search
main
0

Пишем, пишем. А когда думать?

Если пройтись по школам, посидеть на уроках и посмотреть, чем занимаются ученики, то нетрудно заметить, что в основном они заняты писаниной. Причем это далеко не творческая деятельность.

Ученики часто переписывают громоздкие тексты из книг или пишут под диктовку учителя. В младших классах эту деятельность в какой-то степени можно оправдать, поскольку она развивает у детей моторные навыки письма. А вот в средних и старших классах – юношеский возраст – сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития абстрактного творческого мышления – такая писанина не требуется. Она абсолютно ничего не развивает: ни память, ни воображение, ни тем более мышление.
Психологи проводили такой эксперимент: двум группам подростков – олигофренам (умственно отсталым) и нормальным детям – давали задание переписать текст из книги. Оказалось, что олигофрены сделали гораздо меньше ошибок при переписывании, чем их нормальные, полноценные сверстники. Это и понятно: у нормальных детей работа мысли отвлекала их от дела, а у олигофренов в голове все спокойно, поэтому они “сфотографировали” текст один к одному. Даже размер запятых и точек скопировали почти точно.
Регулярное вовлечение учеников в переписывание текстов обязывает их к тому, чтобы ни о чем не думать.
Многие учителя прекрасно понимают это, но ничего поделать не могут, поскольку писанина, говорят они, помогает им поддерживать дисциплину на уроках. “Если в руках у ребят ничего нет и их внимание ни на что не направлено, то сидеть и слушать объяснение учителя они не будут, – говорят педагоги. – Как только ученики положат ручки, так начинают бурно общаться друг с другом: разговаривать, шуметь, играть… Естественно, мы начинаем делать ученикам бесконечные замечания, отвлекаемся от дела, нервничаем, и урок срывается”.
В чем же, на мой взгляд, причины детской неусидчивости?
1. Большая наполняемость классов (порой 35-38 человек). Хотя давно доказано, что средний учитель способен оказывать эффективное психологическое, дисциплинирующее воздействие на группу, численность которой не превышает 15 человек.
2. Современные дети – это, по сути дела, продукт общественного воспитания, т.е. воспитанники яслей, детсадов, а значит, потребность в общении, во взаимодействии у них очень сильна.
3. Социальными психологами доказано, что творческое, абстрактное мышление у человека включается и продуктивно работает главным образом в изолированных условиях. А в общении в условиях пассивного присутствия других могут формироваться преимущественно механические навыки.
Конечно, можно и на уроках развивать у ребят творческое мышление, но при определенных условиях. Скажем, число учеников в классе – 12-13, каждый ученик сидит за отдельным столом, а столы расположены далеко друг от друга или же работать с учениками в специальных кабинетах, похожих на лингафонные, где визуальные и другие контакты между учениками во время урока сведены до минимума.
Но до этого нам еще далеко! А как быть сегодня?
Ставку в деле развития творческого мышления у школьников надо сделать на домашнюю работу. Естественно, при этом надо сократить количество школьных уроков. Домашние задания должны носить преимущественно творческий характер, и выполнять их школьнику лучше не дома, а, например, на прогулке или где-то на берегу, сидя с удочкой в руках.
В школе же можно развивать у детей массу других ценных качеств, например конкретно-действенное мышление. Но при этом предметно-практическая деятельность учеников не должна сводиться лишь к простому вождению авторучкой по бумаге. Манипуляции руками должны быть сложными.
Заметьте, когда нам, взрослым людям, требуется решить какую-то сложную интеллектуальную задачу, то мы стремимся изолироваться от других людей. А вот наши детки постоянно находятся в общении.
Когда же им думать?!

Юрий ФИСИН,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
ИСПО РАО
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте