search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Пиар со знаком «плюс». Размышления о том, как нужно и как не нужно рассказывать о профсоюзе

​В современном мире отсутствие информации означает только одно: такой личности, организации, предприятия просто не существует. Работа первичных профсоюзных организаций в информационном поле строится по тому же принципу: нет информации – нет и самой первички. Это правило действует на любом уровне. Именно поэтому так важно не только иметь, но и правильно использовать все возможности для PR-деятельности. Достаточно ли усилий прилагается в области информационной работы для того, чтобы она была эффективной? Обобщая свой десятилетний опыт в должности руководителя информационной службы первичной профсоюзной организации Южного федерального университета, я написал этот материал. Хотелось не просто сделать статью ради статьи – вызвать обсуждение актуальных, на мой взгляд, вопросов. Жду откликов, предложений и критики. Куда же без нее!

Начнем с простого: что мы имеем?Никто не претендует на изобретение велосипеда: направления и ресурсы информационной работы известны давно. Это интернет-пространство, печатные СМИ, радио, телевидение, брендирование, межличностные коммуникации.Для позиционирования себя в Интернете профсоюзной организации необходимо иметь сайт или страницу, желательно также присутствовать в социальных сетях. Кроме того, не стоит забывать об электронных системах связи – адресные рассылки информации порой дают неплохой эффект.С печатными СМИ намного сложнее: надо либо издавать свою газету (журнал), либо постоянно публиковаться в «чужих» изданиях. Свое печатное слово предпочтительнее – пиши, что хочешь, никакой цензуры и согласований. Нет зависимости от редакционной политики того или иного издания – вы сами определяете эту политику. Но необходимо иметь в штате специалистов, необходимо генерировать контент (проблема в его количестве и качестве: одно дело – опубликовать пару статей в месяц в разных газетах и совсем другое – регулярно заполнять несколько полос актуальной информацией). Что касается денег, сложно сказать, что выгоднее: выпускать свою газету или же платить за публикации другим. Казалось бы, с точки зрения соотношения объемов выгоднее свое издание: за те же деньги вы получите целую газету, а не одну статью. Но добавьте к этому зарплату, специальное программное обеспечение, затраты на распространение газеты, и ответ будет не таким очевидным. Плюс важно понимать, что качество издания играет ключевую роль: если будет «своя», но совершенно неинтересная, скучная и плохо сверстанная газета – можно получить обратный эффект.Платить или не платить? На своем опыте могу сказать, что совершенно реально издаваться в прессе, выступать на радио и телевидении, не тратя профсоюзных средств. Как? Создавая такой информационный повод, который сам по себе интересен СМИ. Это может быть праздничная дата, благотворительная или патриотическая акция, другие события. Проблема в том, что редкое издание заинтересуется новостями о трудовом конфликте, разрешенном трудовом споре или проблемах охраны труда. Не будет аршинных заголовков на первых полосах региональных СМИ: в Н-ском университете подписан коллективный договор! Это важный, необходимый элемент работы первичек, но он скучный. Неинтересный. Причем не только для СМИ, но и для членов профсоюза. Не будут они читать об этом, если только сами не оказались стороной трудового спора или не сломали ногу на ветхой лестнице. А «контекстные» инфоповоды хороши своей бесплатностью, но не всегда гарантируют нужный информационный эффект. Вообще, «с гарантией» можно угадать только в одном случае: важно, чтобы люди знали, что организация существует. Точка. Тогда да – ЛЮБОЕ упоминание будет полезно.Брендирование – это по большей части возможность напоминать об организации, вызывать ассоциации, но не информировать о конкретике. Ни растяжки и баннеры, ни майки с кепками, ни значки-ручки-блокноты с фирменной символикой и краткими лозунгами не работают сами по себе. Необходимо сначала рассказать о бренде, заставить его узнавать, а уже потом произойдет обратная связь: узнавая бренд, люди будут ассоциировать его с профсоюзной организацией, ее ценностями, успехами и достижениями.Межличностные коммуникации – безусловно, самый эффективный, самый качественный механизм. Только он дает 100‑процентное попадание в потребности респондента, возможность для убеждения. Одно плохо: это очень затратный механизм. Времени на общение с каждым членом профсоюза ни у кого нет. Даже в небольших организациях, где речь идет о 100‑200 членах профсоюза, сложно уделить внимание каждому. В организациях, где на учете состоят тысячи людей, это невозможно в принципе. И остается только реагировать на обращения, отвечать на присланные по почте вопросы. По статистике лишь 2‑3% членов профсоюза обращаются лично. А это значит, что 97% никогда не пообщаются с вами. Как им помочь? Как их в чем-то убедить? Как замотивировать новичков вступить в профсоюз?Конечно, скажете вы, есть публичные выступления. Но, увы, для крупных организаций собрать в одной локации хотя бы 10‑15% членов коллектива – несбыточная мечта. Пусть даже это возможно, задумайтесь, без обид – действительно ли ВСЕ профсоюзные лидеры умеют «держать» аудиторию?Обобщая длинную вводную часть, подведем итоги: ни один из механизмов информационной работы не дает полноценного эффекта. Необходима совокупность инструментов, совмещение информационных полей. Не заходишь в социальные сети, тебе 70 лет? Почитай газету, послушай радио. Не хочешь листать новости на сайте – заходи в Инстаграмм, полюбуйся на фото. Не смотришь телевизор – получи выступление профсоюзного лидера прямо здесь и сейчас. Все это, думаю, очевидно. Пойдем дальше.Почему это не работает?Причин на самом деле множество. Примерно столько же, сколько членов профсоюза. Будем их систематизировать.Начнем с главного. Или с главной, если профсоюзный лидер представляет прекрасный пол. Их мало кто знает. Мало выступлений в СМИ, мало выступлений вживую. Опросы говорят о том, что правильно произнести словосочетание «Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации» или более коротко «Общероссийский профсоюз образования» может не более 5‑6% членов этого самого профсоюза. Имя лидера – Галины Меркуловой на уровне рядовых членов профсоюза знает далеко не каждый. «Своего» председателя знают значительно больше, но тут процент высчитать невозможно. В маленьких организациях он может доходить до 100%, в крупных не превышать тех же 5‑6%. Чаще знают профоргов, тех, с кем сталкиваются в работе или учебе, сидят за одной партой и ходят в одну и ту же столовку. На брендовой продукции не встретишь лица председателя профсоюзной организации: там будет надпись: «ППО такого-то университета», либо лозунг, либо логотип. Порой – что-то про конкретное мероприятие. Времена портретов ушли. Председатели – люди исключительно занятые, а значит, для публичных выступлений времени очень мало.Давайте разберемся, а что это за выступления? Отчетно-выборные конференции, это раз. Выступления «по поводу» или «в этот знаменательный день» – два. Встречи с первокурсниками (актуально для студенческих и объединенных вузовских организаций) – три. При этом последний повод для выступления часто делегируется профоргам. Это понятно: допустим, у тебя 20‑25 факультетов. Как успеть выступить на каждом? Почти невозможно. Теперь про отчеты-выборы. Кто участвует в таких конференциях? Профактив – та самая прослойка, которая и так знает тебя в лицо и в курсе дела, чем занимается профсоюз. Далее – руководство вуза, которое (опять же) прекрасно с тобой знакомо. И некоторая доля тех, кто действительно видит своего профсоюзного лидера в первый раз. А теперь вспомните – какой процент коллектива делегирован на конференцию? Поделите это число на 4, а то и на 5. Несложно посчитать, сколько новых лиц будет в зале.Что у нас осталось? Всевозможное праздничные и прочие торжественные даты, открытия – закрытия, вручения и прочее. Даже если вас как профсоюзного лидера зовут выступить на каждом таком событии, надо понимать: во время выступления вся публика ждет одного – когда вы наконец уйдете со сцены и начнется то, ради чего все собрались. Увлечь и «раскачать» публику в такой ситуации – высший пилотаж. Выше мы уже задавались вопросом, все ли это умеют. Наблюдая за сотнями выступлений самых разных профсоюзных лидеров, могу ответственно сказать: доля харизматичных лидеров, способных взаимодействовать с залом, работать с «холодной» аудиторией, очень невелика. К тому же формат «с 8 Марта» редко дает возможность коснуться реальных проблем, рассказать о достижениях в той или иной сфере деятельности. Максимум получится напомнить о том, что «профсоюз всегда заботится о вас».Выступление по исключительно профсоюзной тематике – редкость. Это либо серьезная проблема в коллективе, либо серьезная проблема с профсоюзным членством. Третий вариант – людей загнали в зал «под роспись». Они послушают, безусловно. Но не факт, что услышат. Выход – устраивать встречи с трудовым коллективом на регулярной основе, тщательно готовя почву. Что именно интересует людей, что волнует? Заранее (!) собирать вопросы, готовиться к ответам на них и делать информационные вбросы: о том, как решить такую-то проблему, вы узнаете на встрече с лидером профсоюзной организации. Приходите такого-то числа (дата-время-место). А вот если вы просто организуете встречу с коллегами, чтобы на самой встрече узнать об актуальных проблемах, готовьтесь к тому, что либо явка будет невелика, либо есть риск просто испортить впечатление у публики. Далеко не всегда вы сможете компетентно ответить на ЛЮБОЙ неожиданный вопрос. Они и так будут, но если подготовиться заранее, рассказать без подсказки из зала, что мы «постоянно следим, мониторим, знаем, решаем» и т. д., люди увидят – там, наверху, действительно в курсе их проблем. И намного теплее отреагируют на ваше выступление.Теперь про «внешние СМИ». Представим, что председатель выступает на телевидении. Днем. Люди на работе – мало кто сможет посмотреть ТВ. Если это хорошее время, прайм-тайм, ситуация на самом деле ничуть не лучше. Кто-то спит, кто-то гуляет на улице, кто-то учит уроки с ребенком или просто учит уроки. На другом канале интересный фильм. Надо продолжать? Думаю, нет. Причем мы говорим о ситуации, когда коллектив в курсе, что их лидер выступает по ТВ. Этот замечательный ресурс сыграет только при высокой степени информированности коллектива, его заинтересованности в просмотре телепередачи, оптимальном времени выступления, правильной рекламе события и альтернативной возможности просмотра: ролик надо выложить на сайте, в социальных сетях, сделать рассылки профоргам, даже повесить объявления на стендах «смотрите выступление Ивана Ивановича на «Первом канале». Отработать обратную связь, проанализировать комментарии. Конечно, и выступление должно быть достойным того, чтобы его обсуждали в положительном ключе. Про газеты-журналы мы уже говорили, повторяться не будем. А телевизионные выступления и радиопередачи во многом схожи. Главное преимущество у радио – большее «покрытие» в неудобное время. Радио принимают телефоны, плееры, его можно слушать, не отрываясь от работы, через радиоприемник и компьютер. По дороге домой в машине и транспорте тоже проще прослушать радиопередачу, чем посмотреть ТВ. Тут важно четко понимать, какие станции слушает ваша целевая аудитория. Через «радиоточку» достучаться до молодежи невозможно. А танцевальные хиты или шансон вряд ли будут слушать профессора. Хотя… дело даже не в слушателе, а в формате самой радиостанции. Наши профсоюзные новости больше интересны деловым теле- и радиоканалам, новостным лентам. А самые популярные радиостанции делают акцент на музыку и развлечения.Поговорим о лице профсоюзных организаций в информационном веке? Сайты, страницы в социальных сетях… Во-первых, они (как это ни странно) есть не у всех. Процентов 85‑90 организаций представлены в Интернете, если говорить о высшей школе, даже все 95%. Но, как всегда, есть небольшое «но». Проводя анализ сайтов ППО университетов, мы с удивлением отметили, что более 65% организаций обновляют новости реже 1 раза в неделю. Много – 20% с лишним – реже 1 раза в месяц. Были и такие, где новости меняются не чаще раза в год. А еще – вот уж чудеса в решете – есть сайты, где информация ВООБЩЕ не обновляется. Там есть «вечная» страничка: название организации, кто председатель, и выдержка – например, из устава. Все! Обратной связи нет. ФИО председателя, конечно, многое говорит, но вдруг (!) вы не знаете его номер или адрес почты?Конечно, это «выдающиеся» случаи. В большинстве своем ППО следят за своими сайтами, обновляют информацию и вообще молодцы. Но благоденствия не видать. Дело в том, что проходимость таких сайтов не всегда велика. Недостаточно просто выкладывать очередную новость. Нужно смотреть, сколько народу посещает сайт, на каком месте в поисковых системах он находится. Даже масса посещений не гарантирует, что ваши новости реально читают. И отображаются у вас уникальные пользователи или просто считывается каждое посещение? Штука в том, что вы сами можете 15‑20 в день заглянуть на свой сайт. Так же поступит часть ваших сотрудников. И получится, что ежедневно сайт открывают 150‑200 раз. А в реальности это будут всего несколько пользователей – ваших коллег.Наполненность сайта – это не только свежие новости. Документы, всевозможные формы заявлений, обратная связь, ссылки на популярные и полезные страницы, по возможности – фото и картинки. Не стоит стесняться сделать ссылку на прогнозы погоды и расписания поездов (самолетов), ссылки на сайт вуза и другие профсоюзные организации, на СМИ. Адрес сайта необходимо размещать на брендовой продукции, полиграфии, на стендах и информационных досках. Делать ссылки из социальных сетей на сайт и наоборот.Финансовый вопрос. Согласно свежим рекомендациям Центрального Совета, доля бюджетов ППО на информационную работу должна составлять не менее 6‑8%. Бюджеты у организаций очень разные. Где-то речь идет о миллионах рублей, а где-то просто о рублях. И взятая из головы цифра 10 000 рублей для некоторых превышает годовые затраты на информационную деятельность, а для кого-то ее не хватит на листовки первокурсникам. Вопрос состоит в том, что традиционно мы закладываем незначительную долю бюджета на важнейшее направление. Можно тратить массу денег на подарки, материальную помощь, выделять средства на социальные программы и оздоровление. Но матпомощь получают в год всего несколько процентов членов профсоюза. Оздоравливаться поедут тоже далеко не все. Каждая социальная программа рассчитана на определенную аудиторию – сотрудники с детьми, ветераны, студенты-сироты и т. д. Доля тех, кто запустит позитивное «сарафанное радио», минимальна. Сами прекрасно знаете: выдали новогодний подарок – так и надо. А вот если вдруг (!) не дали, а должны – поднимется крик и шум. Кричать на каждом углу про получение материальной помощи никто не будет – к сожалению, повод не тот.Другое дело – информационная работа. Именно она дает наибольший охват членов профсоюза, именно благодаря информационным ресурсам люди узнают и про охрану труда, и матпомощь, и правовую поддержку. Получается пиар-эффект, столь необходимый для мотивации, агитации и пропаганды. Проблема в том, что дешевая информационная стратегия не срабатывает. Нужны специалисты, а им надо платить. Нужны информационные поля, свои СМИ, своя качественная полиграфия и бренд-бук. Нужны реально «крутые», не дешевые промо-мероприятия. Нужны программы лояльности. Это стоит денег. Читая это, вы, наверно, думаете, что я подвожу к мысли «нужно просто больше вкладывать» средств? А нет. Если вместо 6% на информационную работу тратить 60%, дело, конечно, пойдет на лад. Только профсоюзная организация – не event-агентство. Не газета. Не шоу с трубачами. В том то и дело, что средства должны идти на реальную помощь людям, а не демонстрацию! И рекомендованные руководством профсоюза проценты, наверное, справедливы. Иначе профсоюзное движение потеряет саму свою суть.Потому и не работают теперь «мы защищаем ваши права», «мы гарантируем вам стипендии» и т. д. Они есть. И права, и стипендии. Именно благодаря профсоюзу они УЖЕ есть. Мы добились этого. До следующего вопиющего социального взрыва борьба не нужна. Получается парадокс: качественно работает правовая служба. Все трудовые споры разрешаются в пользу работников. Проходит время, администрация перестает устраивать массовые увольнения, устраняет нарушения коллективного договора. Наступает социальный рай. И что будет? Правильно! Народ начнет выходить из профсоюза! Что со всем этим делать – надо решать вместе. Делиться опытом, обсуждать, спорить. Именно для этого я и написал эту статью.Жду ваших комментариев и предложений.Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, руководитель информационной службы первичной профсоюзной организации Южного федерального университетаalexeev80@bk.ruvk.com/id10957748P.S. В Южном федеральном университете создан Центр изучения трудовых отношений и проблем профсоюзного движения на базе Института социологии и регионоведения ЮФУ. Мы приглашаем всех, кому есть что сказать и о чем спросить, к сотрудничеству и диалогу. Совсем скоро Центр начнет образовательную деятельность, в данный момент решаются последние бюрократические формальности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте