search
main
0

Певец Первопрестольной. 6 июля – 155 лет Аполлинарию Васнецову

Еще при жизни Аполлинария Васнецова его творчество было высоко оценено самыми авторитетными знатоками живописи. К примеру, замечательный художник и теоретик Константин Федорович Юон отмечал: «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее…»

В столицу художник не на шутку влюбился, когда приехал сюда в 1878 году из небольшого села Быстрица Орловского уезда родной вятской земли, где преподавал в школе.Кстати, и эта страница его биографии небезынтересна. Дело в том, что не призвание привело Аполлинария в школу. Поддавшись демократическим брожениям в обществе, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать в селе. Но, не чувствуя творческой радости, он скоро остыл в этом желании, увидел бесплодность своих стараний, ощутил холодность учеников, которые не понимали его. Сам Аполлинарий Михайлович позднее признавался: «У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты… Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели… И детство, проведенное среди мужиков, и народничество семидесятых годов оставили во мне глубокие следы».Зато как художнику Аполлинарию повезло. Он не только ощутил рядом плечо старшего брата, уже известного живописца, но и стал вхож в ближний круг Виктора Михайловича, общался с такими корифеями кисти, как В.Д.Поленов, В.А.Серов, И.И.Левитан, М.А.Врубель… А в 80-е годы судьба преподносит ему истинный подарок: сам Илья Репин способствует развитию его таланта, делится с младшим Васнецовым секретами мастерства.Не раз и не два «пытали» Аполлинария Михайловича, откуда такая его любовь к старой Москве. «Я люблю все родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого, – отвечал он. – Я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их… Чем дальше шло увлечение прошлым Москвы, тем более и более открывались несметные сокровища этого исторического города». Историки сообщают, что для этого он даже поднимался на воздушном шаре, что по тем временам для творческого человека было несомненно большой смелостью. И его, вятского уроженца, сына священника из села Рябово, заслуженно называли самым московским из всех московских художников. Он по-своему разработал тему исторического пейзажа и создал целую серию акварелей, посвященных Кремлю в разные периоды его жизни. Таковы полотна «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», серия картин «Московский Кремль», воспроизводящих Кремль от XII до XVII века, серия «Красная площадь» и многие другие. И не случайно Аполлинарий Михайлович участвовал в создании многотомного труда «История русского искусства» (1910 г.).Многолетний творческий и исследовательский труд на благо Москвы, естественно, был не только замечен, но и оценен по достоинству. За плодотворную работу по охране древних памятников Васнецов в 1903 году избирается членом-корреспондентом, а позднее – действительным членом Московского археологического общества. Это говорило о признании его заслуг известными учеными-историками. Не однажды выступал Аполлинарий Михайлович и как литератор, повествующий как о старой Москве, ее людях и обычаях, так и о самом творчестве («Художество»).Хорошо знавший его Александр Бенуа вспоминал: «Мне нравились его довольно наивные и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства».XX век Аполлинарий Михайлович встретил уже известным творцом. Академия художеств признала его своим академиком, а в 1903 году он стал ее действительным членом. Уже около десяти его произведений – в Третьяковской галерее, классики живописи признают в нем себе равного, а Илья Ефимович Репин охотно констатирует: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» В эти же годы Васнецов работает и для театра, создавая неповторимые декорации, и для Московской частной оперы («Иван Сусанин», «Хованщина»), и для Мариинского театра («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), и для других российских сцен…Немало сделал Аполлинарий Михайлович для России – и как общественный деятель, и как педагог. После кончины Исаака Левитана по настоятельной просьбе руководства Училища живописи, ваяния и зодчества Васнецов становится во главе пейзажного класса. То есть снова берется за работу учителя, но уже в связи с любимой профессией!.. Много сил приложил он и для создания в Вятке художественно-исторического музея (ныне – Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых), привлекая к этому виднейших русских художников. Благодарная Вятка в год 155-летия своего земляка, конечно же, отметит это событие интереснейшими мероприятиями, в том числе в селе Рябово, где он родился и рос среди русской природы, перенимая от отца, Михаила Васильевича, любовь не только к России как стране, но и ее простым людям….Умер Аполлинарий Васнецов 23 января 1933 года в возрасте семидесяти семи лет и похоронен на Введенском кладбище Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте