Роман АЛЕКСАНДРОВ, директор школы №1366: – Наша школа не вошла в пилотный проект «Москва-125», но она вошла в пилотный проект по апробации новой системы оплаты труда для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений. Общаясь с коллегами, с коллективом в целом, могу сказать, что не только мы, но и многие директора школ ЮВАО понимают и принимают те новшества, которые предлагают нам в пилотном проекте. Почему нам интересны те предложения и механизмы, которые прописаны в проекте, что, на наш взгляд, можно сделать в каждом коллективе?
Прежде всего сложившиеся формы финансового обеспечения школ сегодня больше ориентированы на работу ОУ и не стимулируют их к развитию. Если мы говорим о жесткой централизации самой системы платы труда, то знаем: все ранее принятые постановления Правительства Москвы, все ранее выпущенные приказы Департамента образования четко прописывают те надбавки, доплаты, которые устанавливаются для образовательных учреждений. Таким образом, для образовательного учреждения нет определенной свободы, оно обречено на действия в рамках общецентрализованной схемы. Сметное финансирование, непрозрачные механизмы, которые сейчас сложились в распределении финансовых средств, также не способствуют развитию школ. Поэтому вводимые механизмы, которые предлагаются в рамках пилотного проекта, позволят перейти к развитию, будут способствовать развитию образовательных учреждений. Когда финансовые ассигнования выделяются по нормативу, по количеству учащихся, когда образовательное учреждение уже действует в конкурентной среде, это для нас интересно. Да, благополучие каждого учителя зависит от его вклада в развитие школы, в повышение качества образования, но мы уверены, что в этом случае каждый педагог будет заинтересован работать лучше. Тогда мы сможем привлекать общественность к общественно-государственному управлению, и это тоже будет способствовать развитию ОУ. Скорейшее введение новой системы оплаты труда в коллективах вызвано прежде всего необходимостью дифференцировать оплату труда работников в зависимости от их вклада в достижение общих целей. Сложившаяся сегодня система оплаты труда обусловливается прежде всего характеристикой уравнительной системы, унифицированными надбавками и доплатами, стимулирующими надбавками, которые выплачиваются не за результаты, а за статус (заслуженный и народный учитель, молодой специалист, учитель иностранного языка). В нынешней системе оплаты труда также не учитываются внеурочные виды работ, это происходит только через школьный компонент. Изменения, которые предлагаются в системе оплаты труда, позволят более эффективно учитывать трудозатраты каждого работника, будут зависеть и от количества учащихся, и от сложности предмета, доплаты и повышающие коэффициенты могут учитывать специфику конкретного образовательного учреждения, стимулирующие надбавки за результаты работы будут выплачиваться за личный вклад в достижение цели. Ведь сегодня многие успешно работающие коллективы, в которых нет вакансий, в которых мало болеют педагоги, не имеют экономии фонда оплаты труда и не могут поощрять своих учителей.Самое большое опасение у многих педагогов вызывает уменьшение заработной платы. Но, во-первых, законодательными нормами предусмотрено, что снижение заработной платы не может происходить при снижении объема работ, а во-вторых, простые математические расчеты показывают: если фонд зарплаты сохраняется, количество сотрудников сохраняется, то нет оснований для уменьшения зарплаты. Для того чтобы хорошо организовать работу в коллективе, объяснить новшества каждому, мы создаем рабочие группы, в которые входят наиболее авторитетные педагоги, самое важное, чтобы этих педагогов не назначала администрация, а чтобы их вводили по желанию или выбирали в коллективе. Вопросы, которые мы предлагаем решать в коллективах: – входят ли выплаты за классное руководство в состав внеаудиторной занятости или же их можно устанавливать отдельной доплатой – на своем заседании мы решили, что это большая нагрузка для классных руководителей и предложили доплачивать им дополнительные средства исходя из количества учеников в классе;- должны ли входить выплаты за проверку тетрадей в состав коэффициентов за сложность или нужно устанавливать отдельные доплаты – мы решили, что для учителей, работа которых связана с проверками большого количества тетрадей (русского языка и литературы, математики, иностранного языка), должны все же быть введены дополнительные доплаты;- за какие дополнительные виды работ нужно доплачивать, а какие считать входящими в должностные обязанности – этот вопрос мы решаем с коллективом;- надо ли поощрять обладателей ведомственных и государственных наград – здесь можно предложить включение в состав дополнительных коэффициентов поощрение для тех, кто имеет такие награды, или невключение, это должен решить коллектив;- надо ли вводить дополнительные коэффициенты за работу с частью класса, например занятия по иностранному языку, ИКТ, технологии, физкультуре, элективные курсы – мы предполагаем, что это могут быть дополнительные коэффициенты, но не более 2;- какие виды коэффициентов можно установить за сложность и наличие квалификации;- за какие результаты нужно производить выплаты из стимулирующего фонда.Практика показывает, что сложившиеся стереотипы связывают стимулирование прежде всего с успешностью в процессе, а не с успешностью в результате. Поэтому важно четко проговорить с каждым учительским коллективом, с каждым учителем, что такое результат, как его необходимо оценивать.Какие опасения, связанные с нормативно-подушевым финансированием, у нас есть сегодня? Прежде всего беспокоит, как будет устанавливаться полный учет всех затрат в составе норматива. С 2010 года в 2011 год у нас перешел прежний норматив, хотя начисления на заработную плату, установленные соответствующим законодательством, возросли на 8 процентов. Таким образом, норматив не изменился, но в его структуре уменьшилась та часть, которая была отведена на заработную плату или на учебные расходы. Снижение бюджетных ассигнований для дотационных образовательных учреждений, а также новостроечных ОУ тоже мы относим к категории риска. Мы предлагаем установить адаптационный период, в течение которого эти учреждения смогут выработать антикризисную программу и найти свой подход, для того чтобы вписаться в предлагаемые механизмы.Мы предлагаем также заинтересованным образовательным учреждениям войти в пилотный проект по развитию общего образования уже начиная с сентября 2011 года. Безусловно, мы понимаем, что для всех учреждений с сентября нет возможности выделить дополнительное финансирование, поэтому готовы работать при том нормативе, который сейчас существует, но при его корректировке в соответствии с обновленным на 1 сентября контингентом учащихся.Практика показывает, что все вопросы, связанные с образованием, очень интересуют общество, поэтому нам приходится очень много общаться с родителями. Поэтому мы хотели бы, чтобы СМИ более правильно позиционировали те положительные изменения, которые происходят в столичной системе образования. Мы считаем, что нужно отменить установленные в законодательстве Москвы доплаты и надбавки, это мешает нам вводить новую систему оплаты труда, но законодательная инициатива на этот счет есть только у Правительства Москвы. Поэтому мы хотели бы, чтобы законодательство перестало быть таким жестким в части установления надбавок и доплат. Заработная плата руководителей сейчас рассчитывается прямо пропорционально средней зарплате учителей по коэффициентам, связанным с количеством учащихся и с отношением фактического количества учащихся к лицензионному количеству. Если мы считаем, что зарплата руководителя не может быть меньше зарплаты учителя, то из этого следует, что произведение двух этих коэффициентов не может быть меньше единицы, а сегодня оно может быть и меньше.Члены Совета директоров Юго-Востока считают, что изменение финансово-экономической ситуации может создать реальные предпосылки для перевода каждого учреждения в режим развития, стимулируя как коллективы, так и каждого работника, на повышение эффективности своей работы, что будет способствовать увеличению качества образования в столице.
Комментарии