search
main
0

Письма из «Затерянного мира». Урок по теме «Многообразие пресмыкающихся»

Современное биологическое образование отличают вариативность и разноуровневость. Перед учителем стоит задача не только дать знания и развивать школьников, но и создавать условия для их развития. Стоит ли говорить о том, как важно в этой работе уметь правильно отбирать необходимую информацию и отсеивать то, что не нужно? В серии «Современный урок» издательства «Дрофа» вышла книга В.Б.Захарова и Н.И.Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов». Это методическое пособие содержит разработки по курсу биологии для седьмого класса, составленные учителями-практиками и методистами из самых разных уголков страны.

Эти разработки призваны содействовать самостоятельной исследовательской работе, которую ведут ученики на уроке, предполагают разные формы и методы групповой и коллективно-распределенной деятельности, которая может осуществляться в форме развернутого диалога: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учебник, ученик – компьютер и т.д. Пособие поможет и студентам педагогических вузов, и уже опытным учителям успешнее решать поставленные учебно-воспитательные задачи. Сегодня мы публикуем отрывок из книги – урок по теме «Многообразие пресмыкающихся».

Задачи урока

Обучающие: изучение представителей отрядов пресмыкающихся, их мест обитания, экологии, значения в природе и жизни человека; знакомство с таксономическими единицами класса Пресмыкающиеся.

Развивающие: развитие кругозора, самостоятельной познавательной активности, навыков использования разных источников информации (дополнительная и справочная литература, компакт-диски (CD) и видеоматериалы, сеть «Интернет») в образовательных целях, умения ориентироваться в информации, выделяя главные моменты, связно и интересно излагать эту информацию слушателям.

Воспитательные: воспитание детей в духе соучастия, сочувствия, сопереживания с окружающим миром живых существ.

Форма урока: урок-«путешествие».

Многолетний опыт показывает, что изучение многообразия животного мира не может ограничиваться рамками учебника и рассказом учителя. Современный ребенок имеет доступ к различным источникам информации, которые могут предоставить в его распоряжение материал на любую тему. Самое важное и интересное ребята выберут и возьмут с собой в «путешествие», даже если это путешествие воображаемое.

Оборудование: плакаты с изображением представителей отрядов пресмыкающихся; влажные препараты (уж, гадюка); чучела черепахи и крокодила; зоогеографическая карта мира; разноцветные точечные маркеры, конверты с заданиями; видеоблок; секундомер.

Подготовка к уроку начинается заранее. На первом же уроке, посвященном пресмыкающимся, предлагается начать подготовку к «путешествию». Класс делится на группы, каждая из которых собирает информацию об одном из отрядов пресмыкающихся. В каждой группе задания распределяются следующим образом: гид – основной докладчик; пресс-секретарь, работающий с дополнительной литературой; видеооператор, делающий подборку видеоматериалов; интернет-секретарь, собирающий информацию в сети «Интернет». Художники каждой группы изображают на ватмане типичного представителя «своего» отряда пресмыкающихся. Отдельно дается задание одному из учащихся подготовить информационное сообщение о древних вымерших пресмыкающихся и нарисовать их представителя (одного или нескольких) на листе ватмана.

Оформление класса. На доске записана тема урока, размещена схема «Класс Пресмыкающиеся»; на оборотной стороне доски – задания на дом. В кабинете вдоль стен на переносных досках и придвинутых к ним столиках размещены рисунки, влажные препараты, чучела представителей отрядов пресмыкающихся. Особое место (несколько в стороне) занимает доска с изображениями древних вымерших представителей царства гигантских пресмыкающихся. В центре класса располагаются места для участников «путешествия».

Ход урока

Перед началом урока у дверей класса происходит «продажа билетов» для участников «путешествия». Двое специально подготовившихся семиклассников задают вопросы по теме входящим. Вопросы требуют кратких односложных ответов. Правильно ответивший на вопрос получает «билет» – конверт с заданием. Не ответившему на вопрос задают новый до тех пор, пока не прозвучит верный ответ.

I. Организационный момент. Вступительное слово «главного гида» – учителя. Он приветствует участников «путешествия», знакомит их с темой урока, объясняет, почему для проведения урока выбрана такая форма, ставит задачи, уделяя особое внимание экологическим аспектам. Он предлагает участникам «путешествия» копировать с доски схему «Класс Пресмыкающиеся», вписывая в нее видовые названия животных по ходу «путешествия».

II. Изучение нового материала. Основная часть урока – «путешествие».

1. Гид – докладчик каждой группы подходит сначала к зоогеографической карте и маркерами определенного цвета обозначает места обитания представителей «своего» отряда. Затем кратко характеризует общие анатомо-физиологические особенности животных данного отряда, характер их поведения и местообитание.

2. Гида сменяет пресс-секретарь, который перечисляет наиболее характерных представителей данного отряда и коротко рассказывает о каждом. При этом видовое название каждого представителя он вписывает в соответствующую графу схемы на доске, а присутствующие – в тетради.

Эта схема (см. рис.) станет своеобразными «путевыми заметками».

3. Следующим представляет свои материалы видеооператор. Он предлагает вниманию участников «путешествия» небольшой видеофрагмент о данном отряде пресмыкающихся.

4. Интернет-секретарь раздает участникам экспедиции листки с распечатками информационного материала, найденного и скачанного им из сети «Интернет». Эту работу дети проводят на школьном компьютерном оборудовании, распечатки делаются на школьном цветном принтере.

5. После окончания «презентации» отрядов современных пресмыкающихся «главный гид» (учитель) объявляет о прибытии группы путешественников в «затерянный мир», на остров, где обитают древнейшие представители класса Пресмыкающиеся, исчезнувшие с лица Земли более 70 млн. лет назад. Специально подготовившийся по этому вопросу учащийся рассказывает о древних вымерших рептилиях и демонстрирует плакат с их изображениями.

Учитель предлагает ученикам при домашнем повторении изученного материала о классе пресмыкающихся обдумать ответ на вопрос: «Возможны ли в реальности события, описанные в романе «Затерянный мир» Артура Конан Дойла или происходящие в художественном фильме «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга?» Обосновать свои рассуждения.

III. Закрепление изученного материала.

1. По окончании «путешествия» учитель предлагает всем проверить, насколько оно оказалось познавательным. Для этого учащимся предлагается вскрыть конверты, полученные ими при входе в класс.

В них оказываются карточки с таблицей и вопросами.

1) Представители какого отряда обитают только на суше?

2) Представители какого отряда имеют язык с утолщением на конце?

3) Представители какого отряда имеют костно-роговой панцирь?

4) Представители какого отряда обладают сильной регенерацией?

5) Представители какого отряда имеют сплющенный с боков хвост с гребнем?

6) Представители какого отряда имеют сросшиеся прозрачные веки?

7) Представители какого отряда обладают повышенной способностью к мимикрии?

8) Представители какого отряда имеют ядовитые железы?

9) Представители какого отряда имеют ноздри и глаза на бугорках?

10) Представители какого отряда имеют челюсти без зубов, похожие на клюв?

Учащиеся, ответив на вопросы, заполняют таблицу (см. ниже) с ответами: в клеточках под номером вопроса и напротив нужного отряда поставить крестик.

2. Проверка ответов учащихся производится сразу и очень быстро: карточки складываются в стопку, сверху накладывается образец с правильными ответами, булавкой или другим острым предметом делаются проколы в местах правильных ответов через всю стопку карточек. Перфорированные таким образом карточки раздаются ученикам для анализа ответов и проведения самооценки.

3. Если учитель располагает достаточным количеством времени, в конце урока можно дать возможность детям отдохнуть после долгого и нелегкого «путешествия» и немного поиграть.

1) Игра «Поле чудес». Отгадать по буквам название пресмыкающегося.

2) Игра в мяч «Я знаю 5 названий ящериц (змей, крокодилов и т.д.)».

3) Игра «Кто быстрее?». Сделать 7 шагов; на каждый шаг называя по одному представителю определенного отряда пресмыкающихся. (Время засекается по секундомеру.)

IV. Подведение итогов урока. Подводя итоги, учитель говорит о целях, достигнутых учениками в ходе урока, о новой открытой странице в «Книге Природы» нашей планеты. Благодарит за подготовку к уроку-»путешествию» конкретных учащихся, практически весь класс. Оценку за самостоятельную работу по карточкам каждый учащийся выставляет сам себе в дневник, получают оценки все участвовавшие в играх. В итоге каждый ученик получает по две и более оценки за урок.

V. Домашнее задание: прочитать статью в учебнике «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» (с. 196-203); вклеить в рабочую тетрадь информационные материалы; подготовиться к обсуждению вопроса «Могут ли сохраниться в современном мире древние вымершие виды пресмыкающихся?» (свое мнение по этому вопросу ученики смогут высказать в ходе дискуссии на следующем уроке).

Н.В.Божко, Тюменская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте