Мало кто в СССР не знал имени и голоса человека, которого называют «певцом русского сердца». Его трогательный, чувственный, с мягким серебристым колокольчиком лирический тенор заставлял сердца слушателей биться учащенно. Подъезд, в котором он жил, утопал в цветах и очередях поклонников. В ленте «Музыкальная история» (довоенной) ему не нужно было играть героя. Режиссеры умоляли его сыграть себя, и только. Неповторимый Ленский, партию которого он исполнил более 500 раз, давно вошел в сокровищницу Большого театра и мирового исполнительства. Сергей Яковлевич Лемешев…
Впервые я услышал его голос в записи оперы «Князь Игорь», и когда в сцене затмения прозвучала тревожная фраза «И, словно солнце, на небе месяц горит серпом!», по телу пробежала дрожь. Это было так натурально и выразительно, что мне представилась эта картина, как наяву. Последующие акты я то и дело ждал, когда этот голос вновь запоет. Пластинка была долгая, но с голосами Андрея Иванова (Игорь), Марка Рейзена (Кончак), Александра Пирогова (Галицкий), о которых я писал раньше, все буквально пролетало. И вот он, княжич! «Медленно день угасал, солнце за лесом садилось…» – знаменитая каватина Владимира Игоревича. Друзья, просто послушайте. А на финальной ноте, которую Лемешев поет pianissimo, прислушайтесь к тону своего сердца. О его Ленском даже не буду говорить.
А какой это был камерный певец! Он первый дал серию концертов (сейчас это непременно назвали бы проектом) «100 романсов Чайковского». Его интерпретации бесценны и являются подлинным исполнительским эталоном. Русские народные песни Сергей Яковлевич считал источником вдохновения и исполнял их с особой теплотой. Его «Хуторок» (Романс Булахова «Свидание») заставляет понять, что такое подлинная скорбь и непроходящая любовь.
Не отказывал Лемешев и советским эстрадным композиторам, своим современникам, в исполнении их песен. Мокроусов, Хренников, Пахмутова боготворили его, вспоминали с теплотой и благодарностью. И молодые певцы Большого театра почитали Сергея Яковлевича не только как мастера-исполнителя, но и как чуткого человека, умевшего защитить начинающих исполнителей на худсоветах. Когда Тамару Синявскую пожурили за исполнение «Черноглазой казачки» Блантера, мол, с вашим роскошным голосом петь такое, Лемешев встал и сказал: «Если кто-то не умеет оперным голосом петь песни, то это проблемы точно не Синявской! Пойте, Тамарочка!» Этому человеку (хоть и с мягким голосом) возражать не смел никто.
А премьера «Отелло» с Атлантовым?! Сколько Лемешев добивался, чтобы поставили эту оперу специально под голос, сравнимый с самим Карузо! Через несколько лет Атлантова в этой партии на руках носили все театры мира.
Вот так хочу закончить рубрику «Знать и помнить» и пожелать всем счастья, приятных волнений сердца, такт которому отмеряли бы лишь звуки прекрасного. До новых встреч!
Юрий КЛЮЕВ, директор лицея №1 имени А.С.Пушкина, кандидат биологических наук, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, Брянск
Комментарии