search
main
0

Пирог с секретом

Физики и лирики в поисках числа «пи»

День числа пи – неофициальный праздник, который отмечается любителями математики 14 марта в 1.59.26 в честь этой математической константы.

Праздник придумал американский физик Ларри Шоу в 1987 году, заметив, что в американской системе записи дат (месяц/число) 14 марта – 3/14 – и время – 1.59.26 – совпадают с первыми разрядами числа π = 3,1415926…

День числа пи обычно празднуют в 1.59.26 дня (в 12‑часовой системе), но в 24‑часовой системе это время выглядит как 13.59, поэтому некоторые отмечают праздник ночью.

Традиционно в этот день дискутируют о роли числа пи в жизни человечества, читают хвалебные речи в его честь, решают различные головоломки и задачи, связанные с этим числом, и даже рисуют антиутопические картины мира без пи. Праздник не обходится без традиционного блюда: в этот день пекут и едят «пи-рог» (Pi pie) с изображением греческой буквы «пи» или с первыми цифрами самого числа.

Кроме праздника числа пи 14 марта совпадает с еще одной важной для точных наук датой – днем рождения Альберта Эйнштейна. И в целом день числа пи невозможно приравнивать только к неофициальному празднику в честь математической константы, его значение гораздо глубже и шире. 14 марта становится очередным поводом напомнить о важности математики, ее влиянии на повседневную жизнь человека и на те сферы, с которыми на первый взгляд она никак не связана.

Стереотип о том, что математика не пригодится в будущем тем, кто не собирается связать с ней свою жизнь, существует до сих пор. Как и другие заблуждения, он имеет объяснение: вряд ли кому-то приходилось в повседневной жизни решать квадратные уравнения или вычислять логарифмы. Но значение и польза математики не столько в решении конкретных задач, сколько в развитии общих умственных способностей – абстрактного рационального мышления, логики, дедукции, памяти. Эти навыки и умения необходимы даже в гуманитарных науках, например в литературе.

Во-первых, для анализа текста, точности и логичности которого способствуют математические навыки. В большей степени определенная математизация характерна для формалистического и структуралистского подходов.

Во-вторых, стихосложение тесно сопряжено с математикой. Для определения стихотворного размера нужно посчитать количество слогов, расставить ударения и проанализировать, через какое количество слогов оно повторяется. Математика может помочь построению текста.

Недаром некоторые поэты не чурались точных наук, например Велимир Хлебников или Андрей Белый. В романе Андрея Белого «Петербург» влияние математики оказалось довольно ярким: в нем возникает геометрическая тема, а также сам текст, четко и математически организованный, можно считать ритмизованной прозой.

Литература не единственная область, на которую математика оказывает влияние. Недаром ее считают царицей наук и утверждают, что за ней будущее. Развитие технического прогресса, инженерии требует знаний в области математики, потому что она фундамент, на котором строятся будущие изобретения. А умения и навыки, которые развивает математика даже за школьной партой, помогают достичь успехов в самых различных сферах человеческой жизни.

Из этого следует, что день числа пи может быть объединяющим праздником, единым как для физиков, так и для лириков. А если это праздник, то его надо обязательно отмечать! Можно традиционно – решением сложных задач, связанных с этим числом, вычислением длинных примеров, пирогами с изображением греческой буквы Pi Pie или с первыми цифрами самого числа. А можно придумать еще что-нибудь интересное!

В этом году мы в очередной раз отметили день числа пи. Но не только математики приняли участие в празднике. Мы объединили физиков и лириков. Что их может объединить? А почему бы нам не обратиться к квест-игре, по сюжету которой было украдено число пи? Чтобы его вернуть, ребята прошли определенный путь по следам похитителя и посетили разные государства.

Например, в Историяленде ребята нашли золотое сечение у памятников, а в Литляндии искали пропорции в художественных произведениях, лирических формах, сопоставляли, например, символику чисел в поэме «12» А.Блока и в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Младшие школьники с увлечением поучаствовали в викторине, связанной с числовыми значениями в русских и зарубежных сказках.

В Мегаспортполисе, чтобы выполнить задание, ученики должны были правильно распределить свое время. Государств было много: Центрофизикус, Астрономус, Математориус, Русландия, и в каждом ждали интересные приключения и сюрпризы. Это путешествие запомнится надолго и научит не сдаваться перед трудностями, действовать сообща и быть единой командой, где важен каждый.

Мы хотим, чтобы такой объединяющий праздник стал новой школьной традицией для всех нас – инженеров, гуманитариев, естественников, математиков. Присоединяйтесь к нам!

Ксения ЕЛИЗАРОВА, ученица 11‑го гуманитарного класса Школы на проспекте Вернадского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте