Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Пиши, Вася!. Как не задавить в ребенке творца

Дата: 14 ноября 2017, 16:29
Автор:

В Российской государственной детской библиотеке прошел IV Всероссийский фестиваль детской книги. В рамках форума именитые литераторы встретились с желающими попробовать себя на литературном поприще. Мы были среди тех, кто попал на одну из мастерских для начинающих писателей под руководством Льва Яковлева, руководителя Лаборатории для одаренных детей при московской Центральной городской детской библиотеке имени Гайдара. Ну кого можно представить под «начинающими писателями»? Молодых людей пост- или студенческого возраста с горящими глазами. Глаза-то горели. Вот только мы не ожидали, что увидим настолько юных творцов — детей до 12 лет.

У каждого в руках по планшету с листом, куда молодые писатели записывают свои произведения. Возможно, это их первая проба пера. Ее оценивают специалисты Лаборатории, сидящие напротив ребят — собственно Лев Яковлев, писатель-фантаст и литературный критик Виталий Каплан, а также Татьяна Рудишина, глава научно-методического отдела «Гайдаровки». Критикуют. Но деликатно. Так, чтобы не спугнуть юный талант, чтобы направить его в верном направлении и показать, на какие литературные подвиги он способен. «Подвиги» — не просто пафосное словечко. Это пламя, в которое может превратиться крошечный огонек. И как легко потушить его, растоптать необоснованной грубостью… Однако на том вечере этого просто не могло случиться.

Детям предлагают написать художественный текст. И дети пишут. Их никто не заставляет. За это не ставят оценки, за это не ругают. Они не в школе, они расслаблены. В какой-то момент начинается настоящая борьба: почти каждый хочет прочесть свое творение первым. Почти, потому что некоторые боятся: стеснительно прижимают планшеты к груди. Но тот самый огонек в глазах выдает их сполна.

Тексты зачитывают все. Одна девочка повествует о летних приключениях, другая сочиняет почти триллер… о лифте. Мальчик покоряет «зеленой речкой», в которой «почему-то плавали цветы». Его товарищ пишет уморительные истории о своей семье. И каждого интересует вопрос: почему медведи, белые медведи, все-таки не съели этих слонов?

Лев Яковлев с коллегами критикуют справедливо и профессионально. Объясняют, что к летним приключениям прибавить чувств бы своих да побольше, почему от лифта бросает в дрожь, чем хороша зеленая речка с цветами и как из обычных семейных зарисовок создать настоящее чудо.

И дети создадут. А на следующий день пойдут в школу, где их заставят писать сочинение. Заставят.

Огоньки потухают.

Почему так происходит? Вроде одно и то же – бери и пиши сочинение. Вот только в библиотеке дети пишут, чуть ли не высунув языки. А попробуй-ка найти таких энтузиастов в школе! Нет, они есть – единицы, что будут писать не ради оценки, не из-за «должен-обязан», а во имя идеи. Но можно ли объяснить волшебство слова другим?

И нас словно озарило. Многие просто не в силах объяснить, ЗАЧЕМ нужно делать то или иное задание. Не в одних сочинениях дело. Не в литературе или русском языке. Это пропасть в системе, что необходимо срочно залатать.

Бери и пиши, Вася. А с какой стати Вася должен писать? Кому он обязан? Почему ему не могут объяснить, нормально объяснить, зачем ему писать? Ведь это та-а-а-а-ак трудно: быть другом ребенку, открывать ему магию букв и предложений, открывать магию в нем самом. Нет, лучше стать роботом, который на вопрос «почему?» ответит «потому что». Но ребенок не робот. «Потому что» не заложено в его «программе». Пока. Оставишь его без ответа в пятый, десятый, двадцатый раз – «потому что-должен-обязан» станет основой «программы».

Они пишут сочинения, потому что должны. Но создают СВОИ рассказы, потому что хотят. Если не объяснить ребенку, что письменные работы, пускай и зафиксированные в учебном плане, можно и даже правильно писать для СЕБЯ, а не ради ОТМЕТОК, прогресса не жди.

Вася не дурак. Вася, как и любой ребенок, умен и проницателен. И в сочинении о том, как он провел каникулы, ему важнее описать, как он лазил по деревьям, чем любовался ими. И это нормально. Ненормально говорить, что он ничего не понимает. Все он понимает. Он поймет, что деревья красивы и заслуживают эстетического внимания, если просто ДАТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ. Направить. Показать, что его идея хороша, но есть еще одна, не менее замечательная. Если поговорить с ним как с начинающим писателем.

И пока в библиотеках, специальных литературных студиях, в школах, да не важно где, детям объясняют, что они могут писать, потому что сами того пожелают, что они юные, но уже волшебники, что каждый из них способен открыть собственную Туманность Андромеды, – победа за красотой фантазии, за силой жизни, за талантом. Не каждый из детей станет писателем. Но каждый напишет собственную судьбу, сумев преодолеть и понять… что? Да все на свете.

Фото с сайта http://vmeste-rastem.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt