 50%.
Работникам из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков и речников при нахождении их в плавании с учащимися на борту (в т.ч. и во время стоянок за пределами мест постоянного проживания) предоставляется бесплатное питание по нормам, предусмотренным для оздоровительных лагерей.
Дополнительные расходы, связанные со снижением или освобождением от платы за питание работников, производятся за счет средств, предусматриваемых на содержание лагеря.
13. В случаях необходимости и при наличии соответствующих средств органы управления образованием и образовательные учреждения могут принимать на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения и для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий студентов, специалистов предприятий, учреждений и организаций, работников образовательных учреждений в период их отпуска. Оплата труда указанных специалистов должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности.
Кроме того, как и работникам учебно-воспитательных учреждений, выполняющим аналогичную работу в период, не совпадающий с отпуском, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).
14. При создании на базе образовательных учреждений временных экскурсионно-туристских баз, оздоровительных лагерей для детей из других регионов и привлечении к работе на этих базах и в лагерях работников образовательных учреждений, на базе которых они размещены ( в т.ч. директоров, их заместителей, учителей и др.), оплата их труда осуществляется за счет средств данных туристских баз и лагерей. При этом указанные работники в этот период от основной работы в образовательном учреждении не освобождаются и привлекаются администрацией этих учреждений к работе в пределах установленного им до начала каникул обьема учебной нагрузки (обьема работы).
15. При увольнении работников, принятых на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные учреждения, им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск в порядке и на условиях, установленных по занимаемой в лагере и учреждении должности.
О порядке сохранения разрядов оплаты труда, установленных работникам при внеочередной аттестации
(Письмо Минобразования России от 09.11.93 N206-М)
В связи с поступающими вопросами об оплате труда педагогических работников, которым по результатам внеочередной аттестации были установлены разряды оплаты труда по ЕТС, соответствующие второй, первой или высшей квалификационным категориям, и порядке их дальнейшей аттестации Министерство образования России сообщает следующее.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N256 (регистрационный номер в Минюсте России 304 от 15 июля 1993 г.) “Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации” предусмотрено сохранить разряды оплаты труда по ЕТС с 12 по 14, установленные педагогическим работникам при внеочередной аттестации, до 01.09.94, а в случаях, перечисленных в п. 3.9. Типового положения, на указанные в нем сроки.
Это означает, что педагогическим работникам до 01.09.94 дается гарантия в сохранении уровня оплаты их труда по установленным при внеочередной аттестации разрядам ЕТС и определяется срок, в течение которого работник в добровольном порядке может пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, чтобы сохранить за собой этот уровень оплаты труда в дальнейшем.
Органы управления образованием или учреждения образования возможность прохождения аттестации этим педагогическим работникам должны предоставить в первую очередь.
Срок прохождения такой аттестации с сохранением права на оплату труда по 12-14 разрядам ЕТС может быть продлен педагогическим работникам в индивидуальном порядке еще на один год после выхода их на работу по окончании:
– отпуска по уходу за ребенком;
– длительной нетрудоспособности;
– длительной командировки для работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом;
– отпуска до одного года в соответствии с п. 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”;
– периода, связанного с увольнением по ликвидации учреждения образования или уходом на пенсию, независимо от ее вида.
Педагогическим работникам, которым до пенсии по старости осталось менее трех лет с момента вступления приказа в силу (т.е. с 29.07.93), установленная при внеочередной аттестации оплата труда по разрядам с 12 по 14 сохраняется до наступления пенсионного возраста (но не менее чем до 1 сентября 1994 года).
Таким образом, лицам предпенсионного возраста, оплачиваемым по разрядам, соответствующим второй, первой или высшей квалификационным категориям, предоставлена возможность сохранить за собой этот уровень оплаты и не участвовать в аттестации на присвоение квалификационных категорий. Желающим после наступления пенсионного возраста продолжить педагогическую деятельность с сохранением имеющегося уровня оплаты труда необходимо заблаговременно пройти аттестацию на соответствующую квалификационную категорию.
По истечении перечисленных сроков педагогическим работникам, не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу педагогической работы.
Органами управления образованием субьектов Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи продления сроков действия права на оплату труда по разрядам, установленным при внеочередной аттестации, без прохождения аттестации на присвоение квалификационных категорий (в т.ч. и для руководящих работников учреждений и организаций образования). Кроме того, для этой категории работников могут быть определены отличные от общего порядка формы и процедуры проведения аттестации.
О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС
(Приказ Минобразования России от 25.01.93 N21)
(Извлечение)
В связи с согласованием с Министерством труда Российской Федерации разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке для отдельных педагогических работников, для которых они не предусмотрены в разделе “Образование” приложения 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”, и необходимостью уточнения других возникающих вопросов по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС ПРИКАЗЫВАЮ:
1. [Утратил силу.]
2. С введением новых условий оплаты труда работников на основе ЕТС применять при исчислении заработной платы работников учреждений и организаций образования, в т.ч. стажа педагогической работы, Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений с учетом внесенных в них изменений и дополнений и другие нормативные документы в части, не противоречащей действующему законодательству.
3. [Утратил силу.]
4. Привести наименования должностей работников:
– по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных постановлениями Минтруда России от 10.11.92 NN30 и 31;
– по педагогическим и руководящим работникам учреждений и организаций образования в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минобразования России от 11.11.92 N406, и именовать:
а) психологов (практических психологов) – педагогами-психологами;
б) инструкторов слуховых кабинетов – учителями-дефектологами;
в) организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях – заместителями директора по воспитательной работе;
г) заведующих учебной частью по общеобразовательным дисциплинам в учреждениях начального профессионального образования – заместителями директора по общеобразовательным дисциплинам;
д) помощников руководителя по хозяйственной работе (части) – заместителями руководителя по административно-хозяйственной работе;
е) руководителей кружков, секций, студий и других обьединений обучающихся – педагогами дополнительного образования.
5. Обьем преподавательской работы, которая может выполняться руководителями образовательных учреждений в том же образовательном учреждении помимо основной работы без занятия штатной должности, определяется руководителями органов управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а для других работников – руководителями образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Оплату труда руководящих и других работников за преподавательскую работу, выполняемую в том же учреждении без занятия штатной должности помимо основной работы, производить дополнительно на условиях и по ставкам на основе разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренным по выполняемой преподавательской работе.
О разрядах оплаты труда по ЕТС работников культурно-просветительных учреждений
(Письмо Минобразования РФ от 04.08.95 N58-М)
(Извлечение)
Министерство образования Российской Федерации сообщает следующее:
1. Министерство труда Российской Федерации постановлением от 1 февраля 1995 г. N═8 в связи с уточнением характера выполняемых работ по должностям работников культуры Российской Федерации согласовало разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по этим должностям, представленные Министерством культуры Российской Федерации.
В связи с чем постановление Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1992 г. N 43 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации” и п. 1.2 постановления Министерства труда Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 54 “О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры” признаны утратившими силу.
Постановление Министерства труда Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 54 “О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры” в извлечении приводится в приложении 2.
2. Для руководства в работе направляется извлечение из приложений 1 и 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 8 в части, касающейся разрядов ЕТС и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников культурно-просветительных учреждений (приложение 1).
3. Одновременно сообщаем, что Министерство труда Российской Федерации постановлением от 1 февраля 1995 г. N 8 предоставило Министерству культуры право утверждать показатели по отнесению культурно-просветительных учреждений к группам по оплате труда руководителей.
До утверждения Министерством культуры Российской Федерации соответствующих показателей для культурно-просветительных учреждений (кроме библиотек учреждений образования) действуют Временные показатели и порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей и специалистов, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 5 января 1990 г. N 5/I-2.
Что касается установления разрядов оплаты труда по ЕТС заведующих библиотеками учреждений образования в зависимости от группы по оплате труда руководящих работников, то Министерство образования Российской Федерации получило согласие Министерства культуры Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 19.07.95 N 820-01-45/12-19) на определение этих групп не в зависимости от среднегодового количества читателей и среднегодового количества книговыдач, что не отражает специфику работы библиотек учреждений образования, а с учетом группы по оплате труда, к которой отнесено само учреждение образования.
4. В связи с изложенным, для установления групп по оплате труда руководящих работников библиотек с 1 сентября 1995 г. библиотеки учреждений образования следует относить:
к III группе – в учреждениях образования, отнесенных к I группе по оплате труда руководящих работников, что соответствует при оплате труда заведующих библиотеками 13 разряду ЕТС;
к IV группе – в учреждениях образования, отнесенных ко II группе по оплате труда руководящих работников, что соответствует при оплате труда заведующих библиотеками 12 разряду ЕТС.
Если само учреждение образования отнесено к другим группам по оплате труда руководящих работников, заведующим библиотеками устанавливается 11 разряд оплаты труда по ЕТС, предусмотренный в библиотеках, не отнесенных к группам по оплате труда руководящих работников.
Комментарии