search
main
0

Пишу, читаю, говорю

Очень многому в своей жизни и профессиональной деятельности я обязана Маргарите Михайловне Разумовской, выдающемуся методисту, которая длительное время руководила нашей лабораторией и во многом определяла направления развития науки. Известно, что с 1970 года началось широкое внедрение учебника под редакцией Н.М.Шанского. Заслуженно получивший Государственную премию, этот учебник открыл новый этап в развитии школьного курса. Но наша лаборатория в те годы не только внедряла этот учебник, но и занималась поисками новых подходов в обучении. В результате этих исследований в 1980 году появился экспериментальный учебник, на основе которого впоследствии был создан хорошо известный современному учителю УМК под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта.

Этот комплект – результат труда авторского коллектива сотрудников лаборатории и широкого педагогического эксперимента. В федеральный комплект он внесен 10 лет назад, и за эти годы нашел своего учителя. Действительно, главным показателем качества любого учебника является не его тираж, а талантливый учитель, который выбирает именно эту книгу, принимает новые подходы в обучении и успешно реализует их на практике.

В чем же состоят эти подходы? Традиционно курс построен таким образом, что на уроках дети в основном пишут. Однако успешность в овладении письменной речью зависит от того, как сформированы другие виды речевой деятельности.

Наш учебник построен так, что на уроке родного языка ученику приходится не только много писать, но и много читать, думать и говорить. О чем? Если открыть учебник 5-го класса, то буквально на первой же странице можно увидеть задание: «Учись читать и говорить на лингвистические темы». Это особый тип упражнений, который реализует одну из целей обучения. Практика показывает, что добиться этой цели нелегко.

Мы неоднократно проводили открытые уроки в пятых классах, чтобы показать учителям, что даже в небольшом лингвистическом тексте на занимательную тему пятиклассник не может разобраться. Почему? Потому что это учебно-научный текст, а не привычная для ученика разговорная речь. А ведь эту проблему необходимо решать не только на уроках русского языка, но и при обучении математике, биологии, географии и т.д. Недостатки в усвоении этих предметов во многом объясняются тем, что формированию такого важнейшего общеучебного умения, как чтение и понимание научного текста, уделяется слишком мало внимания.

Как же сформировать это сложное умение? Прежде всего нужно стремиться, чтобы теоретическая часть учебника не сводилась к набору правил и определений, а связно, понятно и интересно рассказывала детям о родном языке. Информация должна подаваться с учетом возрастных возможностей детей. Важно научить ребенка выделять главное в тексте, видеть его структуру. Запомнить и пересказать текст гораздо проще, если разбить его на смысловые части. Поэтому в наших учебниках для 5-7-х классов много лингвистических текстов, которые даже графически разделены на несколько фрагментов.

Навык осмысленного и заинтересованного чтения призваны поддерживать и те книги, которые выходят за рамки учебника, но тесно связаны с ним, – например, издаваемые «Дрофой» пособия, которые объединены в специальные серии: «За страницами школьного учебника русского языка», «Занимательно о русском языке» и др. Кроме того – комплекты наглядных пособий в виде схем и таблиц, в которых научный текст предъявляется в особой форме и требует специфических навыков работы с учебной информацией.

Помимо чтения огромное значение мы придаем и устной речи – причем как ее содержательной стороне (о чем говорить), так и правильности (как говорить). В центре внимания оказываются навыки говорения (создание собственного устного высказывания) и аудирования (способность адекватно воспринимать и оценивать чужую речь).

Разрабатывая учебник, мы старались не разрушить то, что складывалось десятилетиями. Однако новизна учебника не только в методических подходах и в содержании курса, но и в его структуре. Например, традиционно трудные темы «Причастие» и «Деепричастие» изучаются в 7-м классе. Вообще на этот класс «обрушиваются» сложные темы, а если еще учесть, что это начало очень трудного возрастного периода в жизни детей… Не случайно лаборатория еще в 70-80-е годы экспериментально проверяла возможность начать изучение причастия и деепричастия с 6-го класса, чтобы у ребенка появился дополнительный год для отработки этой темы. И наш учебник осуществил эту идею.

Вместе с учителями мы пытаемся достичь главной цели – совершенствования речемыслительной деятельности ученика. Поэтому стремимся, чтобы в учебнике были задания, на которые интересно отвечать, чтобы на уроке рождалась мысль – пусть оформленная одним предложением, но зато своя, собственная, выраженная устно или письменно! Именно поэтому ребенку, который с 5-го по 9-й класс работает по нашему комплекту, в старшей школе гораздо легче учиться. Ведь он владеет навыками информационно-смысловой обработки текста, который может быть предъявлен в разной форме – в виде связного письменного высказывания, устного сообщения, в форме словарной статьи, таблицы, схемы и т.п.

Учебник должен воспитывать и развивать эстетический речевой вкус. Для этого недостаточно насытить учебную книгу прекрасными художественными текстами. Нужно научить ребенка осознавать, что именно делает эти тексты эстетически значимыми, привлекательными. Русскую литературу нельзя не любить. Но иногда эта любовь выражается довольно банальными фразами наподобие: «Посмотрите, как красиво сказано!..» А мы вместе в детьми пытаемся разобраться – как, какими языковыми средствами создается эта красота. Осознание языковой эстетики должно базироваться на понятийной основе. Нужно научить школьника не только восторгаться красотой родного языка, но и объяснять, какие языковые приемы использованы и почему именно это кажется удачным, совершенным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте