search
main
0

Пирамида Конго, Катар и Монако

Мнения именитых ученых и экспертов о вышедших книгах, безусловно, для любого издателя являются высочайшей и авторитетной оценкой. Но для издателей учебной литературы особую ценность также представляют отзывы и рецензии учителей и методистов – людей, непосредственно работающих по новым книгам, обучающих по ним, открывающих их ежедневно вместе со своими учениками для того, чтобы снова и снова постигать что-то новое, неизвестное, рассказать так, чтоб это было понятно и интересно каждому.

Специалисты и авторы «Дрофы» постоянно проводят встречи и семинары с учителями, очень внимательно прислушиваются к их мнениям, просят их давать свои оценки вышедшим книгам, предлагать свои методики работы по ним, делиться опытом работы и секретами мастерства. О том, как можно сделать урок еще ярче и нагляднее, дополнив материал учебников интереснейшей информацией из нового справочника и уложившись при этом в отведенные планом часы, рассказывает А.Н.Новик, кандидат географических наук, учитель географии средней общеобразовательной школы №1 города Московский Ленинского района Московской области.

В конце 2006 года издательство «Дрофа» совместно со своим дочерним издательством «ДИК» выпустило уникальное иллюстрированное справочное пособие «Социально-экономическая география мира» (авторы Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А.). Издание насыщено информацией, полезной не только для школьников и студентов, но и для преподавателей. Большое количество иллюстраций дает возможность использовать пособие в качестве замечательного наглядного материала, позволяющего увлечь учеников, вызвать у них волну эмоций и желание к изучению географии. Качественная и, что важно, актуальная статистика превращает справочник в интересное дидактическое пособие, которое можно использовать на уроках географии. Особо следует отметить яркие и высокоинформативные карты, наличие которых выгодно отличает данное издание от обычных статистических сборников и делает его прежде всего географичным.

С профессиональной точки зрения пособие, по моему мнению, будет наиболее интересно для учителей средней школы, так как предоставляет преподавателю возможность разнообразить формы и методы проведения уроков географии по курсу экономической и социальной географии мира (раздел «Общая характеристика мира»). Однако структура справочного издания сильно отличается от структуры наиболее распространенных учебников (в частности, учебника В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира»). Для лучшего ориентирования по страницам пособия предлагаю следующую таблицу:

Первый информационный блок (стр. 2-13) открывается современной политической картой мира. В этом издании, пожалуй, впервые нашли отражение последние изменения на карте мира. Картосхема «Состав территории государства» позволит учителю без труда объяснить, что такое анклав и полуанклав, территориальные и внутренние воды.

На стр. 4-7 пособия представлены объекты политической карты мира: независимые государства, колониальные владения, постколониальные объединения (Британское Содружество и Французский Союз), территории с международным статусом (Антарктида), а также некоторые спорные территории (Западная Сахара, Фолклендские острова и Гибралтар). К преимуществам издания в данном разделе следует отнести то, что авторы отметили федеративные монархии. Последнее очень важно для учителя, так как в ходе изучения особенностей государственного строя стран мира у многих учеников складывается ложное представление о том, что монархия и федерация – это две формы, которые якобы не совместимы друг с другом.

Познавательным и интересным для учеников будет материал о некоторых спорных территориях и региональных конфликтах (стр. 7-9). Используя его для стимулирования образовательного процесса, можно предложить ученикам подготовить сообщение по одной из проблем современной политической карты.

Удачным, по моему мнению, является материал по типологии стран по уровню социально-экономического развития (стр. 10-11). Особенно следует обратить внимание учеников на диаграмму «Роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве» (стр. 10), которая позволяет выявить важную закономерность в мировой экономической ситуации: менее 20% населения развитых стран владеют около 60% ВВП, а также объема промышленного производства и экспорта товаров. Основываясь на данном выводе, а также на материалах карт (стр. 11) учитель может поднять среди учеников проблемы экономического и социального неравенства в современном мире, расслоения мира на беднейшие и богатейшие страны, крайней неравномерности распределения показателя ВВП на душу населения – от нескольких десятков тысяч долларов в развитых странах, до нескольких сотен в беднейших развивающихся (стр. 12-13). Очень важно уделить время на уроке карте-анаморфозе «Объем ВВП» (стр. 12). На ней наглядно показано, как «растолстели» и «заплыли жиром» богатейшие (США, Япония, некоторые европейские страны, страны НИС) и как «усохли» беднейшие страны мира (особенно Тропическая Африка).

При объяснении сложной для восприятия темы «Отраслевая структура мирового хозяйства» неоценимую для преподавателя помощь окажет график «Динамика отраслевой структуры мирового хозяйства» (стр. 13), на котором четко видны структурные различия доиндустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального (информационного) типов экономики, а также их изменение.

Второй крупный блок (стр. 14-23) авторы посвятили особенностям и проблемам населения мира, а также проблемам взаимоотношения природы и общества. Следует отметить несколько важных материалов, которые помогут учителю. Во-первых, карта-анаморфоза «Численность населения мира», четко дающая представление о лидерстве стран мира по числу жителей (попросите детей найти на ней Россию). Во-вторых, диаграмма «Страны с минимальной и максимальной продолжительностью жизни», позволяющая оценить масштаб различий между богатыми и бедными странами по этому показателю и поставить перед учениками вопрос о причинах такого различия. В-третьих, схема-модель демографического перехода. Из опыта известно, что не у всех учеников формируется правильная информация о том, что различные типы воспроизводства населения, как ныне существующие, так и существовавшие в прошлом, являются звеньями одной цепи. Представленная в пособии схема дает возможность учителю доходчиво и наглядно объяснить демографические различия и их динамику во всем мире в целом и в отдельных регионах и странах в частности. Можно предложить ученикам сделать практическую работу: перечертить схему в тетрадь и выписать 5-6 примеров стран, находящихся на различных этапах демографического перехода, в соответствующую часть графика. В-четвертых, большое разнообразие возрастно-половых пирамид различных стран мира, которых во многих других пособиях либо нет совсем, либо не так много. В этом же издании каждая пирамида может быть использована на уроках. Например, обсуждая особенности и результаты демографической политики Китая и Индии, обратите внимание учеников на пирамиды этих стран. Я думаю, что даже самый нерадивый школьник заметит, что Китаю удалось справиться с рождаемостью (более узкое основание пирамиды), а Индии практически нет, лишь несколько ее снизить. Попросите учеников сравнить все пирамиды и предложите вопрос о том, в какой стране демографическая политика снижения рождаемости не проводится. Ответ не заставит себя долго ждать, расползшееся основание пирамиды Конго будет лучшей подсказкой для детей. Попробуйте поставить перед учащимися проблемные вопросы: с чем связаны высокая численность мужчин среднего трудоспособного возраста в Катаре и высокая численность людей старшего возраста в Монако.

Учителю следует обратить внимание на то, что показатели темпов роста населения на карте стр. 15 даны в процентах. Данный факт может послужить дополнительной возможностью еще раз вспомнить, что такое процент и промилле, чем они отличаются друг от друга и как одно перевести в другое. Очень важно также познакомить детей с таким показателем, как индекс развития человеческого потенциала (стр. 16), который используется ООН с 1990 года, но до сих пор отсутствует во многих других отечественных пособиях.

При проведении урока по теме «Городское население мира» значительную помощь окажет материал на стр. 18-19. Представленные авторами фотографии, графики, диаграммы и карта наглядно демонстрируют особенности современной урбанизации, а также ее различия в развитых и в развивающихся странах. Удобной для анализа географических изменений в мировом процессе урбанизации представляется диаграмма «Пятнадцать первых по численности агломераций мира, 1950, 1985, 2005 гг.». Любой ученик, определив изменение соотношения крупнейших городов развитых и развивающихся стран, ответит на вопрос о том, где сейчас наблюдается «городской взрыв».

Ни кого в классе не оставит равнодушным материал по глобальным проблемам человечества (стр. 20-21). Материал на стр. 22-23 можно использовать как при изучении темы «Мировые природные ресурсы» («Лесные ресурсы» и «Взаимодействие общества и природы»), так и в теме «Глобальные проблемы человечества» («Экологические проблемы»).

Третий блок справочного материала (стр. 24-43) подробно раскрывает аспекты мирового сельского хозяйства. Карты «Доля сельского хозяйства в ВВП» (стр. 24) и «Доля недоедающих» (стр. 20) предоставляют преподавателю возможность поставить перед учениками проблему: почему для большинства стран с высокой долей сельского хозяйства в ВВП характерна проблема голода? Очень интересен и актуален материал по генетически модифицированным растениям и географии их распространения (стр. 25). Материал на стр. 26-28 может быть востребован при изучении темы «Мировые земельные ресурсы», а также «Зеленая революция».

Уникальный для отечественных изданий материал на стр. 30-43 подробно раскрывает особенности размещения различных отраслей растениеводства и животноводства. Авторские карты и диаграммы, основанные на современной международной статистике, дают учителю огромный фактологический материал по географии зерновых (пшеница, рис, кукуруза), масличных (маслины, масличная пальма, подсолнечник), зернобобовых (соя), клубнеплодных (картофель, маниок), сахароносных (сахарная свекла и тростник), прядильных (хлопчатник и шелк), тонизирующих (чай, кофе, какао), а также плодовых (виноград, апельсины, бананы, яблоки) культур. Обилие информации по этой теме позволяет педагогу подготовить к уроку разновариантные и разноуровневые задания.

Четвертый блок издания (стр. 44-67) полностью посвящен мировой промышленности. Графики и диаграммы этого раздела помогут учителю и ученикам разобраться во многих нюансах структуры мировой экономики.

Карты «Минеральные ресурсы мира» и «Энергетические ресурсы мира» (стр. 46-49) и диаграммы к ним можно применять не только на занятиях по разделу «Общая характеристика мира», но и при изучении региональной части, так как они с чрезвычайной подробностью отображают не только географию полезных ископаемых, но и размеры их запасов по регионам и отдельным странам мира. Подробные карты, диаграммы и графики, а также иллюстративный ряд по отдельным отраслям промышленности (стр. 50-65) позволят учителю применить в классе разнообразные формы обучения: например, провести бизнес-игру (по отдельным отраслям топливной промышленности), ролевую игру «Заседание совета по вопросам развития электроэнергетики», обсудить с учениками размещение, динамику, а также проблемы и перспективы развития черной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности.

Пятый, заключительный блок справочного пособия (стр. 68-72) раскрывает особенности третичного сектора мировой экономики: сферы услуг, международной торговли, транспорта и туризма.

В целом следует отметить высокое качество справочного пособия. Если бы была возможность измерить количество полезной информации на единицу печатной поверхности, то уверен, что по этому показателю данное издание было бы одним из первых.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте