Одним из самых трогательных, эмоционально окрашенных событий нашей школы стал проект «Письма, опаленные войной». Как показывает многолетний опыт работы, ничто так не объединяет, как совместное дело, имеющее позитивную социальную значимость. Главное в формировании патриотических чувств у младших школьников – это даже не результат, а сам процесс поисковой и творческой работы.
Отправной точкой, главным эмоциональным центром проекта является образ письма-поздравления ветеранам в традициях солдатских треугольничков. Это послание ныне живущих солдатам из сороковых годов прошлого века. В ходе реализации проекта письмо выступает как нить памяти, соединяющая нынешнее поколение с людьми военного времени.
Проведению проекта предшествует большая подготовительная работа. На самом первом этапе осуществляется исследовательская деятельность, в ходе которой происходят сбор информации, запись воспоминаний родственников, изучение семейных архивов.
Это очень важный этап данного проекта. Ребята, прикасаясь к семейным реликвиям, словно переносятся в ту далекую эпоху, когда их прабабушки и прадедушки спасали мир от фашизма. Ребята приносят старые фотографии, награды, письма с фронта.
На втором этапе проекта проводится изучение истории Великой Отечественной войны по подлинным источникам – экспонатам музея боевой славы, рассказам свидетелей войны. И тут главным источником знаний становятся солдатские письма. Ведь у каждого треугольничка, как и у героя, своя судьба, своя история – счастливая или печальная. В одних – добрая весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров. В других – весть о ранении и скором выздоровлении, а в третьих – страшные слова о смелости и героизме, гибели героя.
Знакомство с историей военных писем – невероятно эмоциональный этап в данном проекте. Ребята держат в руках солдатские письма бережно, затаив дыхание, ведь старая бумага со временем пожелтела и пересохла. Она заворачивается по сгибам, сделанным более семидесяти лет назад. По трепету на лицах ребят можно понять, что приходит понимание того, что современному поколению просто необходимо с самых ранних лет знать героическую историю своей семьи, своей страны. Необходимо воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своего народа.
Следующим этапом проекта является творческая работа учащихся. Основываясь на полученной информации, используя материалы семейных архивов, ребята пишут рассказ «Как война коснулась моей семьи». На этом этапе каждый ребенок является создателем своеобразной летописи истории своей семьи. Он испытывает чувство гордости за своих близких и сопричастность к героическому прошлому страны.
И тут сами собой напрашиваются вопросы: «А что бы ты рассказал солдату, чья жизнь внезапно оборвалась ради жизни на Земле?», «Что расскажешь ты сегодня ветерану, пережившему все тяготы военного времени и дожившему до наших дней?».
Как финал целого года поисково-творческой работы проводится акция «Письмо ветерану». Как и много лет назад, когда для пересылки использовались самодельные треугольники, ребята решают написать свои письма на простом тетрадном листочке простым карандашом и сложить эти письма так же. Ведь много лет назад даже маленькие дети складывали треугольнички со своими рисунками и письмами и посылали их на фронт, веря в то, что их письма-приветы обязательно дойдут до адресата.
Так и наши ребята. В своих письмах они рассказывали о себе, делились своими маленькими радостями и проблемами. Но больше они благодарили. За мир, за игрушки, за маму с папой! Эти письма наполнены такой теплотой, искренностью, душевностью.
Мое глубокое убеждение, что патриотизм невозможно формировать, основываясь на рационализме и логике, этот процесс возможен лишь в эмоционально-чувственной среде. История становится ближе и понятнее, когда рассказ идет о твоих родных, а каждый ребенок является продолжением героической истории своей семьи.
Татьяна ИВАНОВА, учитель изо и МХК измайловской школы №1508
Комментарии