search
main
0

Петров подрался на уроке. Папа принял меры

«Мам, ты представляешь, Ирина Юрьевна перед нами даже извиняется!» – с восхищением заявила своим родителям одна второклассница после того, как те перевели девочку из другой школы в гимназию № 22, в класс к Ирине Кириловой. В Белгороде эта гимназия известна, в ней работают восемь победителей городского и областного конкурсов «Учитель года» разных лет, а директор гимназии Светлана Шляхова была финалисткой всероссийского конкурса 1998 года.

Между прочим, тот год и для Ирины Кириловой оказался знаменательным. Она, учитель начальных классов, заняла первое место на городском конкурсе, а не став победителем в области, для себя решила, что через несколько лет попробует еще раз. Так и вышло. В 2004 году она подала заявку на участие в городском этапе учительских состязаний и снова победила:

– Я сама вызвалась, сама попросилась участвовать в городском конкурсе. Хотелось, конечно, и свои силы попробовать, а с другой стороны, я не пошла бы, если бы не было новой идеи. На тот момент у нас в Белгородской области некоторые учителя, и я в их числе, уже три года работали по новой технологии изучения русского языка. Это технология Юлии Александровны Поташкиной – воронежского филолога и ученого. Именно эту технологию мне и захотелось показать коллегам. Работая по ней и привнося что-то свое, можно добиваться высоких результатов. Ведь обычно у детей в начальной школе именно по русскому языку бывает четверка, а по математике – пять. Она полегче дается. Как правило, в классе есть только небольшой процент детей, имеющих природную грамотность: они интуитивно расставляют запятые, пишут почти без ошибок. Но таких мало. Когда я раньше работала по традиционной программе, потом по занковской – результаты оставались примерно те же. Есть в классе шесть человек, которые стабильно получают тройки по русскому, и так они и будут их получать. Проблема ведь не в том, чтобы научить грамотно писать тех, кто умеет или почти умеет это делать, а в том, чтобы грамотными стали именно эти шестеро!

В итоге Ирина пошла на курсы, потом стала работать по программе Поташкиной, и результат появился. Даже самые слабые дети стали размышлять, более уверенно отвечать у доски, и в итоге получать более качественную базу знаний по русскому. Ирина Юрьевна говорит, что теперь, например, у нее весь класс пишет сочинение на уроке без предварительной домашней подготовки. И это в начальной школе. Новая технология интересна тем, что дети изучают русский язык через алгоритмы, как бы включают свои математические способности. Правила зазубривать не надо, зато надо понимать и уметь логично мыслить. В Белгородской области сейчас уже много школ и классов, работающих по этой технологии. А в региональном институте подготовки кадров и переподготовки специалистов открылась лаборатория инновационных развивающих технологий по русскому языку, и Ирина теперь работает заместителем руководителя этой лаборатории.

Но сначала был конкурс, победа на городском этапе и участие в областном.

– На областном этапе было сложно, участвовало 48 человек, и среди конкурсантов были кандидаты наук. У меня, если честно, даже какой-то страх был за то, что я всего лишь учитель начальных классов. Как-то так складывается, что отношение к предметникам всегда более серьезное. А тут – начальная школа, ну и что? В итоге все мои страхи кончились тем, что я при подготовке заставила себя работать с полной отдачей, и требовательность к себе самой была высокая. Если уж вести урок, то такой, чтобы по минутам разложен, отточен, чтобы никто не мог ни к чему придраться… И все равно, когда со сцены объявили, что я победила, ощущение было – не передать!

После победы на областном конкурсе в жизни Ирины стали происходить чудеса. А самое большое чудо было связано как раз с олимпиадой, точнее, с Олимпийскими играми в Афинах. В августе, как раз когда она готовилась к всероссийскому «Учителю года», ей позвонили со словами: Ирина Юрьевна, вас беспокоят из администрации города Белгорода. Мы хотим сообщить вам, что вы включены в делегацию болельщиков, которые поедут на Олимпиаду в Грецию. Разумеется, она не поверила, даже засмеялась и потребовала срочно признаться, кто ее разыгрывает. Но не тут-то было. Ей ответили, что никакого розыгрыша нет, а самая главная проблема сейчас – сделать ей загранпаспорт, если его у нее нет. Его, разумеется, не было, и потому Ирине сказали срочно бежать в паспортный стол оформляться. Что она и сделала, все еще не веря в то, что чудеса на свете бывают.

– Я никогда не думала, что обычный учитель может попасть на родину олимпиад, да еще и на саму Олимпиаду! Очень хочу поблагодарить и администрацию города Белгорода, и администрацию Белгородской области за их внимательное отношение к учителям! Десять дней, проведенные в Греции, в моей памяти останутся на всю жизнь!

У каждого учителя есть свои секреты общения с учениками. Ведь не только дети растут рядом со своим взрослым наставником, умнеют, учатся хорошему, но и учитель меняется и тоже порой учится. Чему? Например, добросердечию.

Ирина Юрьевна никогда не ставит детям двойки и дает возможность пересдать, если ребенок отвечает на «три». По ее мнению, двойка – это недоученность ребенка. Раз он получает такую оценку, то это не потому, что не захотел понять, а потому что она не смогла ему объяснить как надо. Если ребенку раз поставить двойку, потом, второй, третий – он вообще махнет рукой, для него это перестанет быть неприятным событием, а может, даже и войдет в привычку.

– И еще всегда важен психологический фактор. Мы ведь не знаем, что у ребенка было вчера дома, с каким настроением он пришел в класс. Я вижу, что ребенок стал хуже заниматься, вызываю маму, объясняю, что не получается у ребенка, и спрашиваю, как думаете, почему? Может, что-то случилось, что-то в семье происходит? И выясняется – да, от них уходит папа! А я про себя думаю: ну вот, поставила бы я ему два, и что? Бедный мальчишка не делает уроков потому, что просто не может! У него трагедия, папа уходит! И на контрольной он в классе сидит и думает не над примерами, а над тем, как он без папы будет! Или, например, мама заболела, и он поэтому не выучил…

Бывает, дети приходят и спрашивают: вот в соседнем классе ставят двойки, а вы нам нет, почему? Или родители: вы, Ирина Юрьевна, наверное, их балуете. А я их не балую, я просто их берегу. Для меня каждая двойка – это как моя личная трагедия. Я обычно просто пишу: не справился или не подготовился. Это вместо двойки. И мои ребята уже знают, если такое в тетради или в дневнике записано, значит, они сами ко мне подходят и спрашивают, когда будем исправлять?

Это, конечно, хорошо, но как тогда быть с наказанием? Ведь далеко не все дети такие сознательные. Они еще и на уроках себя плохо ведут, а начальная школа – это ж вообще! Они настолько маленькие, что урок просто не высиживают, так и норовят вскочить. Какие уж тут знания. Оказывается, был момент, когда именно эта проблема Ирину просто замучила! Один класс был настолько сложным, что приучить их к порядку казалось невозможно. Что делать? Естественно, в дневник записывать: «Петров сегодня подрался на уроке (или на перемене)» и так далее. Вот так она одному мальчику и написала, а он на следующий день пришел, задрал рубашку и показал синюю спину: папа избил ремнем за замечание в дневнике. Принял, так сказать, меры! Конечно, ей стало жалко мальчишку, конечно, стала укорять себя… А парнишка взял да и на следующей перемене опять разбушевался.

И тогда Ирина придумала «школярики».

– Это специальная награда, особое поощрение, которое я выдавала и за хорошо выполненное задание, и за отличное поведение. С оценками в журнале это никак не было связано, «школярики» были особой наградой. И вдруг оказалось, что для ребят они очень важны! Доходило до того, что некоторые просили лучше замечание в дневник записать, но только не забирать «школярики» назад. Мы ведь условились, что за хорошую отметку или за поведение я им «школярик» выдавала, а за плохую или за плохое поведение – отбирала. И еще мы договорились в конце четверти посчитать, у кого «школяриков» больше всех, и вручить победителю специальный приз!

У Ирины Юрьевны и сейчас далеко не элитный класс. Наоборот, когда она перед первым сентября встречается с родителями и объясняет, что ведет русский язык по специальной технологии, и просит подумать, хотят ли они своих детей отдать в ее класс, родители решают, что такая технология подойдет именно слабому ребенку. Последний набор – 20 ребят, и с половиной из них в первом классе специально занимался логопед.

Спрашиваю Ирину Юрьевну, чего, на ее взгляд, не должно быть в учителе?

– Лени! Если человек ленится, он не все свои способности вкладывает в то, что делает. Лень не дает нам двигаться дальше. Вот есть одна наработка – и все, я буду работать по ней всегда. Но хорошо ли это? Если огонек внутри горит, то он не дает успокаиваться, все время хочется совершенствоваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте