search
main
0

Письма с границы. приходят в школьный музей-комплекс

Почтальон принес директору музея-комплекса казанской средней школы №126 Лилии Лузговой заказное письмо в большом конверте. Судя по обратному адресу, отправлено оно было из воинской части. Директора обступили юные активисты музея. Всем не терпелось прочесть весточку от далеких друзей, охраняющих рубежи нашего Отечества. История с письмами началась с намерения создать в школьном музее зал пограничной службы. Лилия Павловна пошла в военкомат и попросила адреса частей, в которых служат ребята из республики. Военные снабдили директора музея тремя десятками адресов. И в школе началась работа…

Что не успел генерал?

Музей в 126-й казанской школе открыт еще в 1967 г. Было в нем два зала: революционной и трудовой славы и истории Великой Отечественной войны. Инициаторами создания музея выступили преподаватели-фронтовики. Естественно, в первую очередь взялись за военный зал. Директор школы Антонина Бавыкина, завуч Петр Власов, историк Владимир Фефелов старались обогатить его экспонатами. Ветераны-фронтовики были убеждены, что для воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине зал военной истории школе просто необходим.

В 1991 г. музей возглавил новый директор Лилия Лузгова, до этого много лет преподававшая в школе физику. Она и ее коллеги-учителя решили реформировать музей. Сначала создали зал «Казань – столица Татарстана». Затем в школьном музее появились историко-этнографическая экспозиция и зал «Культура народов Татарстана».

Показательно, что произошло это в драматическое время, когда многие подобные учреждения в России влачили жалкое существование. Лилия Лузгова искала и находила спонсоров, добивалась встреч с руководителями разного ранга. В результате в девяностые годы школьный музей разросся, стал комплексом.

Накануне 55-летия Великой Победы Лилия Павловна обратилась за помощью к руководителю республиканского комитета ветеранов войны и военной службы генерал-майору Владимиру Саидгарееву. Директор музея пыталась найти средства на реконструкцию военного зала, оформление которого за долгие годы устарело.

Легендарный генерал-пограничник был ее последней надеждой. Саидгареев выслушал Лилию Павловну и… уже через час был в школе. Его так заинтересовал музей, что он решил посмотреть все сам. Встретился со школьниками, послушал их рассказы о Великой Отечественной войне и убедился: дети прекрасно владели темой! Детские неравнодушие, увлеченность тронули сердце генерала. Прощаясь, он обещал помочь и сдержал слово. Вскоре в школьном музее была проведена реконструкция.

Генерал еще не раз приходил к ребятам, проводил уроки мужества. Вместе с ним в школьном музее побывали капитан 1-го ранга командир группы пограничных катеров и кораблей Лерун Сайфуллин и командир отдельной авиационной части Погранвойск полковник Рафик Шакирзянов.

Вслед за ними в школьный музей потянулись их коллеги по ратному строю. Одни пограничники дарили Лилии Лузговой вещи, которые могли быть интересны музею, другие рассказывали школьникам о службе на границе. Так сама собой возникла идея создать зал, посвященный пограничникам. Но в 2003 г. генерал-майор Владимир Саидгареев скончался, и дело застопорилось.

Наследие

удалось сберечь

В зале школьного музея, посвященном истории Великой Отечественной войны, несколько крупных экспозиций. Это «Брестская крепость», «Сражение под Смоленском», «Битва за Москву», «900 дней блокады». Обычно с них посетители и начинают осматривать музей. Затем их ожидают экспозиции «От Сталинграда до Берлина», «Наши учителя – участники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – сыны Татарстана». Здесь собраны уникальные материалы: письма, фотографии, планшеты, котелки, каски, гильзы от снарядов и патронов, военная форма тех огненных лет, искореженное оружие. Много лет все это собирали и бережно хранили.

В советское время в военном зале школьного музея кипела бурная жизнь. Здесь проводили уроки истории, встречи учеников с ветеранами. Беседы, рассказы о войне стали традицией. Трудно сказать, сколь часто в школе произносили слово «патриотизм». Но то, что для преподавателей-фронтовиков и их учеников оно не было пустым звуком, – это факт. Менялось время, но в коллективе осталось незыблемым понимание значимости и важности патриотического воспитания. Ветераны по-прежнему встречались в школьном музее с учениками. Материалы о Великой Отечественной войне не покрывались пылью, их изучали.

Между тем долгие годы в стране отсутствовала внятная идеология. Многие образовательные учреждения о патриотическом воспитании просто забыли. Было время, когда слово «патриотизм» превратили чуть ли не в бранное слово, стремясь придать ему окраску рудимента ушедшей эпохи. Представьте школьного учителя, на этом фоне говорящего о любви к Родине, необходимости ее защищать…

Сегодня важность патриотического воспитания уже не подвергается сомнению. Никто в мире не станет относиться к нашей стране с уважением, пока мы сами не научимся ее уважать. В этом смысле опыт 126-й школы может оказаться очень полезен. Переписка учеников с пограничниками – живая, интересная работа. Она стала замечательной формой патриотического воспитания.

На рубежи Отечества

Учащиеся написали коллективные письма на пограничные заставы. Просили прислать фотографии земляков, рассказать об их ратной службе, о жизни на границе. Потребовалось время, чтобы послания из 126-й казанской школы дошли до адресатов на рубежи необъятной России. Не так скоро, как хотелось бы, пришли и ответы. Очевидно, не каждый день в гарнизон приходят коллективные письма от детей, и командирам частей пришлось поразмыслить, как лучше выполнить просьбы школьников. Но вот в школу хлынул поток бандеролей, дискет с фотографиями, буклетов, характеристик на солдат из Татарстана.

Как-то даже приехал в гости матрос-пограничник, не раз ходивший в море на сторожевом корабле. Он произвел в школе настоящий фурор. Рассказывают, сначала дети все норовили потрогать – настоящий или нет? Когда убедились, что матрос самый что ни есть всамделишный, засыпали вопросами…

По словам Лилии Лузговой, материала для открытия зала пограничной службы в школьном музее уже накопилось достаточно. Подготовлены эскизы, даже смета. Но, как всегда, главная проблема – деньги.

– Эх, – сетует директор музея, – был бы жив генерал, давно бы «пробил» все, что нужно.

Впрочем, ребята не унывают. Пока директор музея ищет деньги для открытия нового зала, школьники продолжают переписку с пограничниками. Этим делом увлечены ученики и младших, и старших классов. В музее висит карта России, вся испещренная точечками и красными линиями. Это схема обмена корреспонденцией. Выглядит внушительно!

Чтобы избежать пустословия, школьники согласились придерживаться приоритетной темы – грядущего 1000-летия Казани. Гуляя по городу, они замечают изменения, связанные с юбилеем: строительство новых домов, благоустройство дорог. Затем рассказывают об изменениях в родном городе в своих сочинениях и отправляют в далекие гарнизоны. Идея, целью которой было получение фактического материала для музея, перерастает в нечто большее. Во что она выльется – в дружбу с «зелеными фуражками», новую школьную традицию? Время покажет. Одно несомненно: живое дело помогает воспитывать у школьников любовь к Родине.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте